DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Инфернальный оркестр им. Клайва Баркера

Так уж повелось, что литература и музыка зачастую идут рука об руку, их взаимосвязь порой нерушима, великое множество книжных сюжетов было переложено на язык струн и клавишей и по сей день передается из поколения в поколение. В данном случае главную роль играет не востребованность того или иного автора, а его непосредственное влияние на умы  читателей. Одним из таких литературных демиургов и является Клайв Баркер – художник, режиссер, фотограф, скульптор и, конечно же, талантливый писатель, наделенный настолько безграничным и безудержным воображением, которое даже ему самому порой бывает сложно обуздать.  На сегодняшний день Клайв является одной из самых удивительных и по-настоящему культовой личностью, чьи фантасмагорические произведения не могут оставить равнодушным никого, а это значит, что влияние его как творца распространяется не только за границы бумажных страниц или киноэкрана, но и на музыкальную среду.

Страстные почитатели фантастической литературы присутствуют и среди композиторов, происходящих из неформальной сцены, в числе которых можно упомянуть рокеров, металлистов, создателей темной электронной музыки и даже фолка. В этом отношении Клайв Баркер как вдохновитель заметно уступает Говарду Филлипсу Лавкрафту, но его вклад также прошел проверку временем. К примеру, Стивен Кинг, один из самых популярных авторов планеты, не может похвастаться столь широкими достижениями в музыкальном плане, в то время как Баркер, учитывая специфику его произведений, имеет достаточно обширный круг тех, кто продолжает черпать вдохновение в его сочинениях, преобразуя литературные формы в музыку. О них мы и поговорим ниже.

Клайв Баркер

Пожалуй, первым серьезным соприкосновением Клайва Баркера к музыке в профессиональном плане стал альбом легендарных The Who «Face Dances» (1981), обложка которого была выполнена им самолично. Даже сейчас, рассматривая это полотно, невозможно не узнать характерный почерк мастера, знакомый нам по иллюстрациям его же книг, и который тогда, в 81-м году, как нельзя лучше подошел сюрреалистическому материалу именитых британских рокеров. Однако, Баркер всегда был известен своей тягой к самым мрачным и порой низменным проявлениям человеческой психики, поэтому собственные музыкальные предпочтения гораздо больше вдохновляли его на творчество.

Эта история началась в 1986 г., когда Баркер, успевший к тому времени выпустить свои «Книги крови» и «Проклятую игру», не без посредничества Рэмси Кэмпбелла, познакомился с участниками знаменитой андеграундной группы Coil, среди  которых нашлись поклонники его таланта. К слову сказать, музыкальный курс этой группы, совмещающий элементы дарк-эмбиента, индастриала и прочей электронщины вкупе с концепцией, посвященной сексуальной одержимости, психопатии, физиологическим отправлениям, произвел огромное впечатление на Баркера и даже напугал его. «Это единственная группа, чью музыку я выключил потому, что от нее у меня мурашки пошли по коже», - так отзывался писатель об альбоме «Scatology».

И совсем неудивительно, когда несколько лет спустя, приступая к съемкам «Восставшего из ада», Баркер решил привлечь Coil для написания саундтрека. Музыканты великолепно справились со своей задачей, но, к сожалению, их музыке не довелось звучать в этом культовом фильме. Виной тому стал ультиматум New Line Cinema, согласно которому Баркер как режиссер должен был изменить как визуальное, так и звуковое содержимое. Таким образом, материал Coil остался невостребован, хотя и был увековечен в виде EP «The Unreleased Themes For Hellraiser», который по прошествии лет стал абсолютно культовым как для почитателей самой группы, так и для любителей знаменитой хоррор-франшизы. Остается только гадать, каким бы образом этот тревожный и загадочный, но чертовски притягательный эмбиент, начиненный жуткими, «острыми» эффектами и поистине потусторонними звуками, дополнил бы тот гротескный и кровавый видеоряд, который в 1987-м г. представил нам Клайв.

И нужно ли упомянуть в сотый раз, что именно повесть самого мастера «The Hellbound Heart» и собственноручно поставленный по ней Баркером фильм, а также его многочисленные, но менее удачные отпрыски, стали самым культовым творением нашего героя, обеспечив ему бессмертную славу… А образ верховного сенобита Пинхеда в исполнении Дага Бредли навечно вошел в пантеон символов мировой хоррор-культуры.

В английском языке термин «hellraiser» также имеет второстепенное значение «хулиган», «смутьян», «сорвиголова», и многие музыкальные коллективы в своих текстах употребляли его, не забывая приправить его щепоткой мистики. Так, в своем творчестве к «Восставшему из ада» обращались многие панк-команды, среди которых стоит выделить голландцев Cenobites (!), шведов Zombiesuckers с их хитом «Attack Of The Cenobites», австралийцев The Living End, выпустивших композицию «Hellbound», штатовскую хоррор-панк группу The Crimson Ghost («Army Of The Cenobites») и их коллег по цеху Blitzkid («Hellraiser»).

Что уж говорить, даже выходцы из Страны Восходящего Солнца под названием Xodiack, играющие (что бы вы думали?) j-rock, сочли нужным отдать дань уважения «Восставшему» и сочинили одноименную композицию. Украинские готик-рокеры The Nighchild записали симпатичную вещь «Cenobites». И даже немецкие экспериментаторы Rawheads, активно заигрывающие с авангардным сайкобилли, выдали интересный трек под названием «Pinhead».

В стане поборников электронной музыки также не обошли эту тему стороной. Как уже говорилось выше, образ предводителя сенобитов оказался настолько харизматичным для любителей кибер-панка, готик-синта и прочих андеграундных любителей боди-модификаций, что Пинхед стал чуть ли не обязательным атрибутом всевозможных готик-пати и техно-дискотек. Среди множества исполнителей данного толка хотелось бы выделить легендарных бельгийцев Suicide Commando, играющих EBM и industrial, и их «специальный» EP «Hellraiser», увидевший свет в 2000 г.

И даже композиция «Bloody Pleasures» c альбома «Seelenschmerz» культовых немцев Blutengel наводит на мысль о «страданиях… этих сладостных страданиях…». Их соотечественники Beborn Beton, исполняющие импульсивный синти-поп, также отметились треком под названием «Dr. Channard», отсылающим нас ко второй части киновселенной «Восставшего из ада».

Pinhead Motorhead 

На метал-сцене дела обстоят не менее обнадеживающе. Стоит лишь упомянуть таких грандов стиля как Ozzy Osbourne и Motorhead, в начале 90-х разделивших на двоих великолепный хит «Hellraiser». И пусть текст этой композиции рассказывал не о зловещих обитателях ада, исследующих пути наивысшего наслаждения, а скорее о рок-н-ролльной жизни в целом, отделаться от ассоциаций с фильмом совсем не просто. Масла в огонь подлили Motorhead, когда в 1992 г. вышел их клип на вышеобозначенный шлягер. Примечательно, что режиссером видео стал сам Клайв Баркер, поэтому мы становимся свидетелями уже знакомого нам аутентичного видеоряда на фоне лязга тяжелого метала. А чего стоит сцена, в которой Лемми Килмистер и Пинхед встречаются за покерным столом, чтобы разрешить свой спор карточной игрой!

Также, думаю, многим из тех, кто смотрел «Восставший из ада 3: Ад на земле», запомнился перформанс американцев Armored Saint  с их хитом «Hanging Judge», который они так зажигательно исполняли в клубе «Бойлерная». И хотя данный трек не имеет прямого отношения ко вселенной Баркера, у любителей киносаундтреков он ассоциируется именно с этим фильмом.

В числе наиболее брутальных исполнителей можно назвать шведов Entombed  и их соотечественников Aeon, представивших на альбоме 2005 г. «Bleeding The False» вещь под характерным названием «Cenobites». Блэк-трэшевые бразильцы  Sodomizer на своем полноформатнике 2007 г. «The Dead Shall Rise To Kill» также посвятили композицию «восставшему».

Не меньшего внимания  среди метал-братии удостоилась и знаменитая шкатулка Лемаршана, она же Конфигурация Плача, головоломка, открывающая двери в иные измерения и средство вызова сенобитов. Согласно сюжету четвертого фильма, шкатулка была создана игрушечных дел мастером Филипом Лемаршаном по заказу Дюка де Лиля, аристократа, практикующего черную магию. На сегодняшний день она является одним из культовых артефактов, широко востребованных как среди фанатов франшизы, так и среди любителей тату и демонических сувениров.

О шкатулке упоминали бельгийские брутал-гор-грайндеры Aborted на своем демо 1998 г. «The Necrotorous Chronicles», где присутствует композиция «The Lament Configuration». Женское трио из США Mythic, исполняющее достаточно мрачный и таинственный дум/дэт, на своем ЕР «Mourning In The Winter Solstice» (1993) также поведали нам о шкатулке. Не стоит обходить вниманием и американских симфо-блэк/дэтстеров Azathoth с их одноименным миньоном. В числе прочих любителей адских головоломок стоит назвать прогрессивных дэткорщиков The Breathing Process с их альбомом «In Waking Divinity» (2008) и ню-металлистов Kaos Katalyst. Черт возьми, даже такая хип-хоп (!) коллаборация как Amos The Ancient & Sinister Stricken счела нужным посвятить композицию творчеству Баркера!

