DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Яркость, выжигающая изнутри

С давних времен считалось, что из тьмы и света — вечных антагонистов — добрую сторону принимает свет, темнота же вечно играет за злодеев. Множество сюжетов рассказывают о том, как свет отпугивает вампиров или заставляет призраков рассеяться. Много историй, как одна, говорят о свете как о синониме надежды, а о тьме — как о чем-то, что несет лишь отчаяние.

Но комикс «Свет» Натана Эдмондсона, выпущенный Image Comics в 2010 году, позволяет нам взглянуть на этих бессмертных соперников под другим углом.

День у Коула, главного героя, в очередной раз не задался: его увольняют из сварочной мастерской (и все коллеги просто счастливы — они давно этого ждали); Эйвери, дочь-подросток, не желает с ним разговаривать и притворяется спящей уже в середине дня; а старушка-мать не стремится цацкаться с сыном-неудачником и говорит, что его жена была абсолютно права, что сбежала в Портленд от регулярных избиений. Заканчивает она свою тираду бессильным: «Если бы я только знала, что неверно растила мальчика, который ничего не умеет и не видит того света, который в нем есть», и это выглядит пророчеством — всего через несколько часов герои пожалеют о том свете, что у них имеется.

Когда опускается ночь, выясняется, что электричество стало вдруг смертельно опасным: у всех, кто смотрит на него, белеют и начинают сиять глаза, а внутри разгорается пламя, превращающее человека в живой факел. Такая судьба уже постигла мать Коула, его бывшего босса Рэя и сотни других людей, и потому отец и дочь бегут подальше от города, подальше от света. Коул защищает себя с помощью маски для сварки (и это точно эффективнее, чем очки ночного видения, которые пробовал использовать другой персонаж и «заразился так быстро, словно в него ударила молния») и настаивает, что Эйвери всегда должна обматывать голову повязкой (и если вам кажется, что от такого метода веет вайбами «Птичьего короба», то вам не кажется), и пока что это работает.

Вот только Эйвери считает, что они просто обязаны поехать в Портленд, чтобы выяснить, не произошло ли и с мамой такой же беды, и Коул не имеет шансов ее переубедить — слишком малым авторитетом у дочери он обладает, слишком уж она упряма и зла на него. Потому они забирают чужую машину и отправляются в дорогу, стараясь держаться подальше от источников электричества и при этом зная: в Портленде все будет куда хуже, это ведь большой город с миллионами огней…

Увы, комикс не может похвастаться ни рисовкой, на которую хочется любоваться, ни проработанными персонажами. Оценивая качество рисунка, похвалить хочется в первую очередь крупные планы, на которых нет людей: к примеру, изображение самолета, совершающего жесткую посадку на шоссе, или отравленных светом горящих птиц в предрассветном небе. Неплохо вышли также кадры, ярко демонстрирующие, как выглядит огонь во мраке. В итальянской живописи в эпоху барокко существовала манера письма под названием «тенебризм», в основе которой лежала работа со светом и тенью. И когда смотришь на иллюстрации Бретта Уэлдела, думаешь, что это — современная инкарнация тенебризма, преувеличенная и доведенная почти до абсурда.

Жаль, что изображениям героев на страницах комикса повезло меньше. Смотрятся они больше как наброски, индивидуальные черты практически отсутствуют (если не считать переданных Эйвери по наследству от отца ярко-рыжих волос), причем касается это, к сожалению, и характеров. К примеру, случайные попутчики героев — безымянная женщина из самолета, пара братьев Саймон и Джонни — вплывают в сюжет так стремительно, и мы узнаем о них так мало, что их трудно даже назвать картонными персонажами: картон — слишком прочный материал для этого, тонкая пергаментная бумага подходит больше. Нет, ну правда, создается ощущение, что женщину из самолета ввели, лишь чтобы показать читателям: свет от телевизора тоже стал опасен, а братьев — чтобы вбросить мысль о том, что некоторые зараженные могут какое-то время тлеть, но не сгорать, и чтобы зародить зерно дополнительного конфликта.

При этих недостатках, если вы любите необычный постапокалипсис, ознакомиться со «Светом», пожалуй, всё же стоит. Это лимитка всего из пяти коротких выпусков. Чтобы их пролистать, потребуется меньше получаса, и в ней явственно виден нераскрытый потенциал.

Сюжет комикса весьма кинематографичен, и хотя история пока выглядит не слишком выигрышно, кто знает, вдруг когда-нибудь ее вздумают экранизировать и прояснят моменты, оставшиеся без ответов: что случилось с электричеством, что-то действительно захватило подстанцию? Или, может, все электростанции в стране? В мире? Как далеко это распространилось?

И — верим — в этой гипотетической картине решат и проблему с подачей центральных характеров, которые на протяжении сюжета не трансформируются, не растут духовно, а ведь хорошая история подразумевает, что лишения и испытания меняют людей. Возможно, сценарист пытался показать что-то такое в финале, но у него не слишком получилось.

Что ж, фильмы по комиксам сейчас снимаются всё чаще. Шансы, что какой-нибудь продюсер обратит внимание и на «Свет», вполне неплохие.

P. S. Интересная деталь: каждый выпуск комикса предваряют эпиграфы — из «Бесплотных земель» Элиота, из Теннисона, Лонгфелло и даже из «Писания», а завершают пространные размышления о технологиях, эпидемиях и глобальных катастрофах. Любопытнее всего в этой части прозвучало сравнение людей со струнами на скрипке, а катастрофы — со смычком.

«Звук, который издает каждая струна в отдельности, определен заранее, но он разнится, когда до них дотрагивается смычок. Часто говорят, что трудности демонстрируют, кто из чего сделан, но лучше было бы сказать, что такие ситуации показывают, кто есть кто. Можно лишь надеяться, что в течение всей жизни он готовился к морально-волевым решениям, и этот путь зародил в нем хоть толику героизма. Потому что если нет, он обречен еще до того, как опустится тьма.
Или, в нашем случае, поглотит свет».

Пожалуй, эта цитата вполне отвечает на вопрос, почему главный герой, алкоголик и неудачник, не превратился в лучшую версию себя, когда перед ним встала необходимость защищать дочь, а так и остался тем, кто может влепить родному человеку пощечину, а по отношению к неродному — совершить подлость.

Сложно измениться так быстро. Негодяй может стать героем за одну ночь только у Диккенса, да и то не без помощи духов.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Арчи_В 24-12-2023 20:40

    Ого, классная статья! По части рисовки, мне кажется, вполне симпатично, особенно обложка и кадр с самолётом. Выглядит мрачно и интересно, почитаю!

    Спасибо за обзор!

    Учитываю...