Чужая сторона
СССР, 1991
Жанр: социальная драма, роад-муви
Режиссер: Георгий Дульцев
Сценарий: Геннадий Головин
В ролях: Валерий Прохоров, Вера Альховская, Михаил Васьков, Наталья Харахорина, Владимир Романовский, Алексей Бурыкин, Николай Алексеев, Игорь Фокин, Сергей Миронов, Виктор Гайнов, Михаил Зонненштраль
Похожие фильмы:
- «Мертвец» (1995)
- «Странник» (2013)
- «Итальянец» (2005)
Кинокартина «Чужая сторона» была снята на самом закате перестройки, когда Советский Союз агонизировал и доживал свои последние месяцы. Вместе с ним уходила в прошлое некогда могущественная, а теперь превратившаяся в старую никчемную развалину КПСС. И все стало дозволено, все стало можно. Стало можно не просто говорить правду, но и как угодно сгущать краски — лишь бы эту правду донести до каждого.
Перед нами даже близко не фильм ужасов, не мистика, ни капли фантастического в нем нет. Но в нем буквально все ужасно, пугающе, отталкивающе и отдает настолько дурным кошмаром, что во время просмотра невольно поеживаешься.
Действие картины разворачивается не в перестройку, а на девять лет раньше — в те дни 1982-го, когда страна, еще казавшаяся нерушимой, скорбела по «дорогому Леониду Ильичу». Тогда же у главного героя — доверчивого и простого маленького человека Ивана Чашкина — где-то очень далеко умирает мать. Об этом он узнает из короткого разговора с сестрой по плохо работающему телефону. Иван покупает билет на самолет — и вот он уже в зале ожидания аэропорта, как вдруг известие о кончине вождя ломает его планы. Рейс в Москву отменяют, а когда будет следующий, никто не знает. Озлобленные, серые, хмурые люди в растерянности толпятся в зале ожидания.
Доверчивый Иван идет на поводу у мелких аферистов, которые опаивают его какой-то дрянью и обворовывают. Однако ему, без документов и с оставшимися жалкими копейками, удается заполучить место в продуваемом ветрами, неотапливаемом плацкарте поезда.
Дальше начинается и ни на секунду не ослабевает настоящий кошмар — ад обстоятельств, в который погружается Чашкин. Циничные попутчики, езда по сельскому бездорожью с незнакомцами; попытки скрыться от милиции в городе, где оказался без документов и прописки; нападение гопников, столкновение с ублюдками-мажорами — детками чинуш…
Наконец, вездесущий холод. Проклятый холод пробирает все и вся, пробирает до костей зрителя, стремится убить все живое. Холодом пронизан визуальный ряд, холодом пронизаны лица-маски — безжизненные, но удивительно выразительные и… как и все здесь, тоже страшные.
Отталкивающие, даже сквозь экран остро пахнущие плесенью, гноем и дерьмом картины позднесоветской действительности перемежаются сюрреалистическими видениями. В очередной раз оказавшись в относительной безопасности и получив возможность минутку-другую вздремнуть, Иван видит зарисовки своего деревенского детства — неустойчивые, подернутые дымкой сна, готовые вот-вот растаять. Они одновременно и по-детски трогательны, и по-взрослому тревожны. Ивана зовет мать. Зовет издалека — из беспечного детства, где не было всей этой мерзости и грязи. Есть и другие сны, где он видит себя взрослого — выписывающего некие безумные пируэты под хриплую деревенскую гармонь. Это усиливает и без того навязчивое ощущение запредельной кошмарности всего происходящего.
Впрочем, и картины реальности отдают душком темного сюрреализма, балансируют на тонкой грани между здравым смыслом и бредом. Зритель как будто видит вдалеке ту сторону, но так туда и не попадает.
В этой «стране вкусного пломбира» все вроде неплохо, пока ты живешь с семьей в своем захолустном рабочем поселке, делаешь свою работу, ходишь из дома в контору и из конторы домой. Пока ты молчишь и не высовываешься. Но как только попадаешь в непривычные обстоятельства — тебе крышка. Тебя ждет советский ад во всей красе. И чтобы тебе, беззащитному, добраться до могилы матери, придется пройти через все круги, которых на поверку оказывается не девять, а значительно больше.
Хотя местами краски явно целенаправленно сгущены, увиденному веришь беспрекословно. Превосходно сработали и режиссер Георгий Дульцев, и главный актер Валерий Прохоров, и весь многочисленный второстепенный актерский состав, и осветители, и художники — все.
