DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Конец света

Седьмые врата ада / Ballad in Blood

Италия, 1981

Жанр: триллер, детектив, ужасы

Режиссер: Лучио Фульчи

Сценарий: Дардано Саккетти, Джорджо Мриуццо, Лучио Фульчи

В ролях: Карлотта Морелли, Роджер Гарт, Габриэле Росси, Ноэми Сморра

Похожие фильмы:

  • «Седьмая печать» (1957)
  • «28 дней спустя» (2002)
  • «Туринская лошадь» (2010)

Знаменитый итальянский мастер Лучио Фульчи начинал свою карьеру вовсе не с хоррора, который и прославил его на весь мир, а с комедий по-итальянски. В 1950-1960-е годы режиссер успел поработать практически во всех комедийных жанрах, внося в свои фильмы социальную сатиру, гуманистическое, в духе неореализма, изображение маленького человека, пародийное обыгрывание популярных сюжетов и даже элементы мюзикла. Собственно, Фульчи до самого конца своей жизни очень уважал комедию и считал, что рассмешить человека сложнее, чем напугать.

Лучио Фульчи довольно цинично отзывался о своем переходе в хоррор, утверждая, что это было сделано из коммерческих соображений. Конечно, постановщик лукавил. Он и в поздние годы снимал хорроры, не лишенные черного юмора, но, что самое главное, он выработал свой стиль, который кардинально отличал его работы от фильмов его коллег по жанру. На каком-то интуитивном уровне Фульчи понял, что фильмы, повествующие о странных и пугающих вещах, не должны подчиняться традиционной логике. Ведь люди боятся того, чего не понимают, а понятое сразу перестает быть страшным. Безусловно, играла роль и религиозность режиссера, хотя его взгляды на веру отличались от католического катехизиса. Он полагал, во многом наследуя точке зрения Ингмара Бергмана, что бог — это паук, а человек от рождения до смерти обречен на страдания. Вечная жизнь виделась ему не раем на земле, а в духе самых мрачных страниц «Откровения» Иоанна Богослова.

Свои лучшие хорроры Лучио Фульчи, по общему мнению критиков и киноманов, снял на рубеже 1970-1980-х годов. Это мрачные, жестокие сюрреалистические полотна «Зомби», «Город живых мертвецов», «Дом на краю кладбища». Но даже на их фоне «Седьмые врата ада» выделяются депрессивным настроением и экстремальным содержанием, так что неудивительно, что американские критики, в числе которых был уважаемый Роджер Эберт, немало забавлялись в своих рецензиях над кровавыми аттракционами главного шедевра Фульчи, над его странным, непонятным содержанием. Режиссер и сам говорил, что «Седьмые врата ада» нельзя понимать разумом. Это алогичное кино, напоминающее работы ранних сюрреалистов свободными ассоциациями и смелыми сопоставлениями. Фильм об ужасах современного мира.

Лучио Фульчи был неравнодушным человеком и стремился высказаться и о возросшем насилии в обществе, и об ощущении бессмысленности жизни, которое вдохновляло лишь поэтов и романтиков, а среднестатистического человека приводило к депрессии, мыслям о суициде и неконтролируемой агрессии. Да, по большому счету, и сейчас ничего не поменялось, разве что сам мастер давно переступил врата безмолвия, а «Седьмым вратам ада» скоро исполнится 40 лет.

«И когда ангел снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса, и семь ангелов, имеющих семь труб, приготовились трубить» — такой цитатой из Апокалипсиса начал когда-то Ингмар Бергман свой метафизический шедевр «Седьмая печать». Общий источник вдохновения виден даже в названии, пусть оно и придумано прокатчиками. Семь врат, семь печатей, семь престолов, семь таинств. Фульчи легко заложил религиозный базис в кровавый хоррор.

Конец света наступил тогда, когда Каин убил Авеля, а Ницше заплакал, обняв избитую извозчиком лошадь. Вот и фильм Фульчи начинается с убийства художника, который видел больше и дальше остальных, но очень этим не нравился окружающим, полагавшим, что он в сговоре с дьяволом. Пролог со средневековым антуражем пыток может напомнить ужасы инквизиции. Человек со времен Христа ничуть не изменился. Если Он полагал, что тот, кто подумал о насилии, уже есть убийца, ибо так грех входит в разум, то в последующие века уже Его именем сжигали сотни тысяч людей, а насилие на бытовом уровне поистине неистребимо. Всегда люди будут убивать и мучить тех, кто от них отличается, а категорический императив легко заменить убеждением «ради высшего блага». Чистоту расы придумали не нацисты. Она выросла на почве ненависти, которая царит в человеческом обществе на протяжении всего его существования.

И вот этот мир у Лучио Фульчи заканчивается. Режиссер не видел перспектив у мира, который его окружал, и не понимал что еще за ад может быть, когда мы и так живем в аду. В хорроре Фульчи мир постепенно агонизирует, сходит по кругам ада в самую бездну, и это вовсе не страшно, а вполне справедливо. Именно так и должен закончиться мир, где ненависть важнее любви.

«Седьмые врата ада» оказываются ближайшим родственником таких более поздних фильмов как «28 дней спустя» и «Туринская лошадь». Смерть мироздания рисуется Фульчи в кроваво-красных тонах, а все ужасы словно дословная экранизация «Откровения».

И прав режиссер — такой фильм ничего не скажет разуму, а лишь приведет в недоумение. Он существует на уровне чувств, напоминает страшный сон, от которого нельзя проснуться. Свободная повествовательная структура делает действие абсолютно не предсказуемым, хотя его финал можно предвидеть заранее. Все умрут, но перед лицом бессмысленности существования в мире ненависти даже тьма не страшна. Всякий свет когда-нибудь погаснет, а тьма — единственная постоянная величина.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)