DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Музыка и магия

Алистер Кроули

Музыка – это магия

С древнейших времен между музыкой и магией ставился знак равенства – причем в самых разных, независящих друг до друга культурах. Обращения к богам, заклинания, пресловутые руны – их пели, причем, как правило, строго определенным образом. Иначе магия, в лучшем случае, не срабатывала. А в худшем била по незадачливому «чаропевцу». И, если вспомните, то с самого начала существования рок-музыки то одного, то другого исполнителя прямо обвиняли в том, что его музыка связана с дьяволом, как, к примеру, "Black Sabbath". Кстати, небезосновательно: они строили свои композиции на основе «тритона», резкого диссонирующего аккорда, который до конца Средних Веков был запрещен в музыке - считалось, что при его помощи можно вызвать дьявола. А, к примеру, Джима Моррисона, лидера группы "The Doors", наоборот восхваляли как человека, принесшего шаманизм в рок-музыку. Но речь сегодня пойдет не об этом...

Среди современных музыкантов, как выясняется, хватает практикующих магов, зачастую и очередной альбом готовых составить из каких-нибудь ритуальных песнопений или записей магических обрядов. Да и некоторые маги отметились в истории звукозаписи, причем записи временами и с музыкальной точки зрения интересными получались. Вот об этом всем мы и поговорим – хотя бы коротко.

У истоков

У истоков практически любой магической активности на современной музыкальной сцене стоит один из двух, эээ... джентльменов. Это легендарный оккультист Алистер Кроули и не менее легендарный основатель сатанинской церкви Антон Шандор ЛаВэй. Разбирать, были ли они действительно магами (ага, и существует ли магия как таковая) лично я не собираюсь – важнее, что он считали себя таковыми. И вкладывали соответствующий смысл в свои действия.

Алистер Кроули вообще оказал значительно влияние на андеграундную культуру 20 века. Он был создателем довольно экстремальных магических и духовных практик, человеком, бесспорно, крайне интересным, но способным на самые дикие выходки. Если попытаться коротко объяснить суть его системы, то в основе ее лежит заповедь: «Делай, что хочешь – таков закон». Вот только это никак не проповедь вседозволенности: «делай, что хочешь» подразумевало «найди свою истинную волю» и действуй в строгом соответствии с ней. Если вы честно вдумаетесь в этот призыв, то поймете, что задача это более чем сложная.

ЛаВэйЧто касается его музыкального наследия, то история здесь довольно запутанная. Можно встретить список из полутора десятков альбомов, но, в основном, это одни и те же композиции: кое-где, вроде бы, добавлялась одна или пропадала другая, но в целом состав почти идентичен. Источником послужили самые разные материалы: в основном это были записи с восковых цилиндров, так что качество – сами понимаете. С музыкальной точки зрения откровений вы там не найдете, а вот с магической... Дело в том, что помимо вспомнившихся невзначай песенок, Кроули записал и несколько магических ритуалов: например, песнопения на знаменитом Энохейском языке, которому «Великий зверь» придавал большое значение. Напомню, что этот язык происходит из работ елизаветинского астролога и мага Джона Ди, которому якобы открыл его ангел, явившийся в волшебном зеркале. Сохранились тексты ритуальных песнопений на этом языке – их-то и исполнял Кроули. Интересно, что большинство представляет себе голос мага как довольно низкий, бас или, в крайнем случае, баритон – но Кроули пользуется довольно высокими тональностями, причем как раз на ритуальных песнопений его голос звучит даже выше, чем на обычных песнях.

