Пожалуй, сейчас не найдется геймера, который бы ни разу не слышал о легендарной серии игр «Resident Evil». Первая часть именитой франшизы от компании «Capcom» увидела свет восемнадцать лет назад. И первыми, кто мог опробовать игру, стали владельцы старой-доброй «PlayStation One». В будущем разработчики сумели охватить уже целую армаду платформ, в которую входил даже «GameBoy». Кстати, стоит обратить внимание на то, что название «Resident Evil» не является оригинальным для серии. Первоначально игра носила имя «Biohazard», что можно перевести как «Биологическая угроза», и в Японии игры серии выходят именно под таким названием. Дело в том, что права на использование имени «Biohazard» в США принадлежат панк-группе из Нью-Йорка. В связи с этим в «Capcom» было принято решение о переименовании игры для проката во всем мире.

Так или иначе, вся франшиза включает в себя, помимо двух десятков игр и атрибутики, представленной в виде различных фигурок, футболок и прочего, еще несколько серий комиксов, порядка десяти книг, пяти фильмов и трех CGI-фильмов, что делает «Resident Evil» одной из самых узнаваемых медиа-франшиз.

Но в этой статье речь пойдёт исключительно об играх серии, да и не обо всех, а лишь об основных.

1.       Resident Evil (1996)

Итак, как было уже сказано ранее, первая часть «Resident Evil» вышла в 1996 году на «PlayStation». Вдохновляясь работами Джорджа Ромеро, а также играми «Alone in the Dark» и «Sweet Home», дизайнер Синдзи Миками вместе с командой из студии «Capcom» решили создать игру, которая в итоге оказала гигантское влияние на всю гейм-индустрию.

Действие игры разворачивается в огромном особняке посреди леса, который на момент начала событий населяют, как это ни странно, огромные пауки, змеи, разлагающиеся собаки и иные мутированные твари. А самое главное – зомби, которые некогда являлись сотрудниками компании «Umbrella», занимавшейся фармацевтикой, а в итоге – разработкой биологического оружия. Как раз одна из их разработок, Т-вирус, который менял ДНК носителя, вырвалась на свободу, отчего и образовалось все это безобразие в особняке. Но на само поместье герои, являющиеся членами специального отряда «S.T.A.R.S.» полиции, выходят случайно в процессе расследования серии жестоких убийств, совершаемыми, на первый взгляд, каннибалами.

После того, как вся компания оказывается внутри особняка, игроку предоставляют выбор, за кого начать проходить сюжет. Тут представлены два игровых персонажа – Крис Редфилд и Джилл Валентайн. Кампании за них, по большому счету, одинаковы, но отличаются некоторые детали и сюжетные развилки. Так или иначе, обоим героям придется оставить за собой шлейф из сотен трупов, разгадать огромное множество загадок, отыскать бесчисленное множество ключей, найти ответы на десятки вопросов и прийти к разгадке одной лишь тайны. Да, игроку будет дана возможность и сразиться с ордами зомби, мутировавшими животными (змея-переросток в наличии имеется) и знаменитыми Тиранами. Последние представляют собой особые проекты корпорации «Umbrella» - суперсолдаты, пораженные Т-вирусом и ставшие в итоге сверхсильными и практически бессмертными существами, лишь отдаленно напоминающими человека. Вместе с этим игроку придется поломать голову и над кучей загадок и секретов, которыми заполнен особняк, для того, чтоб открыть себе дорогу дальше. В итоге этот тернистый путь приведет к одному из восьми финалов.

Что касается технологического исполнения, то игра на то время не была прорывом, однако могла похвастаться неплохой картинкой, а особенно хорошей детальностью задних планов. Также большую роль в создании атмосферы сыграла пронизывающая музыка. Противовесом этому стали очень долгие загрузки между локациями и ужасная озвучка героев. Как и в большинстве консольных игр, «Resident Evil» поддерживала сохранения лишь в определенных местах, а именно у печатных машинок в особых комнатах, где можно было передохнуть между опасными для жизни пробежками по особняку. В силу ограниченности инвентаря в эти комнаты также были добавлены особые сундуки, в которые можно было складировать предметы для дальнейшего использования. Что примечательно, «сброшенные» предметы чудесным образом можно было достать из любого подобного сундука в поместье. Несмотря на эту чудесную деталь, игра не зря зарекомендовала себя как «survival horror» – выживание здесь является не просто словом. Патронов постоянно не хватает, враги сильные, особенно если герою придется вступить в бой сразу с несколькими супостатами. А ракурсы камеры выстроены специально так, чтобы игрок не смог увидеть, что ждет его впереди.

Успех первой части «Resident Evil» можно смело назвать парадоксальным. Сюжет явно не хватал звезд с неба, технологическая часть была тоже на весьма среднем уровне.  Однако игроки приняли и искренне полюбили это творение компании «Capcom». Да так, что переиздания разошлись практически на все платформы. А в 2002 году студия выпустила крайне удачный ремейк игры на «Nintendo GameCube».

2. Resident Evil 2 (1998)

После релиза первой части «Capcom», недолго думая, поручили Синдзи Миками разработку сиквела. «Resident Evil 2» появилась на прилавках в 1998 году. Здесь нам снова давали попробовать себя в шкуре двух героев. Первым был Леон Кеннеди, молодой полицейский, только заступивший на свою первую смену в городе Раккун-сити. Второй героиней стала Клер Редфилд, сестра Криса Редфилда, которая отправилась в печально известный городок на поиски своего пропавшего брата. В отличие от первой части, в игре используется система «сценариев», то есть прохождение за каждого героя не «накладывается» на соседнюю сюжетную линию, а идет параллельно. Да и вообще, история стала в целом органичной и целостной, не отпускающей до финала. Игрок теперь получит больше ответов, чем вопросов, поступки героев логичны, а повествование идет в меру ровно и неторопливо. В конце игры запустится таймер, отделяющий героев от глобальной катастрофы и верной гибели. Как это ни странно, тикающие в верху экрана секунды и минуты станут одной из «фишек» серии. Концовок, как и в первой части, несколько. Помимо этого, местом действия теперь выступает целый город, наводненный ожившими мертвецами и прочими мутантами.

Геймплей с первой части был заметно переработан – игра стала динамичней, загадки - чуть более логичными, противники - разнообразней, а персонаж теперь начал визуально реагировать на степень тяжести повреждений. Вдобавок, выбор оружия стал шире, появилась возможность его модификации. Играть стало несколько проще, в силу того, что разработчики решили оставить героям больше боеприпасов и аптечек. В системе инвентаря, сохранений и иных геймплейных деталей игра значимых изменений не претерпела.

Графически игра стала на порядок лучше своей предшественницы. Задние планы нарисованы и детализированы еще лучше, моделей врагов - значительно больше, а модели персонажей изрядно прибавили в качестве, да и анимации движений стали намного более плавными. 

Звуковая часть и на этот раз не подкачала. Речь идет не о музыке, которая, как и в прошлой части была на достойном уровне, а об озвучке. «Capcom» на этот раз подошли к делу более ответственно и отлично справились с задачей. Актеры убедительно отыгрывают роли, больше не встречаются серьезные накладки с репликами, как в оригинальной игре.

Таким образом, разработчикам удалось не просто закрепить успех «Resident Evil», но и вывести его на новый уровень. Игра превзошла все самые смелые ожидания: сумела собрать огромное количество наград, заполучить любовь геймеров и занять нишу практически на всех игровых платформах того поколения. По результатам опросов, проводимых рядом игровых изданий, фанаты и по сей день считают «Resident Evil 2» самой лучшей и сильной игрой серии.

3.       Resident Evil 3 (1999)

Конечно, подобный успех не мог не привести к созданию еще одной игры. В 1999 году свет увидела следующая часть серии под названием «Resident Evil 3: Nemesis». Первоначально игра носила название «Resident Evil 1.9», но было решено не нарушать последовательную нумерацию.

На этот раз под руководство игрока попадает всего один персонаж – Джилл Валентайн? Знакомая нам с первой части игры. Действие разворачивается параллельно «Resident Evil 2», в том же Раккун-сити. А сюжет завязывается очень просто - на желании девушки выбраться из пораженного нежитью города. Конечно, все не может пройти гладко, и героине на пути попадается очередное творение корпорации «Umbrella» - Тиран под именем Nemesis. Огромный, жуткий, бессмертный и беспощадный. Идеальная машина для убийства. Этот малый выпил немало крови игроков и стал в итоге одной из визитных карточек «Resident Evil». Поговаривают, что воспроизведение одной-единственной реплики Немезиса, которую он произносил в течение всей игры, до сих пор вызывает легкую панику у некоторых людей.

