ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Дети Снеговика / The Snowman's Children (роман)

Два Сэма: Истории о призраках / The Two Sams: Ghost Stories (сборник)

Автор: Глен Хиршберг

Жанр: мистика, ужасы

Издательство: Азбука-классика

Год издания: 2005/2007 (в оригинале —2002/2003)

Похожие произведения:

  • Харпер Ли «Убить пересмешника…» (роман, 1960)
  • Стивен Кинг «Оно» (роман, 1986)

Мир населен мертвецами. Они всюду: вы встречаете их, приходя на работу, они едут с вами в метро, окружают вас в кинотеатрах и кафе. Возможно, вы живете в одной квартире с мертвецом, спите с ним в одной кровати. И не мертвец ли вы сами?

Часто бывает, что страшное или радостное событие навсегда приковывает человеческую душу к единственной минуте, дню, месяцу, году. Узы рвутся, и в будущую жизнь уходит мертвец, способный лишь тосковать по утраченному. Он может вернуться в места, где расстался с душой, но обрести ее снова — никогда.

Мальчик Мэтти Родс умер, умерли все его друзья. Однако взрослый Мэтью Родс, мертвец, оставляет жену в одиночку справлять Рождество и приезжает в тихий пригород Детройта, где семнадцать лет назад серийный убийца Снеговик убил девять детей. Мэтти даже знаком был не со всеми, но эти призраки ближе ему, чем родители и брат, сгинувшие где-то в настоящем.

А жизнь не остановилась — нигде, ни в ком. Девочка, которая была для героя единственной болезненной любовью, стала женщиной, — но вышла куда-то за пределы времени, в пустоту безумия. Друг, который скатился когда-то по вине Мэтти в наркотический ад, стал спасением для десятков людей. Крошечная закусочная превратилась в огромную сеть ресторанов, аттракционы в детском парке убрали и на их место поставили новые. Родс блуждает по этому новому миру, собирая последние осколки мира старого, где есть место лишь для Снеговика и его детей.

Фантастики в романе никакой, и все же по фантасмагоричности он едва ли уступает «Сайлент Хиллу»…

Да, мир Глена Хиршберга населен мертвецами — живыми и мертвыми, людьми и призраками. Безымянный военный корабль, выброшенный на мель у Гавайев, манит к себе еще одного неприкаянного мужчину-подростка, чтобы поглотить его навсегда («Берег разбитых кораблей»). Человек, погибший в Холокосте, оставляет мертвое потомство («Пляшущие человечки»). Отец разговаривает с мертвыми, недоношенными детьми, которые не хотят впускать в мир своего живого брата («Два Сэма»), Пустынные прерии штата Монтана не пустынны, и люди приходят на праздник мертвых («Карнавал судьи Дарка»). Мертвые пробуждаются, чтобы наказать живых («Степка-растрепка»)…

Читать Хиршберга непросто, эти книги не для всех. Критики поспешили окрестить «Детей Снеговика» «современным вариантом “Убить пересмешника”, каким его мог бы написать Стивен Кинг». Однако и с романом Харпер Ли, и с «Оно» или «Телом» у книги Хиршберга минимум общего. Бесконечный поток воспоминаний, мельчайшие детали, оттенки, обертоны… Ужас подползает незаметно, словно струйка сквозняка под рубашку. Не зря предисловие к «Двум Сэмам» написал Рэмси Кэмпбелл — мастер сложного, некоммерческого хоррора.

«Хиршберг заново переписывает вековые каноны историй о призраках», — пишет Питер Страуб. Кэмпбелл вторит ему: «В один ряд с самыми выдающимися мастерами Хиршберга ставит присущее ему обостренное чувство призрачного». С мэтрами трудно не согласиться. Предтеч у автора хватает, но созданная им вселенная неповторима.

И все-таки созданная ли? Может, Хиршберг и вправду видит мертвецов?

И если так, видит ли он живых?..

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх