DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Королевские гонки

Смертельные гонки 2000 / Death Race 2000

США, 1975

Жанр: антиутопия, эксплуатационное кино, сатирическая комедия

Режиссер: Пол Бартел

Сценарий: Роберт Том, Чарльз Б. Гриффит, Иб Мельхиор

В ролях: Дэвид Кэррадин, Сильвестр Сталлоне, Симона Гриффет, Мэри Воронов

Похожие фильмы:

  • «Роллербол»
  • «Смертельная гонка»

Фильмография Роджера Кормана, «короля фильмов категории Б», могла бы лечь в основу трактата по истории трендов в голливудском кино. В 1950-е, эпоху пришельцев и мутантов, он пачками выпускал фильмы вроде «Оно захватывает Землю» и «Атака крабов-монстров». 1960-е, пора масштабных исторических лент, стали поводом для цикла костюмных хорроров по произведениям Эдгара По. В начале 70-х король частично отошел от дел, но продолжил следить за тенденциозным кинематографом. В 1975-м он продюсирует картину Пола Бартела «Смертельные гонки 2000». Она стала тематической калькой нашумевшего фильма «Роллербол» (Rollerball, 1975), повествующую о спорте в антиутопическом мире будущего, где побеждает не тот, кто приходит к финишу первым, а тот, кто лучше других давит пешеходов.

Удивительно, но за четыре десятилетия этот конъюнктурный проект обзавелся культовым статусом и сегодня ценится даже выше «Роллербола», а иногда упоминается как «лучший фильм категории Б». Думается, что причина в «королевском подходе» Кормана, создающего свои ленты на стыке жанровых тенденций. Обычный результат такого смешения — сугубо авторский фильм, вроде монстра Франкенштейна собранный из разных частей, но при этом ни на что другое не похожий. Так, образ автомобиля как источника угрозы, скорее всего, обязан недавнему успеху «Дуэли» (Duel, 1971) Стивена Спилберга, подчеркнутая оппозиция к общественным ценностям, заключенная в форму роуд-муви заставляет вспомнить «Беспечного ездока» (Easy Rider, 1969) Денниса Хоппера, а герой Сильвестра Сталлоне, как и весь предыдущий фильм Кормана с его участием — «Капоне» (Capone, 1975), — явно вдохновлен фильмом «Крестный отец» (The Godfather, 1972).

Что касается формальных признаков жанра, то здесь, как и всегда у Кормана, царит эклектика: сцены погонь в духе вестернов перемежаются с расчлененкой и голыми телами — атрибутами эксплотейшена; байронический герой-одиночка, внешне тяготеющий к образу бунтаря а-ля Бельмондо, противопоставлен комедийному грубияну, пародирующему героев гангстерских фильмов; мелодраматическая линия между протагонистом и его напарницей дана параллельно с сатирическим отображением мира, где президент похож на лидера радикальной секты, а страсть к насилию из порока становится национальной идеей.   

Образ главного героя, гонщика Франкенштейна, является эстетической доминантой фильма, так как сам по себе эклектичен, объединяя черты различных героев хоррора: физические увечья от монстра Франкенштейна, романтическая притягательность от графа Дракулы, двойственность натуры от Джекилла и Хайда. Эпизод, в котором героиня хочет увидеть лицо гонщика и стягивает с него маску, напоминает знаменитую сцену из «Призрака оперы» (The Phantom of the Opera, 1925). Но если певичка обнаружила под маской страшнейшее из тысячи лиц Лона Чейни, то в «Смертельных гонках», вопреки зрительским ожиданиям жуткого зрелища, на экране предстает ничем не обезображенное лицо Дэвида Кэррадина. Этот перевертыш очень важен, так как символически раскрывает образ гонщика «на лицо ужасного, доброго внутри» — с одной стороны, национального героя, а с другой — затаенного борца с режимом. «Имидж всё!» — хочет сказать сценарист. Получить власть сумеет не тот, кто позиционирует себя как общественный лидер, а тот, кто является лидером в глазах общества.

Основные достоинства «Смертельных гонок 2000» связаны с работой художника, что для Кормана, обычно снимающего фильмы, где придется и как придется, является прецедентом. Тематические образы героев и их экипажей разнообразны и наполнены деталями: гангстерская машина Джо оснащена автоматами Томпсона, транспорт нацистки Матильды напоминает немецкую крылатую ракету Фау-1, а «дилижанс» ковбойской Джейн обладает рогами быка, на которые хозяйка однажды поднимет тореадора. Неудивительно, что после съемок автомобили были проданы в музеи, а их образы стали источником вдохновения для авторов ряда видеоигр.

Бросается в глаза интересное цветовое решение фильма: на экране доминирует красный, он присутствует во всех сценах с президентом и вытесняет синий на новом американском флаге. Также цвет крови преобладает в оформлении футуристического гостиничного номера, ключевой локации для любовных взаимоотношений главных персонажей.

Однако помимо достоинств не менее очевидны недостатки, кочующие из одного фильма Кормана в другой и таким образом перерастающие в элементы творческого почерка. Речь о бедной операторской работе, неряшливом монтаже и местами очевидном отсутствии вкуса — обычных симптомах поспешных съемок и небольшого бюджета. К сожалению, это означает, что «Смертельные гонки 2000» несмотря на означенные выше изюминки (иные из которых, впрочем, если изменить угол зрения, могут превратиться в огрехи) вполне способны вызвать у любого уважающего себя киногурмана несварение желудка. Но при этом вряд ли оставят равнодушным того, кто интересуется историей и эволюцией жанрового кино или самобытным творчеством Роджера Кормана.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 17-05-2014 21:33

    И Сталлоне с чего-то начинал ) Надо будет заценить.

    Учитываю...
  • 3 Василий Рузаков 20-04-2014 09:01

    Не совсем понял реплику про Кормана, который в семидесятые "частично отошел от дел": за это десятилетие он спродюсировал 58 фильмов,если я не сбился при подсчетах. smile

    Ну и на счет "несварения желудка" - как мне кажется, его, скорее, римейк со Стэтхемом вызвать может.

    Учитываю...
    • 4 Глеб Колондо 20-04-2014 10:05

      1. Имелось в виду, что в режиссёрское кресло Корман стал садиться гораздо реже.

      2. О вкусах не спорят. smile У меня много знакомых киноведов. Опасаюсь представлять себе их реакцию на "Смертельные гонки". smile))

      Учитываю...