РЕИНКАРНАЦИЯ

Кто идет?

Сложно сказать, почему новелле «Кто идет?» Джона Кэмпбелла так повезло: незамысловатая история, похожая на вольный пересказ «Хребтов безумия» ГФЛ, не блистала ни глубоким психологизмом, ни оригинальностью мысли. Но, тем не менее, она куда приземленней и реалистичней творения джентльмена из Провиденса. А, может, причина в том, что Кэмпбелл был редактором журнала «Поразительная научная фантастика»?

Как бы то ни было, история о геологах, столкнувшихся в Арктике с инопланетянином, который, подобно шогготам, может принимать любую форму, и, подобно Старцам, оттаивает и проявляет крайнюю недружелюбие, оказалась невероятно живучей. Методы выражения своего «фи!» у чудовища оказались довольно оригинальными: вместо того, чтобы просто порубить мягкотелых людишек на фарш, тварь больше действует, как вирус – одна клетка может ассимилировать и сымитировать клетки организма-хозяина, постепенно захватывая все ткани и превращая человека в нелюдя, идеальную копию homo sapiens. Врагом может оказаться кто угодно – вы не заметите подвоха, пока не будет слишком поздно.

Ничто в этом мире не сравнится с угрожающим Нечто!

Повесть жила своей жизнью, пока в 1951 Кристиан Найби и Говард Хоукс не сняли первую экранизацию, «Нечто» («The Thing from Another World»). Фильм пользовался большим успехом, хотя напугать современного зрителя у него не получится – главный монстр, похожий на творение доктора Франкенштейна с отросшими коготками, довольно нелеп и может вызвать, в лучшем случае, улыбку. Однако мастерства у постановщиков не занимать: похождения чудовищной капусты (да-да, тварь в фильме оказывается растением!) смотреть очень интересно, и порой даже сопереживаешь бедным ученым...

Человек – самое теплое место для того, чтобы спрятаться

...и, все же, творение Найби и Хоукса не идет ни в какое сравнение с картиной Джона Карпентера. Большой поклонник Хоукса, Карпентер давно точил зубы на создание римейка «Нечто»: еще в «Хэллоуине» можно увидеть кадры из фильма 1951 – именно его смотрят по телеку детишки. После нескольких недорогих, но очень успешных кинокартин, Карпентеру дают зеленый свет и громадный по его скромным запросам бюджет в 15 000 000 долларов. И хотя деньги были потрачены очень разумно (спецэффекты и декорации и, которые невозможно отличить от естественных), а фильм получился просто шедевральным, кассовые сборы в 19 000 000 были достаточным аргументом для того, чтобы Карпентера уволили со студии «Universal». Чудовищная несправедливость, учитывая то, сколько труда было вложено в этот фильм – Робу Боттину, главному мастеру по спецэффектам, даже пришлось лечь в психлечебницу из-за нервного переутомления.

Антарктика, 1982 год. Через снежную пустыню на американскую исследовательскую станцию бежит пес, а за ним гонятся норвежцы с соседнего лагеря. Неспособные изъясняться на английском, вторженцы гибнут при трагических обстоятельствах, а пес отправляется в вольер для собак. Но пес – это всего лишь ложная личина, ведь под внешностью шерстистого друга скрывается ужасное Нечто!

Фильм Карпентера намного ближе к оригинальной новелле – инопланетянин постоянно трансформируется, являя шокирующие метаморфозы, заимствуя обличия у многих космических существ, которых он успел ассимилировать до прибытия на Землю. Изначально планировалось что-то, похожее на Чужого из фильма Ридли Скотта: тварь должна была присасываться к голове жертвы, чтобы, считывая мозговые волны жертвы, точно копировать ее. Но Роб Боттин подошел к вопросу более творчески, предложив иной облик твари, который мы и видим в фильме. Молодой мастер по гриму, успевший зарекомендовать себя кошмарными оборотнями из «Воя» Джо Данте, показал себя во всей красе – работая не покладая рук, Роб создал по-настоящему ужасные образы, будто вышедшие из кошмаров шизофреника, сопоставимые с картиной Сальвадора Дали «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны». В ход шло все, даже майонез!

