DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Восстание природы

Дикие звери / Wild beasts - Belve feroci

Италия, 1984

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Франко Проспери

Сценарий: Франко Проспери

В ролях: Лоррейн де Селле, Джон Олдрич, Уго Болонья, Луиса Ллойд, Джон Стэйси

Похожие фильмы:

В итальянском кино было два режиссера по имени Франко (Франческо) Проспери. Одного хорошо знают в России по совместной режиссуре с Эльдаром Рязановым фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Этот Франко тоже снимал хорроры, сотрудничал с Марио Бава и Бруно Маттеи, а также с испанским мастером треша Хесусом Франко. Он завершил свой творческий путь еще в 80-е, а в 2004 году отошел в мир иной.

А вот автор «Диких зверей» жив и поныне, но давно ничего не снимает. Его путь в кино был совершенно другим. Франко Проспери не был ремесленником, работавшим в тех жанрах, которые ему предлагали на студиях. Наш Франко — один из отцов шокирующей документалистики, ближайший соратник Гальтьеро Якопетти. Именно им мир обязан появлением таких работ как дилогия «Собачий мир» и «Прощай, Африка». От их псевдодокументальных экспериментов и тянется ниточка к популярным ныне мокьюментари. Наверняка не без влияния этих фильмов появился шокирующий немецкий авангард, вроде работ Йорга Буттгерайта, а также сплаттеров, где насилие — почти единственная движущая сила сюжета.

Убеленный сединами режиссер на закате своей карьеры решил оставить свой след в игровом кино, создав, с одной стороны, квинтэссенцию своих документальных фильмов, а с другой — как бы итальянский ответ американскому хоррору «День животных». Набивший руку на показе реальной крови, постановщик знает, как преподнести зрителю спецэффекты, чтобы эти сцены врезались в память какой-то своей сюрреалистической обреченностью. Восставшая природа на примере животных из зоопарка как будто мстит человечеству за неуважение к себе.

Если мутировавшие зверушки из «Пищи богов», будучи перенесенными на экран, вызывают у современного зрителя иронию, то «Дикие звери» и по сей день не потеряли те качества, которые позволяют хоррору вызывать ночные кошмары. Автор не занимается обличением людей, опять сливших отходы в канализацию — скорее, его увлекает само безумие. Животные без причин нападают на жителей города, дети, отведав отравленной воды, вооружившись ножами, убивают взрослых. Сцены расправ сняты словно камерой хроникера, стремящегося ничего не упустить.

Парадокс, но зацикленность режиссера на насилии не производит того же отталкивающего впечатления, что и андеграунд Андреаса Шнааса. Причина — безусловный талант постановщика, создающего атмосферу буквально на пустом месте, творящего кошмар из банальной для тех лет истории о людях, опять заразивших окружающую среду. Крысы, львы, тигры, слоны, дети — все обезумели, и город превратился в поле боя. От зла, как будто изначально присущего природе и всему живому, нет спасения. Даже «Антихрист» Ларса фон Триера, где мастер артхауса показал гностическую версию вселенной, не пугал сильнее, чем вроде бы обычный ужастик эпохи заката итальянского кино.

Возможно, опасаясь обмороков в кинотеатрах, продюсеры прикрутили к фильму Проспери оптимистический финал, который все равно не убеждает, что ужасы закончились. Химикаты лишь обострили звериные инстинкты в животных и людях, и это обоснование позднее возьмут на вооружение создатели современных зомби-хорроров.

Вот только у Проспери все мрачнее и страшнее, чем даже у Дэнни Бойла. Умиротворяющая музыка звучит контрапункто сценам расправ. Расслабьтесь и получайте удовольствие от феерии членовредительств. Фильм Проспери — почти единственный художественный сплаттер, возможно, потому что снят бывшим документалистом, видевшим в своей жизни такое, что многим его коллегам из игрового кино не приснится даже в сюрреалистическом сне.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)