DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Как изменить свою жизнь за 10 простых шагов

Как стать серийным убийцей / How to be a Serial Killer

США, 2008

Жанр: черная комедия, триллер

Режиссер: Люк Риччи

Сценарий: Люк Риччи

В ролях: Дэмиен Кларк, Мэттью Грей Гублер, Лаура Риган, Джордж Уайнер

Похожие фильмы:

Не успела доползти до телефона, так хотела

Группа «Мультfильмы» – «Тело»

Один из показателей качества черной комедии – когда зрителю может быть стыдно смеяться над происходящим на экране, но не смеяться не получается. История, в которой опытный маньяк-убийца берет под свое крыло скованного и затюканного молодого парня и учит его всем премудростям ремесла, не должна быть смешной по определению – а, гляди ж ты, у режиссера/сценариста Люка Риччи (это его единственный полнометражный фильм) это получилось, пусть и с некоторыми оговорками. Обычно подобные сюжеты реализованы либо в тошнотворной и гиперреалистичной манере («Генри: портрет серийного убийцы»), либо в зрелищной и нарочито художественной («Кто вы, мистер Брукс?»). Для комического эффекта такой сценарный ход используется редко, что уже является поводом для появления небольшого культа вокруг ленты «Как стать серийным убийцей». Сегодня мы поговорим об этой картине более подробно.

Сразу следует предупредить: фильм смотрится и слушается дешево. Отчасти это объясняется стилистикой «мокьюментари», и моменты, когда герои дают своеобразные «интервью» на камеру, или сцены убийств, снятые с помощью дешевой GoPro, это выглядит абсолютно уместно. Сюда же стоит отнести и «выступления» Майка на своем импровизированном мастер-классе. Риччи и оператор отлично ухватили суть дешевых съемок мотивационных ораторов, которые распространяются с лотков во время их туров по ДК захолустных городков. Однако есть сцены, снятые во вполне киношной манере, когда движение камеры выглядит ощутимо неровным, а визуальные и звуковые эффекты – взятыми из дешевого видеоредактора времен Windows XP – в частности, выстрелы.

Кроме того, к минусам стоит отнести типичный «порно-фанк» на саундтреке. Понятно, зачем он вставлен в отдельные эпизоды, однако один и тот же трек, повторяющийся раз пять в самых неподходящих сценах, вместо комического эффекта вызывает раздражение. Особенно это становится очевидным, если сравнить «Как стать серийным убийцей» с, например, «Продавцом мертвых» (того же 2008 года), где на $450 000 умудрились в Нью-Йорке воссоздать викторианскую Англию, или нарочито карикатурным «В финале Джон умрет», где событий было не в пример больше при меньшем бюджете.

Предвестником «Как стать серийным убийцей» можно считать франкоязычный фильм «Человек кусает собаку», где за маньяком следовала документальная съемочная группа, постепенно вовлекаясь в его преступления. Здесь подобного хода нет, и несмотря на регулярные вставки, где персонажи обращаются напрямую к камере, оператор ни разу не становится героем фильма. Герой (или, в данном случае, антигерой) здесь только один, и он заполняет собой весь экран. Титульный серийный убийца Майк – бенефис малоизвестного сериального актера Дэмиена Кларка, и это главная причина для просмотра данного фильма. Кларк подошел к персонажу ответственно: в сценарии были шансы превратить его в обаятельного карикатурного героя, но он мастерски выпутывается из подобных ситуаций. В разные моменты истории Майк становится и артистичным конферансье (зачитывая 10 уроков «Как стать серийным убийцей», жонглируя акцентами и гримасами), обаятельным и уверенным в себе мотиватором (когда натаскивает молодого работника видеопроката Барта), и любящим ответственным парнем (со своей девушкой Эбигейл). Однако есть у него и темная сторона (конечно, мы ведь за серийным убийцей следим). Вспышки гнева и маниакальные наклонности Кларк отыгрывает без малейшей скидки на комедийный характер фильма. Он становится реально жутким, при этом резко перестраиваясь в свою обычную дружелюбную и расслабленную манеру. Возникает вопрос: что из увиденного является маской, а что – его реальной натурой. Немало способствуют этому несколько сцен убийств, снятых «из глаз» Майка камерой GoPro – они максимально неприятны и оправданно жестки. Фальшь чувствуется ровно один раз (и не по вине актера) – в финале режиссер и сценарист Люк Риччи, похоже, испугался, что персонаж получится слишком провокационным и дал ему финальные пять минут раскаяния за одно из совершенных преступлений. Смотрится это очень фальшиво и слегка расстраивает: окажись Майк до самого конца жизнерадостным монстром с начисто отсутствующими чувствами любви и привязанности, финал мог бы быть куда более мощным.

Остальные актеры, появляющиеся в кадре более, чем на пять минут, также будут знакомы любителям сериалов. Лаура Риган (исполнительница роли Эбигейл, девушки Майка) снималась, например, в недавнем «Константине». Мэттью Грей Гублер, отлично передающий то восторженного, то испуганного ученика Барта, также засветился в большом количестве сериалов и на озвучке. В небольшой роли психиатра, который комментирует поступки и мотивации Майка, хорош Джордж Уайнер. Все актеры справляются с основной задачей – качественно создавать фон, на котором Дэмиен Кларк будет смотреться максимально выигрышно.

Юмор у фильма своеобразный. Люк Риччи не использует стандартные гэги и устные шутки, так что не ждите очевидных хохм, вроде, например, другой комедии про серийных убийц – «Убойные каникулы». Юмор растет из абсурда обыденных ситуаций. Майк активно пропагандирует необходимость радоваться жизни, попутно объясняя, почему нельзя трогать детей, а убийство старушек – это вполне себе услуга обществу. Хороша сцена, где он узнает, что некий неприятный молодой человек приставал к его девушке. Лучшие моменты фильма – сольные ораторские выступления Майка в безвкусном костюме конферансье на сцене – хочется, чтобы их было больше, потому что сам основной сюжет фильма в определенные моменты достаточно сильно провисает. Во время своих лекций и монологов перед Бартом маньяк сыпет профессиональными терминами (вроде «управления рисками» или «профилактики рисков», объясняя, как нужно выбирать жертвы на улице), народными мудростями и хлесткими мотивирующими фразочками. Аналогия между серийными убийствами и личностным ростом – вообще та еще тема для шуток.

Как итог, перед нами на удивление жизнерадостный и неглупый фильм, эффектная сатира одновременно на помешательство американцев серийными убийцами и не менее активное увлечение личностным ростом. «Как стать серийным убийцей» – фильм небольшой, непритязательный, но и нешаблонный, со своими недостатками, которые, впрочем, не мешают получать удовольствие от просмотра.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)