Спецэффекты далеко не главное в ленте 1982 года: глубокий психологизм, впечатляюще выписанные персонажи и фирменная напряженная, клаустрофобическая атмосфера – вот что хватает за жабры и не отпускает до начала финальных титров; мрачная, беспросветная концовка ввергает в ступор и оттаиваешь только под завершение тусклой композиции «Humanity» Эннио Морриконе.

Одной из причин слабых кассовых сборов считают как раз этот бескомпромиссный нигилизм и то, что фильм получился уж больно жутким: «Нечто» выпустили на экраны параллельно с «Инопланетянином» Спилберга, милой кинолентой для семейного просмотра, и жуткая тварь из картины Карпентера оказалась не по зубам розовощекому американцу.

Все же неудивительно, что такой эффектный фильм со временем оброс огромным количеством преданных поклонников. Известно то, что у киноленты существует альтернативная, благополучная концовка, в которой героя Курта Расселла, МакРиди, спасают, и тест крови показывает, что ему посчастливилось остаться человеком. В сети можно без проблем найти удаленную сцену с Блэр-монстром… Все это подпитывало фантазию киноманов. Были выпущены новеллизация (1982 год), комиксы (1991 год), фигурки от известных «McFarlane Toys» (2000 год), даже компьютерная игра-продолжение (2002 год), которая была настолько влиятельной сама по себе, что ее считают «папой» «Dead Space»!

Это не человек. Пока

Слухи о сиквеле ходили давно. Изначально в 2003 году планировалось четырехчасовое продолжение для «Sci Fi Channel». Идею одобрил сам Карпентер, но со временем дело заглохло. Режиссер неоднократно упоминал о том, что у него есть сюжет для продолжения, главными героями в котором стали бы герои Расселла и Кита Дэвиса, МакРиди и Чайлдс, однако из-за скупердяйства киностудии «Universal» проекту не суждено было сбыться.

И все же студия не могла упустить возможности еще хотя бы разок нажиться на таком культовом фильме. После одобрения сценария-приквела (что же все-таки случилось на станции норвежцев?) Эрика Хайссеререра, написавшего провальный римейк «Кошмара на улице Вязов», начались поиски режиссера. У руля стал Маттис ван Хейниген мл., для которого «Нечто» стал первым полнометражным фильмом. Зачем нужен Карпентер, если всегда можно нанять какого-нибудь парня, снявшего уйму рекламы?

Причин для скепсиса было много. Вместо мужского состава оригинала в приквеле имеется две женщины. На станции «безумных шведов» появились американцы (!!!), а довольно пошлый постер с виднеющейся в разломе летающей тарелкой сразу напоминает о «Скайлайне» и куче других дешевых голливудских поделок об инопланетном вторжении. Понятное дело, сделанных вручную кукол и мастерский грим заменили компьютерные эффекты… и пускай их создавали те же люди, которые работали над «Районом 9», разве могут они сравняться с гениальными творениями Роба Боттина? Да и вообще, какая еще Мэри Элизабет Уинстэд после Курта Расселла?!

Возможно, именно потому, что причин надеяться на хороший фильм было так мало, от работы ван Хайнигена получаешь больше, чем рассчитываешь. Больше всего умиляют старания создателей кинокартины сделать прямой приквел с минимумом отклонений от фильма 1982 года. Ведь пускай в титрах значится, что «Нечто» 2011 года основан на все той же новелле Кэмпбелла, настоящей основой стала именно кинолента Карпентера. Мы узнаем, почему топор торчал в стене норвежской станции, откуда появилась тварь, похожая на сиамских близнецов, что за человек с перерезанными венами, и, конечно же, как норвежцы обнаружили то самое смертельное Нечто.

