DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Вежливые сволочи

Дождись темноты / Wait Until Dark

США, 1967

Жанр: триллер

Режиссер: Теренс Янг

Сценарий: Роберт Керрингтон, Джейн-Ховард Хаммерстин, Фредерик Нотт

В ролях: Одри Хепберн, Алан Аркин, Ричард Кренна, Джек Уэстон, Ефрем Цимбалист мл.

Похожие фильмы:

  • «Слепой ужас» (1971)
  • «Пентхаус с видом на север» (2012)

Квартира как поле боя. Отличная идея для напряженного герметичного триллера, особенно в старые добрые времена, когда в жанровом кино на первом месте была интересная история, а не визуальные эффекты. Да и в целом фильмы «страшных» концепций были куда мягче в массовом восприятии. Но дело не в том, что человечество раньше отличалось повышенной добротой, а просто киноискусство склонялось к подобию театра, а не феерических шоу. Это выражалось как в особенностях актерской игры, так и в образах персонажей, да и в общей стилистике постановки. Так экранные злодеи, при всей ужасности своих деяний, казались рыцарями с учтивыми манерами. А-ля «извольте защищаться, сударь, сейчас я вас буду резать!». Как кодекс Хейса в Голливуде регулировал показ непотребств, так и «плохиши» блюли своеобразный кодекс чести. Но развивающийся потребительский рынок навязывал свои правила вседозволенности в искусстве, бабло побеждало пуританскую мораль, и в 1967 году кодекс Хейса отменили, как раз в год выхода «Дождись темноты».

На тот момент Теренс Янг уже был опытным постановщиком с фильмографией, включавшей в том числе и масштабную бондиану. Но пьеса Фредерика Нотта (кинематографичность творчества которого раннее уже испытал Хичкок — «В случае убийства набирайте "М"») давала шанс сделать небольшую и захватывающую картину, где действие вращается вокруг его давней подруги Одри Хепберн (точнее, ее героини). На арене сражения слепая красотка (Хепберн), троица мужиков-бандитов и бойкая девочка, временами сильно помогающая Одри. Кажется, чего стоит брутальным бандюкам добиться чего угодно от беспомощной женщины? Но последняя — крепкий орешек, а первые слишком галантны, как и подобает отморозкам времен кодекса Хейса.

Сам по себе сюжет условен, построен на множестве странных нюансов, что, впрочем, не делают картину слабой (это же кино, а не реальность). Плохие ребята используют в качестве наркокурьера обворожительную девицу, которая, в свою очередь, прячет дурь при перелете из Канады в США в музыкальной кукле. В аэропорту Нью-Йорка девица видит «врага» и судорожно спасает «товар», всучив куклу случайному знакомому, добропорядочному местному фотографу. Тот приносит игрушку домой и оставляет ее на попечение слепой супруге. Потом фотограф улетает в командировку, а к нему в квартиру заваливаются три преступника, дабы забрать «товар». Только они не собираются пытать невинную женщину, а разыгрывают целый спектакль с «сослуживцем» мужа, его «любовницей» и «полицией», чтобы слепая помогла найти куклу в собственном доме.

Стивен Кинг в далеком 1981 году называл «Дождись темноты» чертовски страшным фильмом, но если вы смотрите его впервые в наши дни, то, скорее всего, удивитесь подобной характеристике. Пусть отрицательные герои, бесспорно, способны на убийства, но для них насилие — настолько крайняя мера, что большую часть действия бандиты будут вести милые беседы с жертвой, лишь с легким налетом угрозы. Понятно их желание просто найти наркотики и убраться восвояси без лишних трупов, тем более что жертва слепая и никого не сможет опознать. Но на свою «игру в театр» суровые изверги тратят слишком много времени и сил, прикидываясь другими людьми, совершая ложные телефонные звонки и придумывая сложные легенды. Представить, что современные наркодельцы действовали бы так же, решительно невозможно, но на то она и классика кинематографа, в которой на первом плане изящество постановки, а не жестокий реализм.

Другими словами, сейчас наблюдать за всем этим интересно, но вряд ли страшно. Ситуация вызывает напряжение, но без какого-либо леденящего ужаса. Нет ощущения смертельной опасности, смотришь и думаешь: «Ну найдут они в итоге куклу и просто уйдут». Конечно, по законам жанра, а все будет не так, и сюжетные перипетии заставят одного из «зверей» обнажить оскал, но до кульминации еще надо дожить. А пока зритель будет наблюдать лишь обходительную игру в кошки-мышки.

Одри Хепберн, бесспорно, хороша в образе милой женщины, которая сначала простодушно верит в навязанную бандитами «пьесу», а потом начинает внезапно доминировать в их же игре. Не хочется анализировать, насколько правдоподобно она изображает слепую (ведь вся рассказанная история — художественная условность). Достаточно, что героиня получилась по-настоящему выразительной, и номинация на премию «Оскар» вполне заслуженна. Молодой Алан Аркин отлично исполнил роль самого изощренного и жестокого бандюгана, и фильм стоит смотреть даже просто ради актерских работ. Но в первую очередь картина хороша своей обезоруживающей старомодной непосредственностью, когда жесткий по смыслу триллер воспринимаешь как доброе, «ламповое» кино, практически для семейного просмотра. Спустя несколько лет выйдет «Слепой ужас» Ричарда Флайшера, лента с условно схожей фабулой (незрячая девушка противостоит маньяку), и это будет уже шокер нового формата, под стать современным психологическим жутикам. А «Дождись темноты» — кино действительно из другой эпохи, скорее для ценителей прекрасного, а не фанатов жести.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 20-07-2020 08:32

    Великий фильм

    Учитываю...