С Антоном Шандором ЛаВеем все еще забавнее: вокруг него и так очень много слухов и путаницы. По одной из легенд и «Сатанинская библия»-то была написана едва ли не шутки ради. Просто знакомый издатель пожаловался ему, что спрос на книгу есть, а самой книги нет. Тогда Лайвей и вызвался ее написать, скомпилировав из самых разных источников. Последнее – чистейшая правда: в книгу вошли и песнопения на энохейском языке (кстати, их толкования у Кроули и ЛаВэя существенно различаются), и целые главы из пресловутой настольной книги социал-дарвинистов "Might is right", выпущенной под псевдонимом Рагнар Рыжебородый. Там были даже ритуалы в честь богов из пантеона Лавкрафта – якобы на том же языке, цитаты из которого встречаются в творениях мэтра – ну, вы знаете, «Ктулху фтагн», все дела. Папа ЛаВэй тот еще шутник был. По другой легенде, будущий глава сатанистов подрабатывал в цирке музыкантом – и действительно, на его сольном альбоме «Сатана устраивает праздник» полно мелодий, которые не только звучат как водевильные, но и являются таковыми на самом деле. Впрочем, для нашей темы гораздо интереснее другой его альбом, вышедший под названием «Сатанинская месса». Именно она и была записана на диске – ритуал сатанинской мессы, описанный ЛаВеем в «Сатанинской библии» и самолично выполненный для этой записи. Образцово-показательное выступление, так сказать. Кстати, голос ЛаВея как раз больше соответствует расхожим представлениям о голосе мага: он довольно низкий и жесткий. На заднем плане подыгрывает что-то типа классики, создавая торжественное и мрачное впечатление. Кстати, по ходу «мессы» перечисляется то, что ЛаВей считал именами Сатаны в различных культурах: очень забавно слышать как он торжественно провозглашает: «Чорт»! В любом случае – слушается это более, чем любопытно, рекомендую.

С другой стороны

Впрочем, есть еще одна ветвь магии, напрямую связанная с музыкой, в том числе современной: это руническая магия. Собственно, в этой сфере есть две фигуры, мимо которых пройти невозможно.

Фрейя Асвинн

Во-первых, это Фрейя Асвинн – самая настоящая руническая шаманка, автор нескольких книг по руническим гаданиям и шаманизму. Кстати, парочка этих книг издавались и на русском языке. А еще она записала несколько сольных альбомов и участвовала в записях других музыкантов. В ее творчестве вообще сложно разобраться, где заканчивается магическая активность, а где начинается музыкальная: к примеру, довольно длинная композиция "Futhark", вошедшая в ее знаменитый сольный альбом "Shades of the Yggdrasil" - чистейшее ритуальное действо. Фрейя поет все руны Футарка (одного из рунических алфавитов) по очереди, показывая, как они должны звучать – правильности их произнесения еще в «Старшей Эдде» придавалось огромное значение. На слух это негромкие эмбиентные ландшафты, над которыми царит голос певицы. Манера исполнения – нечто среднее между горловым пением и традицией скандинавского фольклорного пения. С другой стороны, есть в ее репертуаре, и, казалось бы, обычные песни – к примеру, "The Seeker", которую позднее много кто исполнял – "Blood Axis", к примеру. Вот только это не совсем безобидная баллада – это самая настоящая молитва к Одину, как покровителю магической традиции. Кстати, из-за веры Фрейя не боится идти на вполне реальные скандалы: она, к примеру, обвинялась в расизме – из-за своих протестов против участия чернокожего певца в «Кольце Нибелунгов» Вагнера. Вот только политкорректный Запад почему-то предпочел не понять, что с точки зрения последователя Асатру негр, играющий Одина, выглядит богохульством. Среди групп, с которыми Фрейя сотрудничала – классики дарк-фолка "Current 93", к примеру. Или любопытнейший проект "Sixth comm", о котором мы вам расскажем чуть позже.

Второй, не менее значимый для возрождения северной традиции человек это Эдред Торссон – еще один последователь Асатру. Кстати, его книги тоже переводили на русский. Насколько я представляю, он с музыкантами не выступал, но поддерживает контакт со многими из тех, кто серьезно вовлечен в изучение магической традиции: уже упоминавшими "Blood Axis" или любопытнейшим дарк-фолк проектом "Fire+Ice", лидер которого, Иен Рид, является активным последователем Асатру. Единственное проявление музыкальной (если это можно так назвать) активности самого Торссона – запись "Song of the Runes", где он поет руны и немного рассказывает о них. И опять-таки, нельзя не отметить сходства его приемов звукоизвлечения с горловым пением северных народов.

Обложка альбома группы АХЕРОН

Последователи

Последователей, в том числе и самопровозглашенных, у, например, основателя сатанинской церкви, как вы сами понимаете, немало: кто-то просто цитирует его книги, кто-то претендует на большее. Любопытно, что чаще всего к его наследию аппелируют группы, исполняющие дэт-металл, но сам ЛаВэй экстремальную музыку не жаловал. Впрочем, есть как минимум один пример «лицензированных» сатанистов в дэт-металл: это американская группа "Acheron". К ранним альбомам им писал интерлюдии (и сам исполнял их) Питер Гилмор, официальный представитель и Верховный Жрец Церкви Сатаны. Поговаривают, кстати, что эти интерлюдии включают в себя фрагменты Черной мессы. Да и лидер группы Винсент Кроули (оцените фамилию, кстати, а?) – тоже официально являлся жрецом этой церкви. Темы песен связаны с сатанизмом, но, насколько можно понять, ритуальными эти тексты все-таки не являются – хотя первый альбом назывался «Ритуалы Черной мессы», ни больше, ни меньше. Кстати, идеи ЛаВэя в своей музыке частенько затрагивал один из основоположников нойза Бойд Райс, так же являвшийся одним из верховных жрецов этой Церкви.

Питер ГилморЧто касается магии как таковой, то обильнее всего на современной сцене она представлена в рамках неофолка и, как ни странно, индастриэл. В основном это последователи либо Кроули, либо рунической традиции.

Если говорить о кроулианцах, то ярчайший пример - творчество английской индустриальной группы "Coil": Великий Зверь оказал на них немалое влияние, они даже являлись официальными последователями основанного им общества. Как минимум одни из своих релизов "Coil" объявили натуральным магическим актом - миниальбом "How to Destroy Angels" носил подзаголовок «ритуальная музыка для усиления магической потенции».

Еще один музыкальный акт, чье творчество носит ритуальный характер - уже упоминавшиеся "Sixth comm", первоначально носившие название "Mother Destruction". Основатель этой группы – Патрик Лигас, начинавший играть в уже знакомых читателям журнала "Death in June", но быстро оттуда ушедший. Его новая группа занялась исследованиями «сейда», северной разновидности шаманизма, которую можно рассматривать как сексуальную магию, нечто вроде индийской тантра-йоги. И снова их записи – далеко не всегда являются «просто песенками»: на некоторых записях с ними сотрудничала Фрея Асвинн, исполнявшая вполне настоящие рунические песнопения.

Обложка альбома группы COILРазумеется, это далеко не все представители магии на современной музыкальной сцене: тема слишком велика и неохватна, да и не все музыканты готовы обсуждать подобные нюансы своего творчества. Кстати, магическую подоплеку можно обнаружить в самых неожиданных произведениях: знаменитая рок-песня "I put a spell on you" («Я наложил на тебя заклятье»), по признанию автора, Скриминг Джей Хокинса, первоначально была написана, чтобы приворожить девушку – в прямом смысле слова. Впрочем, может быть, это просто байка.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Василий Рузаков 25-06-2011 22:02

    Спасибо на добром слове. Монографию сразу - и мне не хватит времени писать, и журнал - хоть и виртуальный, но не резиновый. А вот продолжение темы - всегда пожалуйста.

    Учитываю...
  • 2 Пётр Перминов 21-06-2011 19:29

    Хорошо, но мало!... Впрочем, тема монументальная - тут впору монографию писать.

    Учитываю...