Именно поэтому «Нечто» 2011 года можно считать фильмом, в первую очередь, для поклонников оригинала, а уже потом для всех остальных. Удивительно, что многие зрители и не догадывались о киноленте Карпентера, отпуская язвительные комментарии после просмотра, вроде «Ну, конечно – быть продолжению!» А вот как же работает фильм сам по себе?

Хайссерер сильно не заморачивался с нагнетанием атмосферы и проработкой персонажей – запоминается разве что героиня Уинстед (просто потому, что она является протагонистом!) и Ларс, единственный норвежец, который ведет себя более-менее адекватно и не разговаривает на английском. Остальные персонажи с определенной периодичностью превращаются в ужасных тварей или же умирают от укусов инопланетных жвал. То, что фильм новый, вовсе не добавляет поступкам героев осмысленности, скорее наоборот – они деградируют! Регрессирует и сама тварь: вместо хитрого и скрытного инопланетянина из фильма Карпентера у нас тут сумасшедший берсерк, который распускает щупальца при первом же удобном случае и в открытую шныряет по станции, круша стены, аппаратуру, закусывая по пути плотью и костями. По сравнению с оригиналом, облик твари нормализировался – она обрела симметричность, стала больше похожей на монстров из серии игр «Обитель зла», чему, конечно же, помогла еще и явная, неприкрытая компьютерность эффектов.

Марко Белтрами пытался имитировать депрессивные мелодии Морриконе, порой срываясь в примитивные, банальные оркестровки, и, конечно же, тоже потерпел поражение…

И, все же, стоит отдать создателям приквела должное: несмотря на тошнотворную голливудщину, на блеклую игру актеров и слабый сюжет, который паразитирует на сюжетных ходах оригинала (изначально планировался римейк), фильм выгодно отличается от ужастиков последних лет – это не «Пункт назначения 5»! Хайссерер и ко. действительно старались, и нельзя не восхититься их любовью к оригиналу. Умиляет появление перед начальными титрами старенького лого «Universal», радует общий вид картины, от которого веет восьмидесятыми, восхищает обилие эффектов и присутствие разнообразных кошмарных тварей – давно киноэкраны не видели такого обилия чудовищ!

Очевидно, современному зрителю все это без надобности, ведь при бюджете в 35 000 000 долларов фильм провалился в прокате, собрав только 19 000 000. Так что в ближайшее время ждать сиквела от Карпентера не приходится. Разве что лет через 20.

А пока будем же рады тем, что есть: пересмотрим фильм Найби и Хоукса, «Нечто» 1982 года, поставим игрушку и попытаемся выловить в нем таинственное камео Карпентера, прочитаем, наконец, романизацию Алана Дина Фостера и те самые комиксы. Время еще есть. В конце концов, Нечто пролежало в снегах 100 000 лет. Вот и мы подождем. И, как говорил МакРиди, пилот вертолета с американской научно-исследовательской полярной станции № 31, посмотрим, что будет дальше.

P.S.: Иллюстрации к статье от ее автора -

Комментариев: 45
  1. Многабукаф, ниасилил.. Слог слабоват, да и написано о том что все и так знают.

  2. Многабукафф, ниасилили, но все знаете, даже то, что ниасилили? Круто! Я тож так хочу!

    ЗЫ: восхищаюсь вашим слогом. Многабукаф... это ж надо было так извернуться! ВАХ!

  3. Малобукаф, побольше бы, на такую-то благодатную тему!

    Сергей, второй номер подряд - мои Вам комплименты smile

  4. Спасибо, статья отличная!

    А я теперь точно знаю, что новый фильм смотреть не стану.

    Пока что самой понравившейся экранизацией была самая первая - да простят меня поклонники Карпентера, но после "Зловещих мертвецов" все эти кукольные ужастики вызывают смех, а не ужас (как вспомню голову на ножках, так сразу икота начинается! :-D ). А раз новый фильм - приложение ко второй экранизации, мне там явно искать нечего :(

  5. Данкешен.

