ССК 2018

9 психопатов, или Лучшие маньяки в истории кино

Нет, здесь не будет места Джейсону Вурхизу, Фреду Крюгеру, Майклу Майерсу и другим культовым убийцам из всем известных фильмов ужасов. Критерии этого топа - субъективного, конечно, как и всякая подборка такого рода - психические патологии, а составляют его безумцы, лишенные какой-либо мистической, сверхъестественной силы. То бишь наиболее реалистичные и оттого часто самые страшные персонажи фильмов ужасов и триллеров. Их ужас в том, что порождены они окружающей нас с вами реальностью. Они - не призраки и не адовы засланцы. Они - болезнь нашего общества. Те, кого мы боимся не только в кино, но и в жизни. Маньяки...

9. Джеральд Демюс

Вряд ли это имя вам о чем-нибудь говорит. На самом деле так зовут религиозного маньяка из не очень широко известной, но любимой в узких кругах кальки на знаменитый триллер Дэвида Финчера "Семь". Режиссер Рассел Малкахи весьма точно следует стилистике более талантливого коллеги, сюжет и мотивы двух картин также имеют немало общего. Кристофер Ламберт играет полицейского Прюдомма, который идет по следу серийного убийцы Демюса, которого, надо сказать, довольно талантливо сыграл актер Роберт Джой. Картина называется "Воскрешение" и, если вы относите себя к числу ценителей психологических триллеров про копов и маньяков, то просто обязаны ее оценить.

Мания Демюса отражена в названии фильма. Он убивает людей и забирает у них части тела - у кого руку, у кого ногу. Как оказывается, преследует Джеральд при этом весьма необычную цель - из разных человеческих органов он создает... нет, не новое творение Франкенштейна, а самого Иисуса Христа. При всем своем абсолютном безумии Демюс по хожу сюжета демонстрирует расчетливость и хитрость, которой позавидовали бы и Ганнибал Лектер с Джоном До (о них читайте далее).

8. Мистер Брукс

Герой одноименного фильма, сыгранный Кевином Костнером. Впрочем, в России картина известна под названием "Кто вы, мистер Брукс?"

По сюжету ленты мистер Брукс - успешный бизнесмен и любящий семьянин, отец дочери-подростка. Другая сторона его личности - кровавый убийца. Сам Брукс видит его как обычного человека, ведет с этой стороной своего "я" задушевные беседы и споры. Можно ли тут говорить о раздвоении личности? Решать психиатрам, но суть фильма в той борьбе, которую мистер Брукс ведет со своим альтер-эго. Любопытно, что в итоге борьба эта заканчивается чем-то вроде перемирия, когда Брукс вынужден убить фотографа-шантажиста - тот запечатлел одно из совершенных Бруксом преступлений и стал требовать "продолжения банкета" - с чем, очевидно, не могла смириться ни одна из двух частей личности мистера Брукса. Попутно товарищ Брукс налаживает контакт с собственной дочерью, у которой обнаруживаются схожие с папашкиными наклонности.

7. Декстер Морган

Всеобщий любимец, Декстер Морган впервые объявился на страницах книг писателя Джеффри Линдсея, а уж потом перекочевал на кабельное телевидение, став героем сериала "Декстер" (в России - "Правосудие Декстера"). Как и о многих киношных серийниках, о Дексе можно сказать "какой-то вы маньяк не сексуальный". В Голливуде больше любят убийц с некоей животной, природной тягой ко злу, чем банальных сексуальных извращенцев. Оригинальность Декстера заключается в том, что, воспитанный в семье копа, он вырос в маньяка, который свою тягу к убийствам реализует по отношению к... другим маньякам. Работая в полиции экспертом, Декстер тайно от всех ведет собственные расследования, находит подобных ему самому извергов и жестоко, "со смаком" с ними расправляется. Кроме того, по ходу сериала Декстер проявляет себя заботливым семьянином и к собственном удивлению обнаруживает в себе качества вполне нормального человека.

6. Патрик Бейтман

Подобно Декстеру и мистеру Бруксу, Патрик Бейтман - двуличный монстр, который неплохо устроился в жизни, физически привлекателен, успешен и вообще самодостаточен. При этом внутри Бейтмана копится дикая животная ненависть ко всему окружающему его миру, где бал правят корпоративные воротили, гламурные проститутки, а настоящие общечеловеческие ценности уступили место в очерствевших сердцах и душах современных людей гонке за ничего не значащей дорогой атрибутикой, лейблами.

Придумал Бейтмана писатель Бретт Истон Эллис, а воплотил на экране актер Кристиан Бейл в фильме Мэри Хэррон "Американский психопат". С легкой руки сценаристов и режиссера в финале картины зритель вынужден сомневаться, "а был ли мальчик" - то бишь убивал ли Бейтман взаправду или это были лишь его больные фантазии. Но в любом случае не остается никаких сомнений в полнейшей асоциальности и внутренней девиантности Патрика. Особенно в сценах убийств, где Бейл выглядит абсолютным безумцем из ваших самых страшных ночных кощмаров.

5. Андрей Романович Эвиленко

Есть мнение, что итальянский фильм "Эвиленко" (также известен как "Злодеенко", что более передает смысл оригинального названия "Evilenko", где корень 'evil' имеет английское значение "зло") является самой впечатляющей и самой страшной киноверсией похождений реального монстра Андрея Чикатило, советского маньяка-рекордсмена, жестоко расправившегося с десятками женщин и детей. Мнения зрителей по поводу картины разделились, но в том, что она производит куда более сильное впечатление, чем другой художественный фильм, основанный на тех же событиях, "Гражданин Икс", нет никаких сомнений. Во многом благодаря сильному в психологическом плане финалу (сцена в камере, где следователь играет с Эвиленко в опасную игру дабы выбить из маньяка признательные показания) и как всегда высококлассной игре Малкольма МакДауэлла, исполнившего заглавную роль. Эвиленко способен вызвать настоящий ужас. И дело тут, разумеется, ни в каких-то политических "подсмыслах" (по поводу сталинизма, коммунизма etc), заложенных режиссером и сценаристом.

Личность Чикатило кто только не пытался препарировать, что в кино, что в документальных книгах и фильмах, но общая тональность всегда оставалась едина - Монстр. В "Эвиленко" она, тональность эта, достигает своего пика. И если вы хотите увидеть в кино настоящего маньяка - вам надо смотреть этот фильм. При том, что экранный Эвиленко, в общем-то, ни внешне, не внутренне не является полной копией реального Чикатило. Хотя поразительно похож!

4. Жан Батист Гренуй

Впервые этот необычный и гениальный маньяк появился на страницах романа Патрика Зюскинда "Парфюмер" в далеком уже 1985 году. Долгое время автор был против экранизации своего произведения, впоследствии многие именитые режиссеры - включая Стэнли Кубрика и Дэвида Кроненберга - отказывались снимать фильм по роману, указывая на сложность воплощения на экране данного текста. В итоге в 2006 году немец Том Тыквер все-таки поставил картину, которая была названа "Парфюмер: История одного убийцы".

В центре романа и фильма образ самого Гренуя, это именно он - Парфюмер. Юноша, родившийся в грязи на рыночной площади Парижа, и выросший в лучшего маэстро парфюмерии всех времен. Гренуй обладает одной сверхчеловеческой особенностью - он не имеет собственного запаха, но идеально слышит и различает все окружающие его амбре и ароматы. Идеей фикс Гренуя становится создание идеального, совершенного аромата, для чего он убивает молодых красавиц и создает из их трупов эссенцию для духов. Наибольшее же впечатление производит финал жизненного пути этого чудовищного уникума: Гренуй все-таки создает свои "супердухи" и, когда использует их на себе, европейская знать буквально впадает в экстаз; когда же Гренуй возвращается на место своего рождения, городское отребье буквально пожирает его.

3. Джон До

"Джон До" - так называют в США людей, чья личность остается не установленной. Тайной от всех является настоящее имя и род занятий религиозного маньяка из непревзойденного триллера Дэвида Финчера "Семь". Эта роль могла достаться лидеру группы "R.E.M." Майклу Стайпу, но в итоге сыграл Джона До знаменитый характерный актер Кевин Спейси. Не смотря на то, что появляется он лишь в последней, завершающей трети картины (до тех пор мы следим за расследованием совершенных им преступлений и не видим лица маньяка), этот образ остается одним из самых ярких и запоминающихся среди всех кинематографических психопатов.

Джон До - человек-загадка, но кое-что мы о нем все-таки знаем. Полиция предполагает, что это образованный человек, имеющий немалые сбережения. Джон весьма начитанный парень (главным образом круг его чтения составляют различные околорелигиозные тексты) и сам написал тысячи страниц своих размышлений прежде чем перейти к активным действиям. "Сдвиг" мистера До - на почве христианской религии и морали. По складу личности До - завзятый пуританин и все его действия, весь его "план" направлен на обличение окружающего социума. Джон карает грешников за каждый из семи смертных грехов, причем делает это с большой (больной?) фантазией и в своей фанатичности абсолютно безжалостен в том числе и к самому себе, так как последним, кого он убивает (чужими руками), становится он сам.

