DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

«Добро пожаловать в рабство»

От заката до рассвета / From Dusk Till Dawn

США, 1996.

Жанр: ужасы, боевик, комедия.

Режиссёр: Роберт Родригес.

Сценарий: Квентин Тарантино.

Актёры: Джордж Клуни, Квентин Тарантино, Харви Кейтель, Джульетт Льюис, Сальма Хайек, Чич Марин, Дени Трехо, Том Савини.

Похожие фильмы: «От заката до рассвета 2: Кровавые деньги Техаса», «От заката до рассвета 3: Дочь палача», «Планета страха».

Спасаясь от полиции после ограбления банка, два брата — грабителя берут в заложники священника и его детей. Около американской границы они решают провести ночь в придорожном баре. Тут-то всё и начинается…

К началу съемок «От заката до рассвета» Квентин Тарантино и Роберт Родригес уже имели успешный опыт сотрудничества, вылившийся в фильмах «Отчаянный» и «Четыре комнаты». Изначально планировалось, что постановкой фильма будет руководить Тарантино, но, уже в процессе работы над картиной, он передал режиссерские вожжи в полное владение другу, а сам сосредоточился на проработке сценария и своего персонажа – Ричи Гекко. Подобное разделение труда одаренных кинематографистов, вкупе с оригинальной идеей и набором талантливых актеров, подарило американской киноиндустрии один из самых безбашенных и узнаваемых хоррор-боевиков  в истории.  

Братья-преступники Сет и Ричи, желая скрыться от преследующих их представителей закона, направляются сквозь пустынные земли Техаса в сторону мексиканской границы. Начало фильма выполнено в духе криминальной комедии, столь любимой Тарантино, и очерчивает принципиальное отличие между двумя братьями: Сет – уравновешенный грабитель, не прибегающий к насилию без веской причины, Ричи – психопат, пытающийся обосновать свою жажду крови параноидальными идеями и, кроме того - сексуально озабоченный маньяк.

Из-за жестокости персонажа Тарантино грабители теряют ценную заложницу и вынуждены захватить семью бывшего священника, чтобы с его помощью пересечь границу.

Смерть заложницы не только несет сюжетную нагрузку, но и позволяет раскрыть психопатичность Ричи во всей красе и вводит брутальную сцену, резко контрастирующею с последующим кровопролитием, занимающим вторую половину фильма, степенью цензуры. Не смотря на наличие оной цензуры, проявляющейся в слишком быстрой прокрутке кадров, акт в мотеле выглядит еще более зловеще, чем метаморфозы упырей и их эпатажное пиршество. Сцена, когда Сет находит мертвую женщину и его диалог с братом, при первом просмотре наводят на мысль, что кульминация физического насилия достигнута и в последующем фильм сосредоточится на психологическом контакте преступников и их жертв.

Напряжение действительно спадает, и ни эпизод захвата семейства Фуллеров, ни пересечение американо-мексиканской границы не несут в себе шокирующего потенциала. А сцена избиения зазывалы из «Крученой сиськи» только релаксирует зрителя и вызывает симпатии к героям Тарантино и Клуни.

Сама логика сюжета и хронометраж картины располагают поначалу принять пребывание в баре лишь очередным этапом в приключении главных героев. Но, едва те успевают расслабиться, погрузившись в атмосферу кутежа и эротического экстаза (вершиной которого становится танец Сальмы Хайек), беспечный характер братьев становится причиной очередного кровопролития. Которое, совершенно внезапно, перерастает в трешевую бойню, завязанную на противостоянии изолированных в замкнутом пространстве людей и превосходящих их числом монстров,  напоминая о «Демонах» Дарио Ардженто. 

В живых остаются лишь самые сильные и везучие, а элемент черной комедии достигает апогея в виде наполненных святой водой презервативов, контрастируя с драматическим настроением, вызываемым смертью большинства положительных персонажей.

По первоначальному варианту сценария, основному составу главных героев удавалось пережить вампирскую резню, но Тарантино переписал его, не пожалев многих ключевых персонажей, что действительно оказалось на руку будущему успеху фильма и могло бы послужить уроком отчаянно влюбленным в хэппи-энды киношникам.

А перерождение захудалого трактира в вершину древнего храма, занесенного за долгие годы песком – стало действительно достойным завершением картины. Последние кадры провоцируют ощущение чудовищной древности, в контексте которой события фильма переходят в плоскость эпоса и вызывают ассоциации с творчеством предтеч хоррор-вестерна в лице Роберта Говарда или Зелии Бишоп.

Эстетика вестерна (проявленная в таких составляющих фильма, как пейзаж, характер героев и стилистика преподнесения экшен-сцен) настолько сильна, что, очевидно, только сверхъестественные мотивы не дали фильму занять место в официальном списке «мексиканского цикла» Родригеса.

Фильм стал пропуском Джорджа Клуни, до этого известного благодаря сериалу «Скорая помощь», в широкий формат. Том Савини, исполнивший роль «Секс-машины», имеет за спиной солидную хоррор-биографию, являясь одним из популярнейших актеров ромеровских зомби-муви. Приличную компанию ему составляет троюродный брат Родригеса – Дэнни Трехо. И, при всем старании, слабые звенья в актерском составе не обнаруживаются, ведь даже тем, кто остался представителем второго эшелона, удалось показать высокий уровень игры и внести свое имя в историю культового кино.

Саундтрек явил собой органичный сплав техасского блюза и мексиканского рока, но настоящей жемчужиной стала композиция «After Dark» музыкального коллектива «Tito & Tarantula», участники которого воплотили в картине образ вампирской группы.

Упыри заслуживают отдельного упоминания. До сих пор поклонники ночных кровососов любят спорить на тему «тру или не тру» в отношение того или иного вампирского образа. Некоторых коробят прилизанные аристократы-метеросексуалы, кто-то, наоборот, отказывается воспринимать брутальных вампиров, что брызжа слюной протягивают к горлу жертвы длинные ногти, из-под которых обильно сыплется кладбищенский чернозем. Оборотничество, представленное в «От заката до рассвета», возможно, не самое оригинальное, но идеально лояльное к представителям обоих лагерей решение, позволившее как вдоволь налюбоваться красавицами, так и порадоваться видом обрюзглых, но по фольклорному колоритных вырдалаков.

На основе «От заката до рассвета» появились: мидквел, сиквел, а так же продолжившая его фабулу компьютерная игра, но повторить успех оригинала у них не получилось и единственная их заслуга в расширении вселенной прародителя.

Фильм стал значимым этапом в истории тандема Квентина Тарантино и Роберта Родригеса,  вписав имена известных режиссеров в хронику кинематографа ужасов. 

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 30-11-2012 13:27

    Отличное кино, нормальные вампиры, а не такие, как в "Сумерках". Помню, жуткое впечатление произвел на меня этот фильм.

    Учитываю...
  • 2 Василий Рузаков 20-11-2012 22:24

    Ну чего сразу тапком-то кидаться smile Это же я так, к слову. Просто Фред чаще не в ужасах снимается, а в тех же боевиках, warsplo. Если я правильно помню, то у него там даже был уморительно смешной монолог про ужасы войны...

    Тут вон и Савини назвали популярным актером зомби-муви, хотя гораздо больше он известен как гример к каждому второму культовому ужастику. Это все мелочи, интересные упертым киноманам вроде меня.

    Сама по себе статья неплохая.

    Учитываю...
    • 3 Сягайло М.А. 21-11-2012 01:41

      С Ламберто Бава - мой косяк. Не так давно пересматривал "Мир ужасов Дарио Ардженто" и голове засели его комментарии по "Демонам".

      Учитываю...
  • 4 Василий Рузаков 20-11-2012 07:21

    Маленькое замечание: "Демоны" снимал все-таки Ламберто Бава, Ардженто был продюсером. А из актеров стоило бы упомянуть еще и Фреда Уилльямсона - культового актера, игравшего в сотне с гаком фильмов, включая оригинальных "Бесславных ублюдков", например. Но это уже автору виднее...

    Учитываю...
    • 5 SAR 20-11-2012 22:05

      За отсутствие Фреда кинуть тапком можно в меня - мне показалось, что список актеров уже предостаточный и не стоит лезть на три строчки, а он как-то не вызвал никакого отголоска в памяти.

      Учитываю...