DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Замерзшая любовь

Впусти меня / Låt den rätte komma in

Швеция, 2008

Жанр: мистический драма, ужасы

Режиссер: Томас Альфредсон

Сценарий: Юн Айвиде Линдквист

В ролях: Лина Леандерссон, Коре Хедебрант, Пер Рагнар, Карин Бергкуист

Похожие фильмы:

Хорошая книга в основе сценария определенно увеличивает шансы фильма на успех. Особенно когда режиссер не пытается кардинально переиначить изначальную идею и снимает именно экранизацию, а не «по мотивам». Шведский меланхоличный хоррор «Впусти меня» – как раз такой случай.

Талантливая книга, как правило, характерна тем, что автор либо незаурядно рассказывает классическую историю, либо придумывает оригинальную сюжетную концепцию, донося ее до читателя простым языком. Бывает, конечно, что у писателя в рамках одного произведения получается и то, и другое, но это уже гениальные литературные труды, подвластные единицам. Но даже хотя бы написать удивляющий жанровый роман – уже существенное достижение, что подтверждает книга Юна Айвиде Линдквиста. Базой здесь выступает как раз традиционный фольклор, в частности общепринятые представления о вампирах как о практически бессмертных хищниках, боящихся солнечного света и передающих укушенным жажду крови, как инфекцию. Но Линдквист в плане фабулы не пошел по проторенной дорожке «мифа о Дракуле», что до него сделали в литературе и в кино очень многие, а рассказал в упыриных стилистических рамках грустную историю о зависимых отношениях, изначально похожих на любовь, но со временем превращающихся в тяжкое бремя.

Фильм «Впусти меня» получился мягче, чем книжный первоисточник, но лишь в силу того, что не все изложенное на страницах романа можно буквально перенести на экран, в том числе и по этическим причинам. При однозначной близости к артхаусу фактически лента Томаса Альфредсона была ориентирована на широкий кинопрокат, а значит, следовало соблюдать рамки дозволенного для массовой аудитории.

Сама идея и сюжетные повороты не претерпели кардинальных изменений. В центре повествования – дружба между 12-летним Оскаром и его формальной ровесницей Эли, которая на самом деле совсем не простая девочка. Будь у фильма такая маркетинговая возможность, наибольшим эффектом стало бы внезапное ошарашивание публики фактом, что фильм-то, оказывается, о вампирах, а не о злободневном буллинге и первых романтических отношениях. Но здесь не было резона скрывать, что это вурдалачья притча, ибо тематика картины изначально очевидна благодаря прямой ссылке на литературный первоисточник. Посему главный вопрос в контексте фильма – не про что он, а как это снято.

По совокупности «Впусти меня» поставлен как психологическая драма, тяжеловесная, вдумчивая и неспешная, где нападения вампира – неотъемлемый элемент трагедии бытия «призраков ночи». Таковой предстает «девочка» Эли, которая в порыве откровенности признается: «Мне 12 лет, но уже очень давно…». Она (оно?) выглядит как обычный ребенок, разве что бледный и с холодной на ощупь кожей. В начале фильма Эли приезжает в маленький город со своим «папой», который, конечно, таковым не является и нужен вампирше в качестве «семейной» маскировки и добытчика пропитания. Хотя, бесспорно, все намного сложнее, ведь мужчина средних лет Хокан – не заложник, удерживаемый силой и жаждущий освобождения, а покорный слуга по собственной воле, любящий Эли не как «дочь». Вот только взаимности в этих чувствах нет, и вампира начинает тянуть к местному мальчишке Оскару, школьному изгою, страдающему от травли одноклассников. Эли становится ему внезапным другом, наставником по части отпора хулиганам и «первой девушкой».

Режиссеру явно неинтересна визуальная кровавая мясорубка ради внешних эффектов, поэтому каждая сцена ужасов оправдана фабулой и поставлена с некой пугающей обыденностью. Иначе говоря, когда вампир ест, то не строит диких гримас и не растягивает маньячное наслаждение. Как раз наоборот: чтобы не «спалиться», нужно делать все быстро, максимально скрытно, а после трапезы обязательно замести следы. Иначе вновь придется спешно переезжать, со всеми сопутствующими сложностями. Альфредсон всеми силами пытается передать тяготы вечного одиночества, и ограничивает режиссера разве что хронометраж, не позволяющий растекаться мыслью по древу и требующий лаконично донести смысловой посыл с учетом обязательных жанровых атрибутов. В целом все получилось: за неполные два часа зритель получает подростковую драму, зрелищно сдержанный, но эмоционально беспощадный хоррор, а также грустную притчу о том, что человек неизбежно смертен и глубоко зависим от собственных чувств, зачастую дающих лишь мгновения счастья, разбавляющие бесконечные страдания от безысходности ситуации. «Впусти меня» – действительно страшное кино, после которого вряд ли захочется быть бессмертным, ибо плата за это слишком высока.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)