2. Норман Фрэнсис Бейтс

Авторство образа принадлежит писателю Роберту Блоху, который, как предполагается, черпал вдохновение в истории реального маньяка Эда Гейна (Гина). Эд был настолько зависим от собственной матери, что после ее смерти стал выкапывать трупы из могил и хранить их у себя дома (в том числе и труп мамочки). Если верить слухам, Гейн также наряжался в одежду из человеческой кожи. Любопытно, что историей Гейна вдохновлялся и Томас Харрис (образ серийного убийцы Баффало Билла в "Молчании ягнят"), и Тоуб Хупер (фильм "Техасская резня бензопилой"). Существует и фильм под названием "Эд Гейн", достаточно вольно пересказывающий реальную историю жизни маньяка.

В романе Блоха Норма Бейтс был низкорослым пожилым толстяком, но в историю, конечно же, вошел, совсем другой типаж - из фильма Альфреда Хичкока "Психо", где эту роль сыграл худощавый, щуплый и довольно-таки молодой Энтони Перкинс. Как бы то ни было, суть психологической аномалии Бейтса осталась неизменна: Норман страдает раздвоением личности. После смерти матери (которую он сам и прикончил) он создал ее заново. Не только сделал из трупа чучело, но и часть его сознания стала играть роль властной и жестокой мамаши. Когда в мотель Бейтсов заглядывает какая-нибудь симпатичная Норми девица, в нем пробуждается Мать, которая и расправляется самым ужасным образом с очередной "развратной" гостьей.

1. Доктор Ганнибал Лектер

Монстр, порожденный фантазией писателя Томаса Харриса и воплощенный на экране в фильмах "Охотник на людей", "Молчание ягнят", "Ганнибал", "Красный дракон" и "Ганнибал: Восхождение". В будущем ожидается еще и появление телесериала о Ганнибале Лектера. И, хотя на экране Лектера сыграли к настоящему времени три разных актера, эталоном и образцом для всех стала эта роль в гениальном исполнении Энтони Хопкинса.

Стоит отметить, что при написании романов Харрис использовал собственный богатый опыт работы в качестве журналиста криминальной хроники, хотя специалисты из ФБР утверждают, что образ интеллектуала-людоеда Лектера имеет мало общего с реальными серийными убийцами. В частности, в преступлениях Лектера отсутствует ярко выраженный сексуальный мотив. В последних двух своих романах Харрис, однако, раскрывает суть патологии своего самого известного персонажа: родившись в Литве в аристократической семье, Ганнибал в детстве, во время Второй Мировой войны, получил тяжелейшую психологическую травму - военные преступники держали юного Ганнибала и других детей в плену и во время голодной зимы буквально съели его любимую младшую сестренку (ее имя на русский транскрибируют по-разному - Миша, Мишу, Мика). Причем, по всей видимости, сам Ганнибал также попробовал бульон из косточек сестрицы. Этот опыт наложился на еще младенческие воспоминания о том, как мать кормила будущего каннибала молоком из груди - и на развившуюся у него уже в подростковом возрасте жажду мести и нетерпимость к грубости и невежеству. Получив блестящее образование, Ганнибал вырос в хладнокровного безжалостного убийцу, социопата, который великолепно чувствует себя в высших слоях общества, но при этом склонен к людоедству (и нисколько этой склонности не смущается). Здесь обнаруживаются и те самые сексуальные мотивы, в отсутствии которых упрекали Харриса фэбээровцы: в женщинах, к которым Лектер неравнодушен, он подсознательно ищет тех, кого потерял в детстве и юности - мать, сестренку, первую любовь... Разве удивительно при этом, что жертвами Ганнибала чаще всего становятся мужчины?

P.S.: Остались вне списка, но также рекомендуются к просмотру для знакомства с оригинальными, интересными и страшными образами маньяков такие фильмы как "Под маской: Восхождение Лесли Вернона", "Имитатор", "Зодиак", "Мизери", "Монстр", "Дамер", "Старикам здесь не место", "Синий бархат", "Подглядывающий", "Генри: портрет маньяка-убийцы", "Попутчик". Дополните этот список, мы верим, что вам есть что сказать по этой теме smile

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх