DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Не следуя за Данте

Потерянные боги / Lost Gods (роман)

Автор: Джеральд Бром

Жанр: фэнтези, мистика, ужасы

Издательство: АСТ

Год издания: 2017 (в оригинале — 2016)

Серия: Темные фантазии Джеральда Брома

Перевод: Е. И. Ильина

Похожие произведения:

  • Нил Гейман «Американские боги» (роман)
  • Святослав Логинов «Свет в окошке» (роман)

Мы все умрем. Пугающее осознание вынуждает одних погружаться в пучину суеверий, других — делать каждое мгновение жизни более ярким и насыщенным, а третьих — включив фантазию на полную катушку, воображать, что может нас ждать после смерти. Идея загробного мира в литературе не нова — своеобразным эталоном, избежать влияния которого практически невозможно, стала написанная в XIV веке «Божественная комедия». Культовый художник Джеральд Бром, создавший немало фэнтезийных миров, нашел в себе силы не следовать за Данте, а сотворить свое послесмертие — хоть и не столь грандиозное — но все равно пугающее и завораживающее.  

Белый кролик, который — пусть без жилета и часов — проносится по первым страницам «Потерянных богов», кажется легким намеком на «Алису в стране чудес». Главного героя, и впрямь, ждет путешествие в мир, в котором происходит невозможное, а привычные законы логики дают сбой. Кроме ушастого зверька у сказки Льюиса Кэрролла и романа Джеральда Брома нет ничего общего, зато явно проступают параллели с «Американскими богами» Нила Геймана (противостояние древних и новых богов), «Голодными играми» Сьюзен Коллинз (гладиаторские состязания с массой летальных исходов), «Песнью льда и пламени» Джорджа Мартина (неожиданные смерти вызывающих симпатию персонажей). Множественные отсылки дополняются образами, взятыми из мифологий разных народов. Получившаяся конструкция не выглядит заимствованной или вторичной. Воображение Джеральда Брома делает популярные сюжеты и мифологические образы легкими штрихами в грандиозной картине загробного мира — мира, где правят хаос, смерть и безумие; мира, где все говорят на языке страданий.

Роман Брома начинается в духе криминальной мелодрамы: бывший заключенный Чет Моран решает завязать с мутным прошлым и начать спокойную семейную жизнь. Помогая беременной подружке сбежать от сурового отца, он случайно убивает человека. Молодые люди вынуждены скрываться. Приют они находят в сельской глуши у бабушки Чета — он никогда ее прежде не видел, но всегда ощущал с ней внутреннюю связь. Хотя старушка владеет древними ведьмовскими премудростями, внука настигает нелепая смерть. Погибнув, Чет узнает, что материалистические представления о мире далеки от реальности. Даже бабушкин двор населен уймой загадочных существ: призраками, демонами и не способным вернуться на небо ангелом. Смерть — не повод бросать любимую женщину и будущего ребенка. Чтобы обезопасить их, Чет отправляется в Чистилище на поиски могущественного артефакта.

Страшный суд и справедливое воздаяние за грехи существуют лишь на страницах священных писаний. Загробный мир встречает души умерших неразберихой, жестокостью и беспределом. Безумные головорезы устанавливают свои правила. Отчаянные повстанцы сражаются за свободу со старыми богами. Коварные демоны строят козни, стремясь расширить границы своих владений. Могущественные Единобоги равнодушно наблюдают за происходящим. Здесь изощренные пытки могут длиться бесконечно долго, а малейшей оплошности достаточно, чтобы лишиться плотской оболочки «ка» и умереть окончательно. Чету, прежде чем он доберется до заветной цели, придется побыть рабом и гладиатором, подружиться с богами и вступить в схватку с демонами, столкнуться с губительной местью и спасительным прощением, обнаружить под личиной добра оскаленную гримасу зла, проявить как физическую силу, так и силу духа.

Множество писателей — от Генри Филдинга и Марка Твена до Стивена Кинга и Энди Вейдера — создавали свои фантастические версии загробной жизни. У Джеральда Брома, бесспорно, получилась одна из самых впечатляющих. Он наделяет мифологические образы новыми смыслами, комбинирует идеи разных религий, сталкивает древние верования с современными веяниями. Чтобы читателю было проще угнаться за безудержной фантазией писателя, книга дополнена авторскими иллюстрациями. Персонажи, внешность которых сложнее всего представить, обретают еще и графическое воплощение. Все описания в романе ясны и содержательны, поэтому иллюстрации — это, скорее, приятный бонус, возможность лишний раз насладиться талантом Брома-художника.

Больше всего в «Потерянных богах» поражает детальная проработанность загробного мира. Грандиозные пейзажи, социальная структура потусторонней жизни, принципы действия магии, «физиология» душ и богов — каждый вопрос Бром учитывает вплоть до мелочей. Всесторонняя основательность делает повествование глубоким, реалистичным и захватывающим. В сосредоточенности на мелочах есть и отрицательные моменты: иной раз на виду остаются очевидные промахи. Например, главный герой, несмотря на солидный набор положительных качеств, совершенно теряется на фоне колоритной галереи второстепенных персонажей. Ану, Тренера, Джонии, Ивабог, Эдо, Гэвина Морана. Полковника и многих других отличают яркие характеры и непростые судьбы. Каждый из них по ходу повествования претерпевает существенную эволюцию и раскрывается с необычных сторон, каждый из них мог бы стать героем самостоятельного романа. Чет же остается типичным «хорошим парнем».

Джеральд Бром приложил руку к созданию ряда культовых компьютерных игр. Его опыт работы в этой сфере сказывается и на литературном творчестве. Основная сюжетная линия «Потерянных богов» больше подходит не для многослойного литературного произведения, а для незатейливой «стрелялки»: главный герой только и делает, что плутает по незнакомым маршрутам, расправляется с врагами и находит спасительные «аптечки». Игровая прямолинейность умело замаскирована пугающим антуражем и резкими сюжетными поворотами. Отрезанные (но все равно живые) головы, превращенные в монстров или ездовых животных души, не способные стать взрослыми младенцы и прочие жуткие подробности делают роман Брома еще более страшным, затягивающим и многогранным.

Любое произведение, затрагивающее тему жизни после смерти, невольно наводит на размышления над вечными философскими проблемами. Как можно наслаждаться райским блаженством, если твои близкие горят в аду? Почему нельзя сделать абсурдный и беспощадный загробный мир пригодным для нормального существования? Почему кошмарное чистилище оказывается лучшим местом для поисков себя? Такого рода вопросы, словно топоры палачей, вонзаются в диалоги персонажей, превращая привычные представления о смысле бытия в кровавые ошметки. Подобная угроза нависает и над читателем, ведь какой бы чудовищной и ирреальной ни казалась вымышленная загробная жизнь в романе Джеральда Брома, она остается лишь слегка искаженной и гипертрофированной версией нашей реальности, где тоже хватает изуверских пыток, отчаянных безумств, потерянных богов, заблудших душ и неземной любви, которая в конечном итоге проигрывает смерти.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)