Это чужая сторона. Холодная, неприветливая и страшная. Всегда чужая.
1 Алексей 27-10-2021 02:05
Стандартная чернуха времен издоха перестройки.
Задумался. Попытался вспомнить хотя бы один фильм периода 1986-1991 года, который можно было бы пересмотреть.
Не вспомнил ни одного.
И хрен бы с ними.
2 Eucalypt 27-10-2021 18:06
Алексей, Курьер, Город Зеро, Игла, Асса, Десять негритят, Человек с бульвара капуцинов, Господин оформитель, Бакенбарды, Лох - повелитель воды ... Навскидку вспомнил, надо посмотреть по спискам кино за эти годы ))) всё не так плохо
3 Алексей 27-10-2021 23:31
Eucalypt, человек с бульвара Капуцинов - согласен, бесподобно.
Остальное не впечатлило. Далеко не шедевры.
4 Николай Романов 28-10-2021 11:03
Алексей, тогда можно выбрать из этих, выбор на любой вкус:
— "Дежа вю", "Сошедшие с небес", "Кин-дза-дза!", "Цареубийца", "Лиловый шар", "Завтра была война", "Холодное лето пятьдесят третьего", "Убить дракона", "По главной улице с оркестром", "Письма мёртвого человека", "Праздник Нептуна", "Авария — дочь мента", "Узник замка Иф", "Чёрный монах", "Шут", "Тайны мадам Вонг", "Я — вожатый форпоста", "Следопыт", "Мио, мой Мио", "Вельд", "Фанат", "Взломщик", "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии", "Дама с попугаем", "Камышовый рай", "Похищение чародея", "Псы", "Папа, умер Дед Мороз", "Подземелье ведьм", "Ловушка для одинокого мужчины", "Яма", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Золотая цепь", "Проделки в старинном духе", "Плюмбум, или Опасная игра", "Перехват", "На златом крыльце сидели", "Новые сказки Шахерезады", "Легко ли быть молодым?", "Крик дельфина", "Капитан «Пилигрима»", "Прости", "Чужая белая и рябой", "Путешествия пана Кляксы", например.
5 Алексей 28-10-2021 23:00
БАНК, большинство из перечисленного смотрел. Фильмы на один раз.
Поклонения перед "киндзадзой" никогда не понимал, увы.
"Авария" - обычная чернуха. "Игла" заметна только тем, что в ней снимался Цой. Иначе никто бы и внимания не обратил.
"Дежа вю" - неплохая комедия. Но на один раз.
"Квентин Дорвард" в свое время сильно разочаровал. Книга намного интереснее.
Впрочем, раз Вам нравится - значит, не зря снимали.)
6 Алексей 28-10-2021 23:02
БАНК, странно, что Вы не упомянули "интердевочку".
Вот уж действительно - символ эпохи.
7 Николай Романов 29-10-2021 06:38
Алексей, а речь не о том, что мне нравится или нет.
Я, например, вообще не очень-то люблю фильмы — смотрю пару в год, за компанию.
Речь про "фильм периода 1986-1991 года, который можно было бы пересмотреть". Вот — вышеперечисленные кинокартины люди пересматривают и любят.
И совершенно неважно, нравятся ли лично вам эти фильмы, или эти люди, или их киновкусы.
8 Алексей 29-10-2021 22:45
БАНК, мы опять упираемся в неразрешимые противоречия.)
Не вижу смысла в дальнейшем споре. Тем более, что мои комментарии опять пропускают через раз.
Смотрите Вы что хотите, и любите что хотите.)
9 Николай Романов 30-10-2021 11:50
Алексей, рад, что мои аргументы вас убедили.
10 Eucalypt 26-10-2021 15:11
Никогда и ничего про этот фильм не слышал. Но даже и не знаю теперь, стоит ли смотреть.
11 Алексей 27-10-2021 02:07
Eucalypt, сей продукт предназначен либо для утонченных мазохистов, либо для будущих исследователей дегенеративного искусства времен упадка СССР.
12 Аноним 28-10-2021 15:43
Алексей, вы совершенно правы! Я вообще считаю, что существ, которые это сняли, нужно расстрелять как клеветников, продажных девок империализма, троцкистско-бухаринских вредителей и шпионов! Наш трудовой коллектив должен сказать твёрдое "НЕТ!" подлой агрессии США против Алжира! Предлагаю созвать комсомольское собрание!