ССК 2018

Ступени, ведущие в бездну / The Final Descent (роман)

Автор: Рик Янси

Жанр: триллер, ужасы, драма

Издательство: АСТ

Серия: Монстролог

Год издания: 2016 (в оригинале — 2013)

Перевод: Н. Екимова

Похожие произведения:

  • Роберт Маккаммон «Мэттью Корбетт» (цикл)
  • Ричард Лаймон «Дикарь» (роман)
  • Дэн Симмонс «Террор» (роман), «Друд» (роман)

Выпустив в свет «Кровавый остров», издатели облегченно вздохнув, решили, что со странным проектом, приводившим их в смятение, пора кончать, и Рик Янси, завершивший четвертый и последний том похождений монстрологов, обнаружил перед своим носом большую и весьма живописную дулю. Янг-эдалт, могущий кошмарами и жестокостью посрамить прославленных мэтров «взрослого» хоррора, никак не вписывался в представления большинства о литературе для детей и юношества; ни истории Великой Любви между Смертной и Вампиром/Оборотнем/Ангелом/Демоном/Эльфом, ни борьбы подростков против Очередной Кровавой Системы во имя Демократии, ни уроков Очень Сильного Колдунства в Школе Чародейства и Волшебства… только кровь, насилие и полная беспросветность — да кому, блин, такое вообще сдалось?

Оказалось, что многим — отвергнутый автор поднял на свою защиту армию фэнов, и число их, по всей вероятности, оказалось достаточно убедительным: издательство, скрепя сердце, согласилось выпустить в свет последнюю историю о приключениях необычайного ученого Пеллинора Уортропа и его верного помощника Уилла Генри. Книга — в три раза тоньше остальных томов серии — вышла в свет и произвела на читателей эффект популярного в то время у американцев Ice Bucket Challenge. Дотоле дружная армия поклонников раскололась на два фронта. «Янси, ты сукин сын!» — возопили одни, проклиная свое желание узнать, что было дальше. «Ай да Янси, ай да сукин сын!» — воскликнули другие, понимавшие, что все должно было закончиться только так, и не иначе. Рик Янси в последней книге резко поставил все с ног на голову, одним махом варварски разрубив все хитросплетения сюжета и дав на все вопросы самые что ни на есть неприятные ответы.

Впрочем, чего еще следовало ожидать? Автор не раз давал понять, что ничем хорошим подобная история закончиться не может, что рассказчик — тип ненадежный, и вообще, ребята, не следует быть такими доверчивыми! А главное — не следует верить незнакомцам, даже если вам хочется обнять их и плакать.

Поэтому Уилл Генри, которого мы встречаем на страницах этой книги, — уже не худенький сиротка, по мере жалких детских сил помогающий нечуткому вздорному гению; к семнадцати годам наш некогда добрый друг — уже сформировавшийся юный хищник. Тяжкие условия жизни, несколько вынужденных убийств и уроки Джона Кернса (философа насилия, знаменитого маньяка и просто хорошего человека) при активном участии доктора Уортропа принесли свои плоды. Избить, унизить, запугать кого-нибудь ради своих целей? Молодой мистер Генри всегда готов! Увы, по причине юности хищник пусть и хитер, но неопытен. Желая помочь Уортропу, Уилл умудряется наломать таких дров, что под угрозой оказывается не только жизнь его опекуна, но и будущее всей монстрологии…

А что же монстры, спросите вы. Что ж, формально роль монстра здесь исполняет исполинский и невероятно ядовитый доисторический змей, но мы-то знаем, что это всего лишь животное, которое всего лишь хочет жрать, а настоящим монстром был и остается homo sapiens sapiens. Как бы избито это ни звучало, но Рик Янси умудряется в очередной раз блестяще подтвердить эту истину. Те из его героев, кто останется в живых, станут чудовищами — и кто скажет, что это не было неизбежно? Уилл Генри же станет самым страшным чудовищем – оба его «создателя», подобно бедному доктору Франкенштейну (аналогии с романом Мэри Шелли были неизбежны), так и не сумели совладать с тем, что они сотворили.

Как уже говорилось, заключительный роман получился гораздо короче всех остальных — действие, прежде достаточно размеренное и неспешное, несется к финалу со скоростью потерявшего тормоза локомотива, да, вдобавок, постоянно перескакивает с прошлого на будущее и обратно. Это, в данном случае, «не баг, но фича»: создается впечатление, что сам престарелый рассказчик, чувствуя приближение неминуемой смерти, торопится завершить свой рассказ, боясь не успеть… И пусть правдивость этого кровавого и жестокого рассказа внушает сильные сомнения, ужас не становится слабее. Ведь, в сущности, страшнее всего мысль, что никаких монстров вовсе не существует; лишь разные формы жизни, включая и человеческий род, всеми доступными способами борющиеся за место под солнцем, да равнодушная Мать-Природа, породившая их для извечной борьбы, исход которой всегда предрешен, и так легко шагнуть на ступени, ведущие в бездну…

Доподлинно неизвестно, понимал ли Рик Янси, создавая первую книгу о Уилле Генри и докторе Уортропе, что его история перерастет себя саму, превратившись из кровавого хоррора в мощнейший философский роман — но именно так и вышло. Цикл о монстрологе — поистине невиданное явление в литературном мире, а Рик Янси, без сомнения, раз и навсегда вписал свое имя в классику жанра ужасов.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх