Страх (сборник)

Автор: Роман Канушкин

Жанр: хоррор, фэнтези, фантастика

Издательство: АСТ, Астрель

Год: 2011

Похожие произведения:

- Роман Канушкин «Дети Робинзона Крузо» (роман)

- Эдуард Геворкян «Путешествие к Северному пределу, 2032 год» (повесть)

- Юрий Бурносов «Чудовищ нет» (авторский сборник)

Можно ли напугать жителя современной России россказнями о вервольфах? Как воспримет историю о человеке-волке люд, который через день видит этих зверей в погонах, а пару раз в месяц отправляется на свежий воздух немножко помитинговать? И дело даже не в самих оборотнях, а в жизни, которая царит вокруг. Страх перед неведомым потихоньку вырождается, уступая место суровым реалиям. Бояться выдуманных чудищ становится скучно, когда ужас, подобно юной утопленнице Садако, пытается выползти из любого телевизора с включенным новостным блоком. С другой стороны, нужно ведь иногда вводить некое разнообразие и черпать саспенс не только из окружающей действительности. И пусть каждому понятно, что универсального рецепта страха не существует, авторы мрачных книжек не оставляют попыток нащупать те потаенные кнопочки, которые отвечают за учащение сердцебиения и пуск мурашек по загривку.

Одним из легиона «русских Стивенов Кингов» стал в свое время и Роман Канушкин. Ярлык отечественного Короля Ужасов раньше без разбора лепили всякому автору, который всерьез задавался целью пощекотать читателю нервы, независимо от успешности выполнения задачи. Теперь же издатели наконец поняли, что Боливар не выдержит двоих, и оставили на троне лишь заслуженного американского ветерана. Вместе с тем пришлось искать новые варианты, и вот Роман Канушкин уже примеряет титул «Пелевина от хоррора». Удивительно, но нелюбимое книгоиздателями (да и книгопродавцами) слово «хоррор» вынесено на обложку. Что ж, в случае плохих продаж всегда будет на что попенять, хотя очередной великолепный рисунок от Андрея Фереза должен привлекать внимание вне зависимости от того, в какие слова соединяются буквы под волчьими лапами.

Появление сборника с таким заглавием и таким составом выглядит несколько странным. Все же за полноценную новинку книгу считать никак нельзя, ибо львиную долю объема занимает переиздание романа «Последний варяг», который лишь годом ранее получил выходное клеймо в типографии. Едва ли издатели рассчитывали исключительно на тех, кто еще не успел приобрести «Варяга», так что без доли лукавства тут не обошлось. Как и в щеголянии пресловутым словом на букву «х», ведь к литературе ужасов без натяжек можно отнести лишь заглавную повесть.

Существует целый выводок бродячих сюжетов в хорроре, потоптаться на которых считает своим долгом практически каждый автор. Один из них – переезд в нехорошую квартиру. Несмотря на изначальную вторичность, порой из подобных переосмыслений затертых тем рождаются настоящие шедевры. У Канушкина шедевра не получилось, однако создать атмосферную и местами не на шутку страшную историю он сумел. Не в последнюю очередь благодаря тому, что какое-то время жил в такой квартире. Сложно сказать, слышал ли автор вместе с героиней волчий вой над Москвой, являлись ли ему в тенях комнат странные видения, но описал все это Роман очень достоверно. А вот с проработкой персонажей, особенно центровых, сложилось заметно хуже.

Роман Канушкин

Зато в романе «Последний варяг» запоминающихся образов хватит с лихвой. Вещий Олег со своими харизматичными гриднями, хазарская принцесса Атех, путешествующая по чужим снам, загадочные волхвы, хитрые купцы, жестокие убийцы, а еще оборотни, гоблины, способные создавать страшное оружие, и многие другие. На фоне такого обилия колоритных персонажей как-то тускнеет лик главного героя, паренька из рода куницы по имени Авось, который в детстве лишился семьи после нападения древлян. Впрочем, от этого водоворот приключений менее увлекательным не станет. В отличие от схожего антуражем рассказа «Deadmen» (где страшнее всего название), читатель успевает полностью погрузиться в созданный автором мир. «Варяг» сразу писался с прицелом на экранизацию, поэтому кинематографичность повествования не должна никого удивлять. Роман увлекает с первых же страниц, и даже скептически настроенные к фэнтези читатели смогут получить удовольствие. Ведь яркая сказочная обертка мира, где последние дни доживает магия, скрывает и несколько сюрпризов; не обошлось здесь и без страха, который тоненькой нитью связывает все произведения сборника.

Роман Канушкин писатель самобытный, брутальная внешность и отлично подвешенный язык создают очень яркий образ. Но из-за этого порой складывается ощущение, что персона автора интереснее его же книг. Истории у Канушкина увлекательные и сочные, но каждой из них будто не хватает последнего ингредиента для полной готовности. Его персонажи могут быть картонными и схематичными копиями, а могут – до жути реальными людьми. Последнее касается в первую очередь детей. Беззаботный мир приключений, разбитых коленок и первой, самой крепкой дружбы Роману ближе, чем сегодняшние взрослые заботы, оттого и передать грусть ушедшей «мальчишеской» эпохи ему удается на все сто. Дети Робинзона Крузо всегда рядом, и неважно, сколько тебе сейчас лет. А где-то на соседнем слое восприятия – «Мальчик Клюев, Гагарин и другие», где по страницам ходят не самые благополучные представители рода людского, но при этом дети остаются детьми, со всеми своими причудами, в то время как взрослых можно собрать под общей вывеской «Другие». Потому что они и вправду другие, хоть и выделяются каждый по-своему. Им уже неведом тот мир, в котором живут юные герои. Туда нет доступа тем, чья голова забита вопросами карьеры и счетами за коммунальные услуги. В рассказе «Лодка» Канушкин здорово показал тяжелый момент перехода, уловив ту самую грань, которую каждый из нас рано или поздно должен переступить, чтобы распрощаться с миром детства. Это не значит, что дороги обратно уже не будет, просто «обновленный» разум станет воспринимать привычные ранее вещи по-новому. «Лето кончалось, и с ним уходило что-то, что никогда не кончается» – пишет Канушкин, и с ним согласится каждый, кто закрывал двери в свое собственное Лето. И счастлив тот, кто заново может переживать те яркие и выпуклые моменты, когда мир еще не выглядел таким страшным, когда взрослая жизнь казалась чем-то далеким и неправдоподобным, и все проблемы решались проще простого, лишь бы плечо верного друга всегда было рядом. Роман Канушкин ничего не забыл, это видно по его текстам. Пусть эта особенность имеет и обратный эффект (его «взрослым» текстам местами как раз не достает «взрослости»), но автор, не утративший нить со временем, которое наполнило нас впечатлениями на всю оставшуюся жизнь, по определению счастливчик. И стоит лишь порадоваться, что появился такой счастливчик от хоррора.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх