DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КОНКУРС!

Новосветские страхи

КЛАССИЧЕСКИЕ УЖАСЫ — 4

Король Чума. Американская готика. XIX век (антология)

Составитель: А. Лактионов

Жанр: хоррор, мистика, реализм

Издательство: АСТ, Terra Fantastica

Серия: Классика литературы ужасов

Год: 2001

Похожие произведения:

  • «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса» (антология)

Американские писатели XIX века совершенно точно не были в авангарде мирового литературного процесса того времени. Много позже заговорили и об огромном значении творчества По, и о пионере «новосветского» романтизма Ирвинге, и об ужасных, потому что правдивых военных рассказах Бирса... И заговорили в первую очередь даже не соотечественники этих ныне известных литераторов. Потому что XIX столетие в США — это всё ещё переходный период. Огромные территории, недостаточно хорошо пока исследованные, гонимые и притесняемые аборигены по соседству... Говоря коротко — американцы продолжают учиться жить в Америке, и потому частые взгляды на старушку Европу, на «отчий дом» вполне понятны.

Но значит ли это, что в Новом Свете не было ничего оригинального? Отнюдь! Проиллюстрировать особенности американской мистической беллетристики и призвана антология «Король Чума».

Книгу составили произведения пяти авторов: от Вашингтона Ирвинга до Германа Мелвилла. Имена первой троицы довольно часто можно обнаружить в подборках «страшных» рассказов, чего не скажешь о замыкающих.

«Король Чума» открывается с того, с кого и следовало начать. Творчество Вашингтона Ирвинга представлено классическим набором рассказов, первый и главный среди которых — знаменитая «Легенда о Сонной Лощине». Эту вещь «страшной» назвать язык не повернётся, но она зачаровывает вовсе не этим. Размеренный, тягучий ритм повествования и плотная, почти физически ощутимая атмосфера — вот чем берёт «Легенда о Сонной Лощине». Всадник без головы присутствует, но он — скорее оправдание для создания текста, чем движущая сила сюжета. Эта история Ирвинга создана ради волшебной атмосферы и замечательных описаний. А для приключений — Дольф Хейлигер и «Кладоискатели».

Рассказы «Дом с привидениями» и «Загадочный корабль» являются частями цикла о Дольфе Хейлигере, обычном парне, искателе приключений, который, отправившись однажды в странствие, в итоге вернулся богатым и преуспевающим человеком. В этом ему помогли семейные богатства, которые он употребил с умом, прожив до глубокой старости и умерев в окружении детей и внуков. Вообще, о похождениях Дольфа повествуют три произведения, но в антологии центральная часть, самая объёмная, выпущена.

Сборник «Кладоискатели» составляют пять рассказов, представляющих собой были и небылицы о сокровищах и тех, кто за ними охотится, из уст очевидцев. Эти истории связаны сюжетно, действие их разворачивается в Новой Англии. Но вот события последнего рассказа в корпусе текстов Вашингтона Ирвинга — достояние вовсе не Америки, а Старого Света. Точнее сказать, Испании. История о девушке по прозвищу Роза Альгамбры и королевского пажа, однажды увидевшего эту красавицу, оставляет «сказочное» послевкусие. Недаром в названии произведения есть слово «легенда»: немного наивный сюжет и счастливый конец. Однако — красивое повествование, вдохновлённое красотами Пиренейского полуострова. Также «Легенда о Розе Альгамбры, или Паж и сокол» может похвастаться не только сказочной атмосферой, но и самым настоящим призраком.

Второй раздел книги составили рассказы Амброза Бирса — как «истории с привидениями», так и произведения о Гражданской войне в США. Призраки у автора — вовсе не обязательно духи умерших людей; в «Тайне долины Макарджера» герой натыкается на целую местность-фантом. Привидение-которое-не-привидение представляет нам Бирс в одном из своих лучших рассказов «Проклятая тварь». Существо, с которым довелось встретиться паре охотников, действительно способно внушить ужас: несмотря на то что оно невидимо, существует-то чудище на самом деле! Один из героев узнал об этом даже чересчур хорошо...

«Диагноз смерти», «Один из близнецов», «Кувшин сиропа», «Средний палец на правой ноге»... Что ни возьми, то — хорошо и даже очень! Призраки и живые мертвецы, мистика и кошмары... Но возьмите-ка «Человека и змею» — рассказ вполне реалистический, но не нагонит ли он такого же страха, как вышеперечисленные? Недаром эта вещица числится среди лучших работ писателя.

Однако особое место в творчестве Амброза Бирса занимают произведения о войне. В книгу «Король Чума» вошли такие новеллы как «Заполненный пробел», «Жестокая схватка» и «Случай на мосту через Совиный ручей». Первая из них повествует о перенёсшемся сквозь время человеке; он пытается выяснить исход давно минувшей битвы, в которой участвовал лично. В «Жестокой схватке» Бирс снова вспоминает о привидениях — в условиях Гражданской войны в США. И, пожалуй, самая известная новелла автора — «Случай на мосту через Совиный ручей». Без изысков, просто написанная короткая шокирующая история. Финал предстаёт главным её сокровищем.

...А за глыбой Бирса возвышается гора Эдгара Аллана По. В книгу вошли тринадцать историй знаменитого писателя, причём одна из них дала антологии название. Творчество По представлено в книге достаточно разнообразно: среди произведений есть и тёмные мистические новеллы, исполненные притягательного таинственного очарования («Метценгерштейн», «Бочонок амонтильядо», «Повесть Крутых гор», «Ангел необъяснимого»), и рассказы более лёгкого, но всё же довольно мрачного характера («Король Чума», «Чёрт на колокольне»). Предстаёт целая череда роковых женщин: «Морелла», «Береника», «Лигейя»... Ну и конечно, не обошлось без «гвоздей номера» — такие знаковые вещи как «Падение дома Ашеров», «Колодец и маятник», «Чёрный кот», «Маска Красной смерти» — истинные шедевры мастера — составитель упустить из вида просто не мог.

Конечно, имя По — первое, что приходит на ум, когда речь идёт об «американской готике» XIX века. И Ирвинг с Бирсом тут очень к месту. Последние два имени не так очевидны, но, как доказывает составитель, и Натаниель Готорн, и Герман Мелвилл коснулись в своей прозе «тёмных материй».

Творчество первого представлено девятью новеллами. «Рассказ старухи» — история в духе романтизма, повествующая о любви и схоронённых под землёй богатствах. «Мой родич, майор Молинью» производит странное тягостное впечатление своим почти кафкианским сюжетом, помноженным на карнавально-масочный ужас. Рассказы «Родимое пятно» и «Эготизм, или Змея в груди» обращаются к ужасу психологическому, незаметному, неощутимому, а потому — особенно пугающему. Новелла «Гибель мистера Хиггинботема» вообще предстаёт самой радужно окрашенной из корпуса текстов Готорна, несмотря на то что на её страницах читатель встретится с несколькими смертями.

Новеллы «Маскарад у генерала Хоу», «Портрет Эдуарда Рэндолфа» и «Мантилья леди Элинор» входят в цикл «Легенды Губернаторского дома». Хотя последняя часть этого цикла не опубликована вместе с остальными, и того, что представлено в антологии, вполне достаточно, чтобы составить мнение об этом интересном эпизоде в библиографии автора. Каждая из «легенд» рассказывается в стенах гостиницы, расположившейся в бывшей резиденции королевских губернаторов. Поэтому все эти истории связаны с временами войны за независимость и дают читателю возможность взглянуть на последние дни британских наместников и их окружения в США. Ох, немало оставили памяти о себе эти достойные люди, причём многие истории связаны с мистикой и ужасами. То это вереница призраков, важно шествующих по лестницам и залам Губернаторского дома («Маскарад у генерала Хоу»), то почерневший портрет, способный, однако, к какой-то своей странной жизни («Портрет Эдуарда Рэндолфа»), то «Королева Чума», привёзшая с собой из Старого Света «отличный» презент («Мантилья леди Элинор»).

Наиболее же интересным текстом Натаниеля Готорна, нашедшим место в антологии, представляется рассказ «Молодой Браун». Эта история настолько же мрачна, как и увлекательна. Нет, она не напугает вас до жути, но пуританская Новая Англия, а точнее — город Салем может внушить сладостное чувство беспокойства. Тем более что этот антураж — не единственное, что способно заинтересовать. Приключения самого молодого Брауна весьма примечательны: однажды он приобщался к сатанинским тайнам, а когда «седым стариком сошёл в могилу... мрачен был его смертный час».

Закрывают книгу произведения Германа Мелвилла: «Башня с колоколом» и «Веранда». Первый из них повествует о тёмной истории с колоколом, который не иначе как по какой-то мистической случайности оказался слишком тяжёл для башни, на вершине которой должен был располагаться. Второй рассказ — это удивительно яркое, красочное произведение; рассказ-грёза, рассказ-мечтание. Мрачного в нём довольно мало, но этот факт вряд ли испортит вам настроение, если вы просто любите красивую прозу.

«Король Чума» — антология, каких, увы, немного. Составитель отлично проделал свою работу, взяв за основу творчество писателей, приобретших популярность благодаря своим мистическим историям, и присовокупив к ним отдельные рассказы авторов несколько иного толка. В итоге имеем хорошую подборку, соответствующую тому, что заявлено на обложке.

Комментариев: 7 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Кел-кор 26-04-2014 00:26

    Вот на этот новый сборник Бирса я и намекал чуть выше. Думал, вот-вот выйдет. А он, оказывается, уже?..

    Учитываю...
  • 3 sergevin 25-04-2014 17:45

    Бирс много раз у нас издавался и достаточно полно.

    Учитываю...
  • 4 Caspian 22-04-2014 13:33

    Ух! Такое ощущение, что я даже не в прошлом, а в позапрошлом столетии застрял. Я этой книги в магазинах вообще ни разу не видел, ну и не слышал о её существовании, разумеется. Классная подборка в книге. Амброза Бирса не хватает у меня на книжной полкеsmile

    Дима, спасибо за труды и за просветительскую деятельность))

    Учитываю...
    • 5 Кел-кор 25-04-2014 13:50

      Поставить Амброза Бирса на полку представится случай в ближайшем будущем.

      Спасибо за отзыв.

      Учитываю...
    • 6 Pickman 25-04-2014 22:04

      Кстати, буквально на днях АСТ выпустило 600-страничный сборник Бирса. Многие рассказы - впервые на русском. Называется просто - "Собрание рассказов". На обложке портрет автора.

      Учитываю...
      • 7 Сенников А. 25-04-2014 22:30

        Здорово! Надо будет прикупить. Антология, которую отрецензировал (и хорошо это сделал!) Дмитрий у меня тоже есть, но Бирс. Да ещё 600 страницах))

        Учитываю...