    Статья отличная. Дин Фостер по ходу новеллизировал почти все мои любимые фильмы)

  6. Пока что самой понравившейся экранизацией была самая первая - да простят меня поклонники Карпентера, но после "Зловещих мертвецов" все эти кукольные ужастики вызывают смех, а не ужас (как вспомню голову на ножках, так сразу икота начинается!
    А я, миль пардон, чуть от этой головы не обделался. До чего же разные бывают реакции на одни и те же события.

    А первая экранизация, стало быть, страшная и не смешная?

    Ну да, ходячие овощи а ля Карлофф внушают)

  7. Первая экранизация показалась мне откровенно скучной. Фильм Карпентера - обожаю. Спецэффекты в нем до сих пор поражают. Новый фильм - приятная безделица, с реверансами в сторону поклонников оригинала, но не уверен, что я буду ее пересматривать.

  8. Нет, первая экранизация совершенно не страшная. Но, по крайней мере, не смешная smile

  9. хорошо, как всегда.

    только в разделах про повесть и первый фильм решительно не хватает текста - а ведь и про них хочется вкусных деталей.

  10. А я, миль пардон, чуть от этой головы не обделался.

    Я, кстати. тоже. Впервые посмотрел "Нечто" еще школьником, лет, наверное, в двенадцать. Стра-а-ашно было!...

  11. Вот! В этом, наверное, дело! Я его посмотрела каких-то полгода назад!

    Видимо, некоторые вещи хороши только в определенном возрасте.

  12. Спасибо большое! :-*

    Задумывал вообще огромную статью, но потом стало жаль времени, и решил написать то, что напишется, без углубления в анналы smile Тем более что о "Нечто" уже написана книга, и все, кому эта тема так же интересна, как и мне, полезут ее покупать. Как и я =Р

  13. И вообще, не забываем выставлять оценку ;) http://www.fantlab.ru/work314299

  14. Хм, вот уж не думал! Ну, повесть лучше взять и прочитать (благо, в сети валяется, только смотри - есть урезанный и полный варианты), а вот фильм... да, о нем я сказал маловато. Но пускай писать в Даркер и люблю, сильно стараться лень =(

  15. ППКС! smile

  16. Спасибо! smile

    Да, Дин Фостер в плане новеллизщаций молодец smile Сам думаю над тем, а не купить ли себе его "Нечто" smile Там, как и в "Чужих", должны быть удаленные сцены...

  17. Ну, нет! Не согласен! Эффекты Боттина смотрятся в стократ лучше компьютерных!

    Но в в детстве это вообще был бы отвал башки. Сам посмотрел в старшем школьном возрасте и влюбился.

  18. И тебе спасибо smile

    Да-а-а, мнения разошлись smile Меня тоже "вставляет" голова-паук (особенно сцена ее отделения от тела), и картина Карпентера - любимая... Вкусовщина smile

  19. "Но пускай писать в Даркер и люблю, сильно стараться лень"

    Ничего себе подходец))

  20. Ну если напишите когда-то огромную статью, я с радостью прочту!

    А о книге можно поподробнее?

    *и с поцелуями, даже в смайликах, осторожнее, тут где-то ходит очень злобный и ревнивый редактор xDD*

  21. Да вообще, обленились люди совсем! оО

  22. Сергей,

    статья хороша, хотя местами просматривается то самое "но потом стало жаль времени"...

    хоть появилось желание посмотреть на новое "Ничто" (я не очепятался)

    а что за милашка на 4й сверху иллюстрации?

  23. Ну, недостарался, каюсь :(

    "Ничто" гляньте ;)

    Милашка - это Блэр-монстр - кадр из удаленной сцены.

