DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Что в имени тебе моем?..

Зоохоррор, пожалуй, можно назвать одним из наиболее страшных разделов во всех жанрах искусства, игровая индустрия не стала исключением. Действительно, страх перед реальными существами, живущими где-то рядом с нами, уходит корнями в первобытность и относится к инстинкту самосохранения. Ворсистые лапки, ядовитые жвала и клыки, острые клешни, несколько пар глаз, неотрывно следящих за жертвой – и вам уже страшно, а воображение само дорисовывает непобедимое чудовище, хотя такие параметры присущи хорошо знакомым нам животным и насекомым. Именно так и создаются самые страшные враги в компьютерных играх – берем кошмары в виде, например, острой арахнофобии, смешиваем с леденящими кровь фактами из Википедии и – самое главное – добавляем щепотку таинственности из мифологии… Вуаля, непобедимое гигантское нечто из слизи, клешней и клыков готово. Какие же представители фауны могут считаться настолько страшными, что разработчики игр переносят их в свои проекты практически первозданными?

Крабики-убийцы

Сами по себе эти хитиновые родственники раков не выглядят так страшно, чтобы попасть в наш бестиарий. Некоторым они могут даже показаться милыми: например, в японском аналоге сказки о золотой рыбке краб становится домашним животным деда. Он же, кстати, и выполняет роль «владычицы морской» - правда, уже после своей смерти: по сюжету бедного членистоногого съедает злая бабка. Кстати, во многих странах мира символ краба связан со смертью. В Японии некоторые подвиды животного с деформациями на панцире в виде человеческого лица отождествлялись с душами погибших самураев, а в древнегреческой мифологии во время сражения Геракла с Лернейской гидрой в помощь многоголовому чудовищу был послан именно краб. Храброе животное попыталось укусить Геракла, но было просто раздавлено ногой бравого воина. Правда, за столь нелепую и жалкую смерть крабика ждало щедрое вознаграждение – он был перенесен на небо в качестве созвездия.

Вероятнее всего, дурную славу в хорроре крабы получили из-за больших острых клешней и слухов о поедании человечины – не только мертвой, но и живой. И если первый факт действительно устрашает, то второй является не больше чем байкой. Даже самый большой представитель членистоногих, кокосовый краб (который, по биологическим меркам, и к крабам-то не относится), питается, помимо любимых кокосов, падалью – телами овец, коз и крыс. Максимум, что может сделать это животное – это откусить несколько пальцев, как Стрелку, главному герою цикла Стивена Кинга «Темная Башня».

Но в игровой индустрии прочно засел стереотип крабиков-убийц. Чего только стоят грязевые крабы из «The Elder Scrolls V: Skyrim». Согласитесь, становится не по себе, когда вы идете по берегу реки, ведомые песнью корня Нирна… и внезапно идиллия прерывается нападающими со всех сторон темно-серыми членистоногими, с которых потом (конечно, если вы выживете) можно собрать большие, но бесполезные клешни. При первом знакомстве с провинцией Скайрим вообще бросает в ужас от таких врагов: они отлично сливаются с пейзажем, и пока понимаешь, откуда исходит опасность, приходится загружать последнее сохранение. Кстати, в игре существует одна забавная «пасхалка» для любителей творчества разработчиков «Bethesda»: недалеко от Вайтрана, в выцветших полях вокруг города можно найти скорлупку гигантского краба. Это отсылка к тому, что во всех играх серии TES (и даже в «Fallout 3») присутствуют такие крабы-переростки (правда, живые).

Смертоносные ракообразные добавляют пикантную ноту и в проектах, казалось бы, никак не связанных с хоррором. В пропитанной черным юмором адвенчуре «Deponia 2:Chaos on Deponia» после условного сигнала в виде «Брачной песенки мусорных крабов» последние съедают барда-гондольера до костей. Буквально. Жуткая смерть, согласитесь – поэтому смело причисляем этих мусорных крабов к хоррор-созданиям.

Также прототип гигантского краба встречается во вселенной «Mass Effect» – это каркин (кстати, с греческого языка это слово и переводится как «краб»). У этого противника появляется отличительная особенность – он живет под землей и роет в почве ходы. Но если вы подумали, что это оригинальная идея и разработчики придумали что-то нереальное и обошли мать-природу, то, конечно, вы заблуждаетесь: необычными свойствами каркин приближается к кокосовому крабу, на которого, кстати, очень похож и внешне – тот тоже живет на земле, карабкается по деревьям и вообще сильно отличается от собратьев странным поведением.

Итак, за многообразие, неуемные аппетиты, острые клешни и обманчивую внешность милашки-крабики и их альтер-эго – крабы-людоеды – получают заслуженное место в нашем зоохоррор-параде.

Тараканы – ваш бытовой кошмар

Кто не видел тараканов? Мерзкие, живучие и воистину неубиваемые. Причем помимо маленьких рыжих возмутителей спокойствия существуют действительно огромные разновидности – кукарачи, живущие в южных странах с жарким климатом. Кстати, они еще и летают в брачный период, поэтому даже в жизни могут посостязаться за звание самого пугающего представителя фауны.

Мифов о тараканах в древности… не сохранилось. Видимо, греки и шумеры не страдали от этих докучливых насекомых. Главная же легенда о тараканах появилась в 1940-е, после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Ученые выяснили, что тараканы, находившиеся всего в нескольких сотнях метров от эпицентров взрывов, остались в живых. Однако тараканы не бессмертны, хотя и могут вынести в несколько раз больше радиации, чем человек.

Тем не менее миф прочно закрепился в сознании человечества, и его прекрасно обыграла вселенная Fallout. Так, там бегают на своих огромных волосистых лапищах тараканы-переростки, или радтараканы. Радиация увеличила насекомых в размерах, и теперь они собираются в стаи, обживают заброшенные убежища и подземелья и нападают на путников.

Сколопендры – измельчавшие чудовища

Мы привыкли, что за страшным названием с явно иностранными корнями скрывается привычная многоножка: быстрая и юркая гусеница с огромным количеством лапок. Увидеть такую в своей ванной – не самое приятное зрелище. Но хуже было бы, если бы в душевой вас ждала сколопендра, какой ее описывали древние греки: размером с целый корабль и живущая исключительно в воде:

Я установил, что сколопендра — это морское чудовище и из всех морских чудовищ самое большое, и если она подплывает к берегу, то никто не имеет мужества взглянуть на нее. Те, кто сведущи в морском деле, говорят, что они видели их плавающими у поверхности и что они поднимают всю свою голову над поверхностью моря, показывая волосы неимоверной длины, выдающиеся у них из ноздрей и что хвост у них плоский и напоминает хвост лангуста. Временами все их тело можно увидеть плавающим у поверхности и его размеры сравнимы с размером полноценной триремы. И она плывет при помощи своих бесчисленных ног в ряд как будто они гребут, высунувшись из уключин по бокам (хотя это довольно грубое сравнение).

Элиан «О животных» XIII.23 (182: Vol. III, P.123)

Согласитесь, страшное зрелище. Однако, как и многим древнегреческим путешественникам, верить ему полностью определенно нельзя. В славянской мифологии мы тоже встречаем упоминание о некой многоножице, которая является рыбой-хамелеоном, съедающей собственные ноги. Вероятно, речь идет о некоей рыбе или морском организме больших размеров и… с ногами. Ну или отростками, на них похожими.

Именно такие морские чудовища стали прототипами канализационной многоножки из «Dark Souls». Она тоже живет в воде, правда, по сравнению со своими реальными родственниками, стала менее прихотлива. Теперь место ее обитания – канализация и сточные воды под землей.

Упоминание о немного другой, «земляной» гигантской сколопендре мы можем увидеть в японской сказке «Тавара Тода». Вообще, японский фольклор – очень жестокий и специфичный, а частота убийств животных в нем заставляет «Гринпис» плакать кровавыми слезами. Итак, по сюжету герой отправляется убивать огромную многоножку по заказу принцессы-дракона. Одни только глаза насекомого горят ярче двухсот факелов, что дает представление о его мощи и кровожадности. Тем не менее герою требуется всего три стрелы, чтобы сразить чудовище и вернуться к принцессе победителем. Скорее всего, именно такие сколопендры стали прототипами сколопендроморфов из дополнения «The Witcher 3: Wild Hunt. Blood and Wine». Гигантские чудовища появляются из-под земли, где они роют ходы и норы. У них глаза не горят, как двести факелов, но и без этого желания повстречать таких точно не возникает.

Пчелы и осы

Звание самых ярких противников в играх, причем в прямом смысле, заслуживают черно-желтые трупные осы из «Dishonored 2». Отличаются увеличенными размерами (конечно же, враги не могут быть маленькими), агрессивностью и способностью переносить опасное заболевание – осиную лихорадку. В целом они не слишком похожи на обыкновенных ос, но имеют особенность, которая роднит их с привычными нам насекомыми: трупные осы способны откладывать яйца в живых (пока что) людей. Многие сейчас удивятся, но некоторые виды реальных ос могут использовать других насекомых и их личинок в качестве живого инкубатора для своего потомства. Ужасные реалии, не правда ли?

На самом деле, у наших предков, которые еще кочевали по материку Пангеи, осы всегда ассоциировались с чем-то опасным, а следовательно – со злом. Это примитивная, но правильная логика, основанная на инстинктах и наблюдениях. Например, оса жалит, когда видит опасность для себя или потомства. Также она поедает плоть и мясо, ведь для кормления личинок нужна белковая пища… Разве может она быть хорошим насекомым?

Пауки – страшный сон арахнофоба

Арахнофобия – это одна из самых распространенных фобий на Земле. Однако образ паука очень древний и многозначный.

С одной стороны, пауки выступают как создатели мира, особенно у африканских народов. Особенной популярностью пользуется Ананси, Великий Паук. В зависимости от региона, Ананси создал вселенную, или только землю, или только людей, или же все вместе. Именно с возможностью плести паутину связаны мифы о создании мира.

Другая «специализация» пауков связана с плетением судеб. Они создают нить жизни, сплетают узор из нее, а затем – обрезают, таким образом убивая человека (вообще, во всей гик-культуре убийство человека – это любимое занятие пауков). Именно поэтому паук является «тотемным» животным трех богинь Мойр – прядильщиц Судеб. В некоторых африканских странах влияние пауков как священных животных было решающим: жрецы подкладывали к норам некоторых ядовитых видов пауков веточки или другие мелкие предметы. Когда паук вылезал из норки, палочки сдвигались, и по их новому положению делались предсказания. Символом судьбы паук являлся и в Греции, и в Египте, и в Африке.

В сущности, именно по такому принципу строятся почти все компьютерные противники в виде паукообразных, ведь чаще всего они заматывают свою жертву в кокон. Этот склизкий кошмар клаустрофоба, в свою очередь, является отображением жизненного цикла: это и рождение (аналогия с утробой матери), и смерть. Такими «судьбоносными» противниками являются, например, морозные пауки из вселенной «The Elder Scrolls».

И the last but not the least, как говорят англичане, это представление пауков в качестве оборотней, как, например, безымянная девушка из «Brothers: A Tale of Two Sons». Традиция «двуличности» замечена еще в мифах Древней Греции: первым пауком была пряха по имени Арахна (что с греческого и переводится как «паук»). Итак, по легенде, богиня Афина решила посостязаться с Арахной – кто из них лучше прядет. Богиня войны предсказуемо ударила в грязь лицом и решила отомстить сопернице. Она довела Арахну до самоубийства, а затем буквально вынула из петли и превратила в паучка. Вообще, именно это насекомое чаще всего отождествлялось с человеком за хитрость, усидчивость, ловкость и опасность, хотя по греческой легенде, на мой взгляд, получается с точностью до наоборот.

Как видно, любая клешня и щупальца откуда-нибудь да растет: из древнегреческих «приключенческих романов», вассальных разборок в средневековой Японии или природных особенностей африканского континента. Именно поэтому самые страшные и мерзкие представители фауны, описанные здесь, не так уж и страшны – надо просто знать их символику, и тогда их можно будет хотя бы понять.

Правда, от арахнофобии это все равно не спасет.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Механьяк 27-07-2018 17:06

    Автор статьи жёстко не ладит с матчастью. Я даже буду по пунктам перечислять, что распознал.

    1) Насекомые тоже относятся к животным.

    2) В помощь гидре отправился именно рак, а не краб.

    3) Каркин ну вообще никаким боком не похож на пальмового вора.

    4) Пангея распалась около 173 миллионов лет назад, вроде бы за десятки миллионов до появления общественных ос, и одному Хроносу известно, о чём тогда думали первые млекопитающие.

    5) Паутина вообще ни разу не склизкая - она липкая и сухая.

    6) Афина расправилась с Арахной вовсе не потому, что та лучше прядёт - мастерство соперницы она честно признала, но возмутилась вольнодумством вытканного ею сюжета о похождениях Зевса.

    Кроме того, в статье сказано слишком много второстепенных вещей, очевидно не хватает первостепенных, и сам её стиль какой-то уж слишком восторженный, словно инсектофобия и иже с нею - это вершина хоррора, которую превозмочь не дано.

    Учитываю...