DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

БЛИЗНЕЦЫ

Дорогами мертвого мира

Эрго Прокси / Ergo Proxy

Япония, 2006

Жанр: аниме, постапокалиптика, научно-фантастическая философская притча, драма, роуд-муви

Режиссер: Сюко Мурасэ

Сценарий: Даи Сато, Юко Кавабэ, Сэйко Такаги, Юске Асаяма

В ролях: Кодзи Юса, Риэ Сайто, Санаэ Кобаяси, Акико Ядзима, Киёмицу Мидзути, Хикару Ханада

Похожие фильмы:

  • «Матрица»
  • «Технолайз» (аниме-сериал)
  • «Призрак в доспехах» (аниме-сериал)

Отрадно спать — отрадней камнем быть.

О, в этот век — преступный и постыдный —

Не жить, не чувствовать — удел завидный…

Прошу: молчи — не смей меня будить.

Микеланджело Буонаротти

Именно этими словами открывается первая серия анимационного телесериала «Эрго Прокси». Эти слова как молот бьют по нашему самодовольству и чванливости, словно кричат нам: «Стыдитесь, неучи! Вы знаете этого человека только как скульптора, а ведь он еще и стихи писал!» Существует множество произведений, претендующих на элитарность, якобы выделяющие смотревших их из общей массы зрителей, дарующие статус «не быдла». Но эта истерия — не более чем самообман, потворство стремлению выглядеть аристократичнее, интеллектуальнее. По сути — это всего лишь снобизм. Многие подобные произведения порой вызывают аллюзии на замечательную сказку Андерсена «Голый король». Как ни странно, «Эрго Прокси» подобных чувств не побуждает. Возможно, дело в том, что особого культа вокруг данного сериала так и не сложилось, он остался произведением для кучки нёрдов (довольно-таки большой кучки), которые просто наслаждаются красивой и многогранной историей, дающей пищу для ума и, кроме того, полной «пасхалок» для ценителей мирового искусства.

Постапокалиптическое будущее. Действие начинается в городе Ромдо, защищенном от враждебной окружающей среды гигантским куполом. Эдакий оазис в пустыне. Таких городов осталось немного. Управляют им регент и его советники. Население можно разделить на три группы: граждане, автолейвы и эмигранты. Граждане живут в шикарных условиях: им служат все современные технологии, делающие жизнь проще. Они занимают руководящие посты, а также работают врачами и учеными. Гражданам служат роботы-автолейвы (от английского AutoLive — автоматическая жизнь), называемые также антуражами. В низу социальной лестницы находятся «не граждане» — эмигранты, выполняющие функцию обслуживающего персонала и пушечного мяса для силовых структур. Поскольку город ограничен в ресурсах, а экологическая обстановка за пределами купола, мягко говоря, сложная, жизнь всего населения находится под жестким контролем. Например, семья не может завести ребенка без разрешения.

В этом городе живет Винсент Лоу. Он эмигрант, беженец из погибшего города Моско. Винсент не герой, а простой обыватель, страстно желающий стать гражданином. Он конформист, раб системы, винтик городского механизма. Он не помнит своего прошлого, да и не хочет помнить. А с прошлым его не все так просто.

Вторым главным героем, точнее героиней, является Рил Мэйер, инспектор Бюро расследований и по совместительству внучка регента, а также объект тайных воздыханий Винсента. Рил — типичная умница-красавица, умна, решительна, в отличной физической форме, вот только характер у нее просто невыносимый. Что поделаешь — «золотая молодежь».

Внезапно город потрясает серия убийств людей автолейвами. Это немыслимо, ведь в их программу заложено служение людям и они не способны причинить им вред! Причина в компьютерном вирусе «Cogito», наделяющем машины свободой выбора, подобием души. Бюро расследований выясняет, что за заражением стоит загадочное существо — Прокси. Это создание заражает всех автолейвов, с которыми сталкивается. Его появление как-то связано с властными структурами, к тому же оно кого-то ищет. Ищет Винсента Лоу. Расследование поручено Рил Мэйер.

Завязка сюжета построена на сплошных клише. Жил-был неудачник, обыватель, обычный японский школьник (нужное подчеркнуть), был у него богатый внутренний мир, но его не ценили, была у него любовь, но он ей был не нужен, потому что он слабый, жалкий, заурядный (нужное подчеркнуть). Но однажды он встретил старичка, девочку-волшебницу, неведомую хрень из другого мира (нужное подчеркнуть). И этот некто сказал ему: «Ты избранный!» В общем, вы поняли. Излюбленное клише для сюжетных завязок почти всех аниме. Оно потворствует мечтам основной целевой аудитории, которая в массе своей — заурядности и ничтожества, мечтающие воевать с богами, восставать против матриц, варить мыло и основывать бойцовские клубы. Главная героиня обязательно злюка и главного героя на дух не переносит, но обязательно к концу произведения (или не к самому концу) растает, оценит его усилия, разглядит его богатый внутренний мир и отдастся ему на горе из трупов поверженных врагов. Разумеется, героям необходимо совершить путешествие в поисках правды, одолеть врагов и спасти мир.

Вы уже готовы закричать, «Сколько можно! Нас обманули! Верните наши деньги! Это баянистый баян!» Но не стоит спешить. Начнем с того, что весь сюжет данного произведения собран из всевозможных клише, но сценаристы очень умело ими жонглируют. Каждая его часть на своем месте, каждое ружье, висящее на стене, обязательно выстрелит, ну или почти каждое. Сценаристы взяли кучу мертвых сюжетных ходов и сшили из них свое Чудовище Франкенштейна. И эта тварь жива!

В свое время Хорхе Луи Борхес утверждал, что все легенды мира можно свести к четырем историям. Первая — история города-крепости, города, который кажется неприступным, города, который обречен, как и его завоеватели. Вторая — история возвращения домой. Третья как вариация второй — история поиска. Четвертая — история самоубийства бога. Поразмыслите, сколько мифов, легенд, произведений художественной литературы, кинематографа, включая самые выдающиеся, сводятся к одному или нескольким из этих четырех сюжетов-архетипов! Вторя мэтру, авторы реализовали в сериале сразу все четыре. Возможно, не столь важно как стара история? Важно, как она преподнесена? Как и в любом другом случае, важно соблюдать меру. Иначе можно, чего доброго, и до постмодернизма докатиться.

Качество реализации на высоком уровне. Каждый штамп переработан, преподнесен в оригинальной форме, крепко взаимосвязан с остальными. К тому же, развязки многих сюжетных линий не слишком предсказуемы. Несмотря на очевидность явных сюжетных, художественных и смысловых заимствований, они не мозолят глаза. Возможно, дело в том, что преподнесены они не в современном опопсевшем виде, а так же, как и в ранних произведениях научной фантастики у основателей жанра, со всей свитой из философских рассуждений, со всеми сложностями и противоречиями. В этом отношении «Эрго Прокси» можно назвать возвращением к истокам. Здесь нет веселого аттракциона, хотя экшн присутствует, правда, его мало. Основную часть экранного времени занимают мысли и переживания героев. Психологическая составляющая проработана превосходно.

Сериал насыщен визуальными и вербальными цитатами. Это одновременно и достоинство, и недостаток этого аниме. Дело в том, что их слишком много. К тому же, не имея специальной подготовки в отношении мирового искусства, литературы и кинематографа большую часть этих посланий просто не заметишь и не поймешь. С одной стороны, находя их при просмотре, можно потешить чувство собственного достоинства — вот я какой просвященный! С другой — это все уже было, где оригинальные решения, свежий взгляд? А «Эрго Прокси» продолжает грузить зрителя своей философией и цитатами. Тут и архетипические образы карт Таро, и элементы ацтекской мифологии, и «Пещера Платона», и образы Ноева ковчега и колыбели Моисея, и «Статуи-советники» Микеланджело, визуальные цитаты из «Алисы в стране чудес», «Матрицы», «Броненосца “Потёмкин”», «Бегущего по лезвию» и многих других фильмов и книг. Говорящими являются имена многих персонажей и даже их регистрационные номера, а личные вещи могут оказаться таинственными ключами. Все это льется потоком с экрана, и не знаешь, что с этим делать, анализировать или просто созерцать. Не случайно серии этого аниме названы медитациями.

Многие сравнивают «Эрго Прокси» с «Матрицей» братьев Вачовски. Это не удивительно. И дело не только в общей стилистике. Эти фильмы используют общие ключевые идеи: поиск ответов, идея избранности, мир не такой, каким кажется. К тому же «Матрица» также насыщена философией и отсылками, она является компиляцией всего пост-киберпанка. «Матрица» — это кибер-поп. В отличие от «Эрго Прокси» сюжет щедро приправлен экшеном, а основные идеи упрощены. Да, кстати. «Эрго Прокси» — это не киберпанк! Бесспорно, его элементы вроде восстающих машин, высоких технологий и низкого уровня жизни присутствуют, но акцент на них не ставится. Автолейвы остаются антуражем. За исключением девочки-киборга Пино, которая единственная из всех зараженных автолейвов не спятила, получив душу. Видимо, чтобы быть человеком, нужно быть ребенком. История куклы, желающей стать живым мальчиком… Простите, девочкой. Когда пытаешься сказать все обо всем и сразу в условиях ограниченности во времени, какие-то вопросы останутся раскрытыми не до конца. Прямо как в жизни.

Определиться с жанром сериала сложно. Проблема в том, что авторы намешали слишком много. Тут и постапокалиптика, и триллер, и драма. Назовем его научно-фантастической философской притчей в обстановке роуд-муви. В основе истории дорога и поиск. На нее навешаны остальные истории, мысли, события. Как пейзажи за окном, проносятся различные образы, загадки и отгадки, а в конце нас ждет страшная правда, которая навсегда перевернет как жизни главных героев, так и мир в целом.

Что остается в итоге? Мы имеем умное, красивое и гармоничное произведение. Стоит ли его смотреть? Да, если не боитесь быть загруженным потоком цитат и образов, дикой мешаниной из жанров. С другой стороны, все сказанное не ново, но качественно оформлено и преподнесено. Сериал может быть интересен ценителям научной фантастики старой школы. Сюжет его интересен и нетороплив. Выйди «Эрго Прокси» лет на десять-двадцать ранее — произвел бы фурор. В наши дни он культовым не стал. Тем не менее, равнодушным данное аниме не оставит. А истинные гики после просмотра непременно заглянут на посвященные сериалу ресурсы, чтобы найти подробный разбор всех образов и пасхалок.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Zлыдень 03-06-2014 16:53

    Посмотрел, понравилось, проникся) Первый аниме-сериал, который посмотрел от начала и до конца. Помедитировал х) Серия с теле-викториной вообще надолго в ступор меня загнала - по моей неопытности, вероятно.

    Учитываю...
  • 2 Vi 29-04-2014 16:41

    Странно. Всегда думал, что автоРейвы

    В японском языке отсутствует звук "л", его заменяют звуком "р" - кока-кора и т.п.)

    Учитываю...
  • 3 eol1313 28-04-2014 17:43

    Странно. Всегда думал, что автоРейвы, а Винсент родом из Москвы. Хотя, может, просто перевод другой.

    Учитываю...
  • 4 ersi13 22-04-2014 12:58

    Заинтересовали, спасибо) А сколько эпизодов?

    Учитываю...