DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Женское лицо хоррор-игр

Искусство в большинстве своем тесно связано с историческими реалиями, в которых оно создавалось. Будь то произведения живописи, скульптуры, прозы или кинематографа — они всегда создаются в рамках своего времени и культурного состояния в мире, стране или обществе. Просматривая культовые фильмы в хронологическом порядке от зари кино до наших дней, можно увидеть не только изменения общих лейтмотивов, но и отношение общества к героям произведений. А конкретно – к половой принадлежности разных персонажей.

Если раньше было сложно помыслить, что женщина может быть чем-то большим, чем второстепенный персонаж в типичной модели «дама в беде», то сейчас их сильные и глубокие роли стали постулатной нормой. Правда, стоит отметить, что девушек стали выводить на передний план не только в силу их укрепления в обществе, но и для того, чтобы вызвать более сильные эмоции у аудитории. Согласитесь, когда именно героиня первого плана попадает в страшные обстоятельства, невольно начинаешь за ее судьбу переживать больше, нежели если бы повествование строилось вокруг мужского персонажа.

Приблизительно по такому же пути шли и видеоигры. Но в силу того, что они являются представителями молодого вида искусства, эта эволюция прошла значительно быстрее, а уж в хоррорах и подавно. Если брать совсем старые ужастики, то ситуация там близка к раннему кино. Женский персонаж любо на втором плане, либо жертва. Но об этих годах смысла говорить уже особо и нет. Стоит заострить внимание на том, с какого момента женщины в хоррорах стали решать свои проблемы сами.

Первым делом стоит вспомнить «Halloween», вышедшую в 1983 году для Atari 2600. В игре по фильму Карпентера действительно дается под управление девушка-подросток, которая должна спасти маленьких детей от убийцы. Но все же это было скорее исключением из правил. Игра была сделана по конкретному фильму, сюжета там особо не было, равно как и личности героини, поэтому за становлением женщин-протагонистов придется отправиться немного дальше во времени.

В 1995 году на SNES вышел квест «Clock Tower», рассказывающий о юной Дженнифер, которая в силу обстоятельств оказывается заперта в особняке, полном опасностей. Управляя ей, игрок фактически решал ее судьбу, ведь вариативность была достаточно большая. Но с точки зрения внутриигрового мира именно Дженнифер была той, кто шел на встречу опасности и пытался выжить. Судя по всему, именно с этой игры женщины и начали становиться не только полноценными персонажами, но и протагонистами в хоррор-играх.

К этому времени и в обществе, и в кинематографе уже был создан устоявшийся образ сильных женщин: Сара Коннор, Лея Органа, Эллен Рипли, Кларисса Старлинг и многие другие. Поэтому вполне закономерным было появление таких бойцов, как Джилл Валентайн из «Resident Evil» или Айа Бреа из «Parasite Eve». Девушки-офицеры, прошедшие спецподготовку - это настоящий отдельный архетип. И все же в то время видеоигры были более нишевым увлечением, и их целевая аудитория во многом представляла собой подростков и молодых мужчин, что приводило к иногда нарочитой сексуализации героинь. Сейчас такая интерпретация вызвала бы скорее скандалы, но тогда это было вполне в порядке вещей, и все были довольны. Если брать образ чуть шире и обозначить его как «девушка-боец», то можно однозначно сказать, что такой типаж из хорроров никуда не пропал, а совсем даже наоборот. Он стал более глубоким и реалистичным. Вспомнить хотя бы Элли Лэнгфорд из серии «Dead Space» и Джули Кидман прямиком из дилогии «The Evil Within». Отдельно тут стоит отметить еще двух персонажей, которые претерпевают метаморфозу из жертвы в охотника на глазах игрока. Это Клементина из «The Walking Dead» и Элли из «The Last of Us». Две героини с достаточно похожими судьбами в самом начале представляют собой как раз «девочек в беде», но в какой-то момент рука сценариста начинает ломать их характер, переводя в другой архетип.

Но, как говорится, не бойцами едиными... Есть множество игр, где девушка в первую очередь слаба, но ей приходится преодолевать трудности и бороться за свою жизнь, однако в отличие от рассмотренных выше примеров она не становится хладнокровной убийцей и циником. Можно начать с культовой в узких кругах «Haunting Ground» и ее главной героини Фионы. История частично похожа на «Clock Tower»: юная девушка оказывается в замке, в котором обитают далеко не самые приятные люди (или не совсем люди), а она толком ничего не может им противопоставить. Зато здесь недостаток физической силы компенсируется наличием собаки-помощника, которая помогает героине выживать. Очень близкой ей по духу получилась и Дженнифер из «Rule of Rose».

И если предыдущие героини были слабы как физически, так и морально, то следующие имеют пробивной характер, за счет чего стойко идут вперед сквозь трудности. «Silent Hill 3»: Хизер Мейсон, на чью юную голову рухнуло столько всего, что даже взрослому уверенному человеку такое перенести едва удастся. Тут и потеря отца, и уготованная ей роль богоматери, и чудища вокруг. Но молодая гибкая психика и в меру дерзкий характер сыграли ей на руку.

Выше мы упоминали Эллен Рипли как пример сильной женщины из кинематографа. Так вот, ее дочь мало чем уступает в стальном характере и несгибаемой воле. Аманда Рипли в игре «Alien: Isolation» идет практически по стопам своей родительницы, оказавшись в компании ксеноморфа и агрессивных андроидов на станции «Севастополь».

Правда, далеко не все обладают крепкой психикой и нервами, люди бывают разными, в том числе и с психическими отклонениями. И это тоже нашло свое отражение в индустрии. Где, как не в видеоиграх, показать мрачную эстетику безумия? Та же Алиса Линделл из просто культовой «American McGee’s Alice» врезалась в память не только геймерам, но и людям далеким от игр. При этом судьба героини, мягко говоря, незавидная. А ее духовные наследницы Фрэн из «Fran Bow» и Сенуа из «Hellblade» сталкиваются с таким безумием своего воспаленного сознания, что и злейшему врагу желать не хочется.

Подобных героинь наберется не один десяток, образы и роли постоянно меняются и эволюционируют в силу того, что видеоигры, как и любая форма искусства, существуют в контексте своего времени и адаптируются под текущие реалии. Думаю, мы еще много раз встретим ярких и запоминающихся женских персонажей в хоррорах на первых ролях.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)