Геймплей снова претерпел определенные изменения. Героиня может уворачиваться от вражеских атак, делать разворот на 180 градусов, да и вообще стала более подвижной. Динамики также прибавляет и неубиваемый противник, постоянно преследующий игрока. Появился крафт патронов из пороха, а многие предметы теперь раскидываются в случайном порядке по игровому миру. Помимо Немезиса, «Resident Evil 3» запомнился игрокам и огромным количеством загадок на любой вкус и цвет. Здесь и пресловутые «найди-принеси-открой», и задачки, в которых потребуются базовые знания математики или даже музыкальный слух.

К сожалению, об этой части игры особо нового и хорошего добавить нельзя. Она тоже была портирована на множество платформ, зачастую весьма халатно, со множеством багов. Тем не менее, третья часть знаменитого survival horror’а получила множество хвалебных отзывов и оставила игроков томиться в ожидании продолжения истории.

«Resident Evil 3» была последней частью серии, которая разрабатывалась изначально на консоль «PlayStation». Следующие две части - «Resident Evil Code: Veronica» и «Resident Evil Zero» - были ориентированы на платформы от «SEGA» и «Nintendo». Они позволяли еще более углубиться в тайны корпорации «Umbrella» и историю некоторых персонажей, среди которых Ребекка Чемберс из первой части, а также брат и сестра Редфилд. Обе части игры были тепло восприняты фанатами и также получили порты на большинство актуальных на тот момент платформ.

4.       Resident Evil 4 (2005)

После выхода «Resident Evil Zero» в 2002 году игроки провели три мучительных года в ожидании следующей части игры из основной серии. На различных выставках представлялись тизерные версии, ни в чем не напоминавшие предыдущие части серии. И вот в 2005 году в продаже появилась революционная «Resident Evil 4». Изначально игра была доступна лишь владельцам «GameCube», но позже перекочевала и на другие консоли. Она разительно отличалась от своих предшественниц. Геймплей изменился до неузнаваемости. Камера «уплыла» герою за спину; для того, чтобы прицелиться, необходимо было остановиться и войти в режим прицеливания. Так как теперь огонь можно вести точнее, то теперь и противники по-разному реагируют на попадание в тело. Выстрелите неприятелю в руку, он сразу выронит из неё оружие и, крича от боли, схватится за неё. Попадете в колено – супостат сразу упадет на землю. Кстати на игрока теперь будут бросаться не один-два зомби, а целые толпы самых разнообразных врагов. В связи с возросшей в разы динамичностью была добавлена система quick time events (QTE), которая заключалась в том, что игроку было необходимо вовремя нажать определенные кнопки на геймпаде для того, чтоб избежать удара. Сильные изменения претерпел и инвентарь. Если раньше одна зеленая травка и гранатомет занимали одинаковое пространство в чемодане, то теперь все встало на свои места. Также была предоставлена возможность покупать/продавать/улучшать снаряжение.

События разворачиваются в глухой испанской деревушке, куда был направлен Леон Кеннеди для спасения дочки президента США. Жители деревни были поражены паразитом Las Plagas, который развивался в их организмах и позволял контролировать носителя. Как раз с помощью президентской дочери главный антагонист игры собирался «перевезти» вирус на другой континент и заразить самого президента. Сюжет прост как две копейки, однако он был подан и раскручен очень качественно.

«Resident Evil 4» была принята игровым сообществом неоднозначно. Любители старой серии восприняли ее в штыки, ведь от оригинальных частей остались лишь пара персонажей, да предыстория. Большое число игроков сошлись во мнении, что серии были необходимы свежие идеи, которые нашлись в новой истории и полностью переработанном геймплее. Тем не менее, четвертая часть внесла большой вклад во всю игроиндустрию.

5.       Resident Evil 5 (2009)

В 2009 году вышла следующая нумерованная часть. «Resident Evil 5» по части геймплея практически полностью копировала предшественницу, но главным отличием была нацеленность на кооперативное прохождение. Действие происходит в Африке, куда через черный рынок попал паразит из «Resident Evil 4». Главными героями выступали Крис Редфилд, на тот момент агент по борьбе с био-террористами, и некая Шева Аломар, агент той же спецслужбы, но из африканского подразделения. За них нет отдельных сценариев, обе героя всю игру идут бок о бок. И если у игрока нет друга, с которым можно было бы пройти игру, то управление напарником передается в руки не самому разумному искусственному интеллекту.

Сюжет, опять же, не хватал звезд с неба. Атмосфера потеряла какой-либо намек как на survival, так и на horror (особенно при прохождении игры в кооперативе). По большому счету, со времен четвертой части «Capcom» улучшили лишь графическую составляющую, не озадачиваясь остальными аспектами. Хотя кооперативная часть была выполнена на весьма высоком уровне. Зачастую без помощи друга приходилось несладко, ведь напарник мог передать недостающие патроны и аптечки, поднять на ноги после фатального удара, помочь забраться в труднодоступные места.

В итоге, пятая часть была принята игроками весьма холодно. Критикуемая за излишнюю простоту, неинтересный сюжет, превращение в среднестатистический боевик, «Resident Evil 5» получила далеко не самые высокие оценки в прессе и игровом сообществе. Однако надежда в сердцах фанатов не угасла, и игроки терпеливо ждали продолжения.

 

Настал 2012 год, и владельцы «Nintendo 3DS» получили на свою консоль новую часть основной серии – «Resident Evil: Revelations». В 2013 году она была портирована на остальные актуальные платформы. Здесь нам снова предстояло сыграть и за Джилл Валентайн, и за Криса Редфилда, и за других неизвестных ранее личностей. Так как «Resident Evil 5» растерял все элементы, присущие survival horror, многие фанаты боялись, что серия окончательно скатится в ««Call of Duty» с мутантами». Однако этого не произошло. Вернее, не произошло с «Revelations». «Capcom» поместили игрока в замкнутый мир – на корабль посреди океана, населенный множеством нелицеприятных тварей. Многие любители компьютерных ужастиков в этот момент вспомнили игру «Cold Fear». Так или иначе, разработчики изо всех сил пытались вызвать у игроков чувство ностальгии, погружая последних в мрачную, гнетущую и во всех смыслах тяжелую атмосферу. И им это удалось. Новая игра разошлась очень большим тиражом и получила высокие оценки у критиков. Что очень печально для русскоязычной аудитории, так это жуткая локализация, содержащая безумное количество смысловых и орфографических ошибок.

6.       Resident Evil 6 (2012)

Приблизительно в эти же временные рамки вышла девятая по счету игра из основной серии под названием «Resident Evil 6». Пожалуй, самая разнообразная и динамичная часть из всех. Причем нельзя утверждать, что это однозначно хорошо. Здесь игроку дается на выбор аж четыре игровых кампании – три основных и одна бонусная за Аду Вонг. Так как игра нацелена на кооператив, как и «Resident Evil 5», герои основных кампаний разбились на пары. Уже заматерелый, но такой же идеалист Леон Кеннеди выступит вместе с агентом Хеленой Харпер; громиле Крису Редфилду достанется в напарники молодой спецназовец Пирс Ниванс. Третья пара включает в себя Шерри Биркин, которая знакома игрокам со второй части, где она еще училась в начальной школе. Второй персонаж – Джейк Мюллер, наемник, и по совместительству сын Альберта Вескера – одного из самых неприятных персонажей всей серии. Все эти парочки и индивидуалистка Ада пересекаются по ходу игры в важные сюжетные моменты. К слову, сюжет здесь не настолько плоский, как в пятой части. У каждого героя свои мотивы и причины участвовать во всей заварушке, разные пути продвижения и расследования, однако все это ведет к одной финальной точке.

Игровой процесс за каждую пару тоже отличается. Например, игра за Леона и Хелену больше напоминает старые части RE с медленными зомби. А вот Крис и Пирс, прыгая по секретным военным объектам, превращают игру в красочный динамичный боевик.

В целом, «Resident Evil 6» получил достойные оценки, но с удручающей пометкой, что от «Resident Evil» не осталось уже ничего, и проектам давно поменять название.

 7.       Вместо заключения

Вот так можно описать основную линейку серии. Но не стоит забывать, что существует с десяток других игр, пяток фильмов и анимаций, а также комиксов.

Что бы сейчас собой не представляли игры линейки, как бы к ним не относились сейчас геймеры, вклад всей серии переоценить очень трудно. Мировая игровая индустрия находится в долгу перед студией «Capcom». Не выйдя в свое время «Resident Evil», то, возможно, свет бы так и не увидели такие гиганты как «Silent Hill», который создавался в качестве конкурента зомби-хоррору; леденящий кровь «Dead Space»; даже серия замечательных слешеров «Devil May Cry» изначально была лишь горсткой материалов, неиспользованных в RE.

Таким образом, «Resident Evil» стала одним из самых громких, обсуждаемых и продолжительных проектов в истории компьютерных и видеоигр.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх