DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«Ужасное» пение на театральной сцене

Жанр ужасов, как это быстро выяснилось, вполне переносим на театральную сцену: уже по «Дракуле» Брэма Стокера существовали театральные постановки, в одной из которых, кстати, подвизался венгерский актер Бела Лугоши. Да и задолго до того существовала театральная традиция «гран-гиньоль», как раз и «заточенная» под демонстрацию кошмаров и кровавых подробностей. И, наверное, было только делом времени, когда «ужасы» в театре догадаются совместить с… мюзиклом. Кто же откажется посмотреть на танцующих зомби или поющего маньяка-убийцу? О нескольких примерах этого славного жанра мы сегодня и поговорим.

Шоу ужасов Рокки Хоррора

Не смотря на «свирепое» название, особенных ужасов вы здесь не найдете: «технически» это вообще научная фантастика, потому что основные герои этого фильма – инопланетяне. А вообще-то это безумно смешная пародия на фильмы ужасов и фантастику середины прошлого века, но, поскольку эту пародию делали люди, любящие эти фильмы – то получилась она еще и трогательной. А единственный ужас – это ощущение того, как плавятся ваши мозги при первом знакомстве с этим шедевром. Так как до Бродвея большинству из читателей далековато, то проще всего ознакомиться с «Шоу ужасов» по его экранизации 1975 года. А когда будете смотреть, имейте ввиду, что картина включена в Библиотеку конгресса - как «имеющая историческую и культурную ценность». Это поможет вам не выключить фильм на первых же минутах, испытав тяжелый культурный шок. Лично я влюбился в фильм просмотра с третьего.

Сюжет рассказывает о парочке новобрачных, чья машина сломалось неподалеку от готического замка – и они попросили там приюта от дождя. Вот только хозяином замка оказался «милый трансвестит из Трансексуала, Трансильвании», гениальный ученый, одержимый мечтой о создании жизни. Так что герои – обычные, слегка скучноватые молодые люди – узнают много нового о себе и окружающем мире.

С музыкальной точки зрения это вполне типичный мюзикл, предлагающий все характерные для жанра типы номеров: здесь и хоровое пение «Time Warp» (одна из самых узнаваемых песен фильма), и дуэты тех или иных героев, и сольные «выходы» большинства основных персонажей. Обратите внимание, к примеру, на «Touch-a, Touch-a, Touch-a, Touch Me», которую в фильме исполняет Сьюзен Сарандон – начинается эта композиция как довольно мягкое и лиричное соло героини, но постепенно переходит в довольно напористый номер. А знаменитая "Hot Patootie – Bless My Soul" в исполнении Мит Лоафа - вовсе типичный рок, подкрашенный саксофоном.

В общем, я согласен с Библиотекой конгресса – это гениальное произведение, весьма рекомендованное к ознакомлению.

Суинни Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит

Самый знаменитый, пожалуй, мюзикл культового американского композитора Стивена Сондхайма, рассказывающий о брадобрее, который убивал клиентов и его подельнице, которая пекла пирожки из трупов. В России лучше всего известна киноверсия Тима Бёртона, но в ней подправлен сюжет и не хватает нескольких музыкальных номеров, в том числе основного лейтмотива – «Баллады о Суинни Тодде» и ее многочисленных реприз. Как известно, главный герой – не совсем классический маньяк: он еще и мститель за совершенное против него преступление…

Надо сказать, это не мюзикл в чистом виде – в нем есть элементы оперы, благодаря чему «Суинни Тодда» ставили и несколько оперных театров. А в пресловутой «Балладе», которую не пожелали включать в фильм, содержатся отголоски средневекового католического гимна Dies Irae (День гнева) – тоже довольно необычный ход для простого мюзикла. Звучит «Суинни Тодд», в отличие от яркого и взрывного «Шоу ужасов» с монолитной мрачностью – и даже кажется несколько монотонным. Впрочем, это вообще характерно для творчества Сондхайма – он не склонен баловать своих поклонников разнообразием запоминающихся мелодий, его музыкальному творчеству свойственна этакая тяжеловесная академичность – что, в целом, необычно для жанра. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать любое другое его произведение – нашумевших «Убийц», к примеру.

Самое забавное, что «Суинни Тодд», при всем при том, весьма популярен в англоязычном мире – помимо фильма Бёртона существует с десяток разных постановок мюзикла на сцене, и некоторые спектакли выдерживали сотни представлений. Есть даже переложение для… школьных театров, слегка откорректированное по языку и содержанию. Кстати, этот факт обыгрывается в фильме Кевина Смита «Девушка из Джерси»: в гомерически смешной сцене школьного конкурса «дети и родители», одна пара участников за другой исполняет слащавую балладу «Memory» из знаменитого мюзикла «Кошки». И вслед за этим дочь главного героя выступает с отрывком из «Суинни Тодда», в котором герой перерезает горло клиенту. Педагоги в шоке, зрители фильма – под столом от смеха.

Напоследок отмечу, что принятый русскоязычный перевод названия мюзикла, который я привел выше, все-таки неточен: герой этого произведения не парикмахер, он не причесывает и подстригает клиентов, а бреет их. Правильнее было бы «цирюльник, брадобрей».

Зловещие мертвецы

Пожалуй, именно с этого произведения я бы порекомендовал начинать знакомство с жанром хоррор-мюзиклов: яркие мелодии, убийственные тексты и отличная постановка. Самое смешное, что идея написать мюзикл на основе легендарных фильмов Сэма Рэйми пришла в голову композитору Кристоферу Бонду, когда он принимал участие в очередной постановке вышеупомянутого «Шоу ужасов Рокки Хоррора». За основу сюжета были взяты первые два фильма: герои приезжают в хижину в лесу в них начинают вселяться демоны, мертвецы нападают на выживших… А вот концовок у мюзикла сразу две: в оригинальной версии Эш вместе с мертвяками проваливался в прошлое и, убивая одного из зомби на виду у средневековых воинов, провозглашался героем. Но, когда мюзикл ставили в США, компания Universal заголосила о нарушении авторских прав и придумали другую концовку: в ней Эш, сидя в супермаркете, хвастается подвигами – и в это время нападает мертвец. Разумеется, наш герой побеждает… Честно говоря, убей не пойму как первая концовка нарушает авторские права, а вторая – нет. Сюжет мюзикла основан, в том числе и на втором фильме, из которого и была позаимствована оригинальная концовка. Новый вариант окончания, как не трудно заметить воспроизводит один из финалов уже третьего фильма… Как у них все не просто…

Музыка здесь не выходит за рамки типичной для мюзикла стилистики, но несколько запоминающихся музыкальных номеров все же есть: начиная с разухабистой пляски мертвецов «Join Us» и заканчивая гомерически смешным "I'm Not a Killer". Тексты и правда великолепны: создатели мюзикла не только перенесли на сцену культовые шуточки Эша («Хороший… Плохой… Я – парень с ружьем»), но и добавили собственных, довольно едких. К примеру, распевая о том, каково ему оказаться в окружении злобных зомби, в которых превратились его бывшие коллеги, Эш заявляет: «Но ведь убивать коллег противоречит политике компании». А вот его уговаривают стать одним из мертвецов: «Почему бы тебе не присоединиться к нам – тоже будешь мертвым и злобным? Это самое крутое, что ты можешь сделать – присоединяйся». А дальше по ходу этого номера, кстати, будет твориться полный беспредел: запоет висящая на стене оленья голова, демоны вселяться в руку Эша и вынудят ее отпилить…

Да, да – искусственной крови на сцене не жалеют: первые ряды так и назывались «Зона выживания» и билеты туда продавались с предупреждением, что за состояние одежды зрителей администрация ответственности не несет – их буквально заливали «кровью». Многие специально приходили в белых майках, чтобы получить такой вот «сувенир» на память – «окровавленную» футболку.

К сожалению, в нашей стране этот мюзикл не ставился и даже не гастролировал. Официальные его издания существуют только на cd, видеозаписи никогда не выходили в свет. Впрочем, найти заснятые на видео отрывки из разных постановок все-таки можно, встречается даже целиком запечатленный спектакль с приемлемым качеством изображения.

Разумеется, это далеко не все образцы хоррор-мюзиклов: к примеру, на сцену переносилась «Керри» Стивена Кинга, а вышеупомянутый Стивен Сондхайм в своем мюзиклы «Убийцы» вывел на сцену даже Чарли Мэнсона и его «семью», но для первого знакомства с жанром трех вершин, о которых рассказывается в статье, вполне достаточно.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 07-08-2012 22:58

    Здорово, вот бы побывать на подобном хоррор-мюзикле...

    Учитываю...