  24. Книжка такая: http://www.amazon.com/Thing-BFI-Modern-Classics/dp/0851705669

    Ой, дак то ж дружеский смайлик smile

  25. Ну, гад я, гад %Р

    Больше так делать не буду - или качественный материал, или вообще никакого. Хотя и так неплохо получилось. По крайней мере, на русском ничего подобного еще не публиковалось.

  26. Тут не в лени дело, а в чертовой загруженности Т_Т

  27. А ну не отмазывайтесь - сами слово "лень" написали ;)

  28. Классная последняя картинка.

    Кстати, если кому интересно, тут неплохая статья про съёмки фильма Карпентера: http://www.mir3d.ru/vfx/13021/

    Не соглашусь про "незамысловатую историю". Рассказ Кэмпбелла очень достойный.

  29. Статью прочитал с интересом. Фильм видел только Карпентера, собираюсь посмотреть современное "Нечто", когда появится в хорошем качестве. Думал сходить на него в кинотеатр, но не получилось.

    Что касается "фильм выгодно отличается от ужастиков последних лет – это не «Пункт назначения 5»!" - да, это не "Пункт назначения 5", который я смотрел в кинотеатре в 3D и потом еще два дня ходил под впечатлением.

  30. Алекс, спасибо!

    А повесть мне и правда показалась простоватой. Но, кажется, я читал сокращенный перевод. Надо бы читнуть в оригинале.

  31. Статья про сьемки поражает информативностью! Рукоплещу! Еще раз спасибо!

  32. Спасибо!

    А "Пункт 5" и правда фигня на постном масле по сравнению с приквелом "Нечто". Хотя и он не шедевр. Шедевр - фильм Карпентера.

  33. Вы пятый Пункт смотрели в кинотеатре в 3D?

  34. Посмотрел новое "Нечто" в Штатах в кинотеатре. Оказалось очень удобно, что почти весь фильм сопровождается субтитрами на английском! smile

  35. Не за что. На том сайте были отличные статьи про съёмки старой фантастики, но, к сожалению, он уже год как заброшен и не обновляется.

  36. Надо бы порыться.

  37. Ага. Все-равно фуфло, ИМХО.

  38. И как, понравилось?

  39. Действительно ИМХО smile

  40. Мне не понравилось поэтому даже не досмотрел, слишком затянули, да и всё слишком предсказуемо. Маленьким смотрел фильм 1982 года, вот это был фильм. Хотя понятно, что и сравнить было не с чем и т.д. и т.п. Но ощущение ужаса от просмотра фильма тогда не изменить.

  41. Статья классной получилась. Приятно, что она охватывают историю "Нечто" буквально с самых пелёнок. От себя добавлю, те, кто не видел новый "Нечто" 2011 года в кинотеатрах, имхо, многое потерял. Сию киноленту лучше всего смотреть как раз на большом экране. Эффект погружения непередаваемый. Пусть с шедевром 1982 уже ничто и никогда не сравниться, разве только фильм не переконвертируют в 3D, однако приквел вышел очень даже не дурным, особенно, если учесть что снял его режиссёр - дебютант, специализировавшийся раньше на короткометражках. Рекомендую к просмотру новый фильм.

  42. Затянуто? Ну, я бы не сказал - тварь беснуется почти с самого начала и мочит всех под ряд до самого конца. Но фильм 1982 года остался непревзойден, это факт.

  43. Я в кино ходил аж 2 раза - в первый попал на показ с херовой копией, и 30% происходящего вообще не понял, ведь было темно, как у не*ра в жопе! А во второй насладился в полной мере. Потом попросил подругу, работающую в кинотеатре, подтырить для меня плакат. Подтырила, скоро повешаю smile

  44. Сергей, приятно слышать, что я не один такой - наслаждавшийся новой кинолентой, смотря её на огромном экране кинотеатра. Жаль, что новую картину в 3D не поставили. Было бы круто.

  45. А я не успела потырить, хотя всегда прямо на кассе их прошу :/

    Два плаката себе больше всего хотела - Ночи Страха и Нечто, и оба бездарно про*бала :(

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх