DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

На периферии хоррора

Когда мы, создавая "DARKER", распределяли между собой обязанности, как-то само собой вышло так, что главные темы будущих номеров задаю я. Конечно, члены редакции и сами читатели вольны предлагать свои варианты, но именно мне сподручнее определять некую концепцию следующих выпусков, исходя в том числе и из тех материалов, что заранее откладываются в "редакторский портфель". Поясню, в каком направлении шли мои мысли, что в итоге пришли к тому, что основной темой августовского номера стало несколько странное и не совсем понятное словосочетание - "провинциальный хоррор".

Летние месяцы, думал я, не самая урожайная пора для хоррора. Это время отдыха, отпусков, солнца, моря - в общем сплошной позитив. Потому в июне мы можем слегка отойти от ужасов и мистики - тот выпуск, если помните, был посвящен смежному, родственному ужасам жанру - dark fantasy. Тем более, что как раз в июне исполнялось 75 лет со дня смерти известного автора фэнтези и хоррора Роберта Говарда.

Июль, получается, на правах второго, "срединного" летнего месяца, как бы концентрирует в себе весь летний позитив. В начале июля еще не так убийственно жарко, как в конце, люди еще не успели устать отдыхать. Почему бы, с учетом того, что в июне мы отошли от ужасов, не сыграть "на контрасте" в июле? Так и вышло, что предыдущий номер DARKER'а мы посвятили жесткому, кроваво-мясному хоррору, сплаттерпанку и джиалло.

Эти два номера, как и предшествовавшие им, много внимания уделяли известным писателям, легендарным фильмам, культовым жанрам и поджанрам. На исходе же лета захотелось поговорить с читателями о тех людях и о том хорроре, которым, так вышло, уделяется гораздо меньше внимания. В сознании как-то само по себе всплыло слово "провинция", а еще - "местечковый хоррор". И почему-то представились деревенские домики, лесок, зеленые луга и рассекающие их ручейки с кристально-прозрачной водицей...

Итак, тема номера - "провинциальные, местечковые ужасы". Тема широкая и подразумевала изначально разные трактовки, причем каждая из оных по-своему интересна. Я думал, о чем в рамках этой темы нужно обязательно сказать во вступительном слове?

Важным казалось порассуждать о том, с какими сложностями сталкиваются отечественные создатели ужасов с периферии - я ведь и сам к таким отношусь. "Решено, коснусь этого обязательно". Еще стоит прорекламировать какие-то инициативы, каких-то энтузиастов жанра, живущих в провинции - "будет сделано". Заодно, почему бы не вспомнить о тех людях, которые некогда первыми, через тернии, буераки, путем собственных проб и ошибок делали первые шаги в нашем, отечественном отражении хоррора? До сих пор те книжки из 90-х, тех "русских Стивенов Кингов" ведь вспоминаем - и ведь не добрым словом, я и сам этим грешен. Пусть и не зря все эти слова пишутся и произносятся, но с другой стороны - ведь те, кого мы ругаем, действительно были первыми. К добру ли, к худу ли, но это на их ошибках мы учимся. "Обязательно надо про тех ребят вспомнить, обязательно". Последнее, что пришло в голову в ходе размышлений над будущим вступительным текстом - можно еще рассказать о фильмах ужасов, местом действия которых является провинция, деревня.

В итоге мыслей стало так много, что я понял - в рамках даже очень большой вступительной речи хоть сколько-нибудь внятно их все изложить ну никак не получится. По счастью, все это - или почти все - нашло свое отражение в материалах самого журнала. Так, мы публикуем (как всегда эксклюзивные) интервью с Олегом Булдаковым - автором и голосом культового аудио-проекта "Темные аллеи", выпуски которого изначально выходили на радио Йошкар-Олы, а ныне распространились по всему Интернету, и с краснодарцем Алексеем Передереевым, который вместе с друзьями-товарищами в этом, 2011 году начал издавать на бумаге альманах "Сумрачный гений". В литературной части номера вас ожидает еще и знакомство с ранее не публиковавшимся рассказом писателя Игоря Колосова, одним из тех самых "русских Кингов", дебютировавшем в свое время приснопамятным романом ужасов "Лилипут", Думаю, многие откроют для себя нового, совсем недурственно пишушего Колосова. А раздел кино венчает, извините, статья вашего покороного слуги - когда я за нее брался, то и не подозревал, как много, оказывается, можно и нужно сказать о деревенских ужасах в кино.

С остальными материалами августа я столь подробно знакомить вас не буду. Я ведь, в принципе, и не для этого брался писать тот текст, который вы сейчас читаете. Просто, обозревая уже практически полностью сверстанный номер, товарищ редактор понял, что кое-что, касающееся главной темы, все-таки осталось за его пределами. Сложная, важная проблема - у которой нет решения. Вот об этом и хочется сказать еще пару слов. В словах этих не будет поиска ответов, не будет логических выводов. Это просто констатация некоторых фактов, но я буду рад, если вы, зевающие сейчас над этими строками, найдете в них что-то, над чем можно поразмыслить.

Если вы мечтаете стать писателем, пишете хоррор и живете в Москве или Санкт-Петербурге - то есть там, где расположены ВСЕ офисы наиболее крупных периодических изданий и книжных издательств, то вам чуточку легче достичь своей цели и, быть может, даже стать известным на всю страну автором (или хотя бы известным псевдонимом, как Александр Варго).

Если вы живете на окраине, в провинции, то будете лишены прямых контактов с издателями и редакторами, общение с ними скорее всего ограничится перепиской по электронной почте... и ваши шансы достичь успеха значительно уменьшаются.

Если вы читатель, любитель литературы ужасов и живете в столице - вам проще найти книги жанра хоррор в книжных магазинах и они обойдутся вам гораздо дешевле, чем жителю периферии, в магазины которой литература ужасов попадает редко, в малом количестве, со значительным опозданием и по безумно высоким ценам. Конечно, если вы живете в провинции, то можете заказать интересующую вас книгу в электронном магазине вроде Озона, но доставка в большинстве случаев также обойдется вам в копеечку. Притом, что уровень доходов в провинции на порядок ниже, чем в той же Москве.

Тяжело нам, читателям и писателям с периферии. А еще тяжелее тем, кто живет в провинции да еще и в сельской местности - там и с Интернетом бывают сложности.

И еще. Сама по себе литература ужасов и мистики в России ведь тоже находится на периферии по сравнении с другими популярными жанрами вроде фантастики, фэнтези или детектива. Отечественный хоррор развивается уже лет десять, но до сих пор по всем параметрам отстает... то есть и в общемировом хоррор-движении, по сравнению с США или Великобританией, даже в сравнении с Австралией - мы тоже там, во тьме "провинции".

Чувствуете этот вакуум? Эту пустоту? Чувствуете те ограничения, те узы, что нас сковали?

Может, это все и не лучшее, что можно было сказать здесь и сейчас, летом, в августе. Но почему-то есть ощущение, что сказать это было нужно.

Всего наилучшего и читайте "DARKER", искренне ваш

Парфенов М. С.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Set23 21-08-2011 22:39

    Вступительная речь всколыхнула во мне воспоминания о том как я сам когда-то мечтал писать. Помнится, был конкурс, три рассказа по 666 слов, этот конкурс показал мне, что это может делать далеко не каждый пятый и сотый человек, живущий на земле. Мои истории являлись сплошными штампами аля Кинг, а само написание превратилось в муки, мне приходилось заставлять себя этим заниматься. Сразу стало ясно - это не моё. Сейчас я уже нашел себя, экономика и управление моё всё. Сам признаюсь со стыдом, что помимо русских страшилок в детстве из нового русского хоррора не читал ничего вообще, свободного времени даже на западные произведения не хватает, но как только, так сразу обязательно обращусь к Вам за советом, чтобы мне страшненького в стиле раннего С.К. прочесть.

    Желаю всем начинающим и бывалым писателям стать популярными, зарабатывать много денег и иметь волшебные сундуки с неиссякаемыми идеями, остальным же читателям журнала, желаю найти себя, главное в жизни найти дело которое удаётся у Вас лучше других и приносит не только удовольствие, но и деньги.

    Всем удачи!!!

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 22-08-2011 20:25

      А в том конкурсе на 666 слов участвовали и некоторые члены редакции, включая меня. У меня, помню, что-то прошло в "шорт-лист" конкурса, но в победители я не попал. Зато там, среди победителей, была действительно классная история о маньяке от одной молодой писательницы.

      Учитываю...
  • 3 Надежда 14-08-2011 00:53

    Очень интересно было узнать ход мыслей редактора по поводу издания летних номеров. И упоминание о трудностях, с котороми сталкивается любитель хоррора из провинции, чертовски верно (хотя провинциальному книголюбу вообще тяжелее добывать нужные книги любого жанра - если он только не поклонник Донцовой).

    Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 14-08-2011 01:56

      Спасибо одному из самых преданных читателей)

      Еще мне хотелось показать нашим редакторам, что вступительное слово можно и нужно использовать не только и не столько для пересказа содержания номера.

      Учитываю...