Но, как говорится, не «хеллрайзером» единым… На втором месте среди наиболее влиятельных произведений Клайва уверенно располагается повесть «Кабал» (в русском переводе она более известна как «Ночной народ), также собственноручно экранизированная писателем в 1990 г. Фирменный баркеровский фантасмагоризм, глубокая психологичность, монструозные персонажи, а также место их обитания – полумифический город-некрополь Мидиан, ставший пристанищем для всех, кто не нашел признания в человеческом обществе… Согласитесь, весьма монументальные и символичные образы, вполне способные увековечить сие произведение не только в книге или киноэкране, но в и музыке. Концепция «Кабала» в первую очередь должна была прийтись по нраву именно представителям неформальной молодежи и прочих субкультур, испытывающих трудности с адаптацией среди «нормальных» людей. Сам Мидиан является некой «землей обетованной», где отбросы общества, отверженные, отчаявшиеся, непонятые, забитые личности могут чувствовать себя в безопасности в компании себе подобных.

В числе тех музыкантов, попавших под влияние «Ночного народа», можно назвать ирландских пост-рокеров God Is An Astronaut, чье название происходит от одной лишь фразы, прозвучавшей в этом фильме. Но, думаю, многие согласятся со мной, что самым монументальным и выдающимся творением, основанном на произведении писателя, по сей день является альбом «Midian» - детище культовых британских вампиров Cradle Of Filth. Эта эпохальная пластинка была произведена на свет 31 октября 2000 г. и поныне считается не только одной из самых лучших, но и самой инновационной на тот момент работой английских металлистов.

В интерпретации Дени Филта и Ко город Мидиан приобрел несколько «лавкрафтианские» черты, но при этом сохранил свою изначальную фабулу, облаченную в мрачные одежды атмосферного симфо-блэка. Каждая из двенадцати композиций является самостоятельной историей, в которых порой встречаются отсылки к работам таких выдающихся художников как Иероним Босх, Франсиско Гойя и Питер Брейгель-ст., а также упоминаются вполне реальные серийные убийцы, вошедшие в историю, – Жиль де Ре и Джеффри Дамер. Однако общим местом действия для всех остается все тот же таинственный город-призрак Мидиан.

И совсем не случайно, что в процессе записи в качестве декламатора был привлечен обладатель специфического голоса Даг Бредли (сотрудничество с которым продолжится и на следующих релизах), в то время как сами музыканты на фотосессии к альбому предстали в новых сценических костюмах, отдаленно напоминающих облачения приснопамятных сенобитов. Что и говорить, Cradle Of Filth проделали очень тщательную, качественную и скрупулезную работу как в музыкальном, так и в концептуальном плане. Собственно, такое глубокое произведение как «Кабал» (или, если угодно, «Ночной народ») другого попросту не заслуживает.

Ну и в заключение хотелось бы упомянуть об еще одном очень значимом произведении Клайва, а именно – его фэнтези-эпопеи «Имаджика». Результат полуторалетнего труда, достаточно объемный, философский и совершенно непредсказуемый, роман стал целым открытием для поклонников писателя и прочно утвердил его на поприще мастера фэнтези. Сам Баркер называет его своим любимым произведением. С этим можно вполне согласиться, ведь в литературном плане талант Клайва здесь раскрывается во всю силу.

Из числа вдохновленных этим произведением хочется назвать канадскую группу The Birthsday Massacre, чье творчество простирается от готик-рока до электроники и нью-вейва. В первые годы своего существования команда носила название Imagica, после же было принято решение переименоваться. Однако же дебютный альбом этого коллектива сохранил исконное название. Собственно, сам материал пластинки вполне соответствует атмосфере книги, только на более современный лад: синтетические биты, «невинный» женский вокал, энигматичность и пластичность музыкальных форм.

Образы Имаджики также стали основой для множества исполнителей в жанре дарк-электро, синти-попа, драм-н-бейса, трип-хопа и даб-степа (The Imajica, Planet Dust, Second Sun и пр). В совокупности данные музыкальные течения, в свою очередь, как раз-таки отображают ту безграничность, которая присутствует в произведениях этого выдающегося художника.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)