ХРАНИЛИЩЕ

Олег Кожин: «Я пишу то, что мне нравится писать. Гоняться за популярностью в мои задачи не входит»

Первый опыт DARKER в качестве организатора литературных конкурсов оказался удачным. Больше сотни работ и удивительная пунктуальность – результатом этого стали бесчисленные похвалы от участников и сочувствующих. А победил в этом конкурсе рассказ «Снегурочка». Каждый новый отзыв жюри только добавлял интриги, и финальные результаты это подтвердили. Все решили три балла.

По этому поводу DARKER беседует с Олегом Кожиным – победителем и бронзовым призером, автором теперь уже легендарной «Снегурочки». 

 

 

Два месяца мы ждали, чтобы узнать: сильнее «Снегурочки» рассказа на конкурсе нет. Кстати, сколько по времени ее писал?

Страшнее бабы зверя нет (с)

Неделю. Полторы. Не помню! Очень сложно высчитывать время, когда занимаешься любимым делом исключительно поздним вечером, по два-три часа.

 

«Снегурочка» писалась специально для конкурса или какие-то наработки уже были?         

Наработок у меня – вагон и малая тележка. Конкретно «Снегурочку» я придумал, находясь в полузаброшенном поселке Кяргозеро. Вообще очень кормовое место для музы оказалось. Но писался рассказ специально для конкурса. Я уже давно хотел написать что-то спешл фо Даркер. А тут и повод подвернулся.           

Полгода назад я ее придумал, а потом просто достал идею из нужного файлика.

 

«Снегурочка» легко писалась или же пришлось с ней повозиться, помучиться, поплакать?

Не то чтобы тяжело, но и не совсем легко. Если «Дождь» я писал, как привык, не особо себя ограничивая, то в «Снегурочке» сознательно ограничивал себя, еще на стадии написания выбрасывая все лишнее. Не просто вот так сразу перестроиться. Когда-то давно я точно так же тяжело учился не бояться больших объемов текста. Сейчас, видимо, идет обратный процесс.

 

На конкурс ты представил три рассказа и играл, что интересно, не от лица «Снегурочки». Возлагал на «Сквозь дождь» бóльшие надежды или же это тактический ход?

Ну, чего уж теперь кривляться? Я действительно ставил на «Дождь». Он до сих пор кажется мне оригинальнее и, что самое главное, страшнее «Снегурочки». Но, как показала практика, сыграл я правильно. Что касается третьего рассказа, то его я закинул «до кучи», посмотреть, на что годны мои тексты семи или даже восьмилетней давности.       

 

И на что они оказались годны?

На растопку, преимущественно. Хотя, вроде некоторые читатели в комментах отмечали, что неплохо. Или, вернее, все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Все еще хуже.

 

Раз уж зашла об этом речь: как тебе отзывы о твоих рассказах? Как часто возникало желание вычислить очередного доморощенного критика по IP?      

Ни разу. Я адекватно отношусь к критике и чужому мнению. Низкий поклон каждому, кто нашел время черкнуть хотя бы пару строк о рассказах конкурсантов, и три раза «ку!» каждому, кто взял на себя труд указать на ошибки. Хотя кое-кого я запомнил, запооомнил.       

 

А отзывы судей? От них в уныние впадать приходилось?

Отзывы судей – это просто песня! Такая готовность судейской бригады дать фидбэк на финальную «чёртову дюжину», лишний раз показывает сплоченность хоррор-тусовки. Самыми полезными для себя по-прежнему считаю отзывы Парфенова и Щеголева. Самыми приятными – Канушкина и Точинова. Пара судей показались мне донельзя субъективными, но мнение есть мнение. Так что никакого уныния, напротив!

 

Плавно переходим к обсуждению конкурса. Организацию «Чертовой дюжины» ты хвалил и на сайте DARKER, и у себя в блоге. Но может, все-таки есть что поругать? Или есть какие-то советы организаторам на будущее?

Окстись! Чего тут ругать? Сроки соблюдены, правила – тоже. Например, на имхонетовской мясорубке под названием «Золотая чаша» (доходило до 400 рассказов), перенести срок на месяц, считалось нормой. Еще плюс в копилку «Дюжины» – многочисленные отзывы и критика. Так что могу только пожелать действовать в том же духе.

 

А какую схему считаешь наиболее оптимальной: раз в пятилетку, раз в год, раз в полгода, раз в минуту?..

Раз в год, я думаю. Максимум – раз в полгода. Нужно учитывать, что проведение конкурса – это колоссальная нагрузка на оргов (в данном случае – на орга), а им ведь еще и журнал выпускать надо, да и личную жизнь никто не отменял. А тут тебе толпа авторов, и нам все дайте-подайте, «а пачиму ни взяли мой раскас?!», «когда будут результаты?», и «судья продажная, казел ты!». Так ведь и до нервного срыва недалеко. К тому же частое проведение конкурса умаляет его значимость.

 

А если в следующем году грянет новая «Чертова дюжина» – будешь участвовать?

Есесно! Надо ж реноме поддерживать. Да и в следующий раз, как мне кажется, конкуренция должна быть жестче, а значит, будет больше фана, больше драйва и больше жести!

 

А давай помечтаем. Юбилейная десятая «Чертова дюжина», какой ты ее видишь?

Гонишь. Юбилейная «ЧД» должна быть тринадцатой!

 

Ну ладно, уговорил. Расскажи про тринадцатую.

Ну, кхммм... Конкурс становится частью премии, типа западной Стокеровской. Сурьезное жюри, тысячи авторов со всех уголков России и русскоговорящего зарубежья, лонг- и шорт- листы, звезды литературы, пьющие корвалол в ожидании оглашения победителей. Очередной том «Антологии русского хоррора», выпущенный по итогу солидным тиражом и разошедшийся в считанные часы! Васюки переименовываются в Новую Москву, а та, в свою очередь, в Старые Васюки (зачеркнуто). Ну, как-то так...

Вот что было бы, если бы я изобрел удлинитель! (с)

 

Что же, если кто-то дочитал интервью до этого момента, то ему явно интересно, и он будет не прочь узнать что-нибудь про тебя. Ну так расскажи нам о себе. В интервью для одного из блогеров Зоны Ужасов (жаль, не помню его имя) ты сделал это совсем кратко. Но здесь – не пройдет. Родина должна знать своих героев в лицо!

Так и подмывает снова начать: Олег Кожин, он же Хельг...      

Я всегда представляюсь кратко. Личность писателя/музыканта/художника (нужное подчеркнуть) зачастую не совсем похожа на его творчество. Можно быть лютым мудаком и при этом писать слезливые сказочки для девочек младшего школьного возраста. А можно быть насквозь положительным человеком и писать порнотриллеры, где кровькишкираспидарасило. Так что, я по-прежнему Олег Кожин. Он же Хельг. Много пьет и всегда простужен. Характер скверный. Женат. Ладно, вру, в последние годы я пью не так уж и много.

 

Выкрутился, будем считать. А вот наверняка многим будет интересно услышать какие-то советы от тебя для писателей. Все-таки ты смог обставить около сотни коллег. Да и послужной список у тебя достаточно неплохой.

(поперхнулся пивом)

Советы?! От меня?!

 

Ну, я же вроде с тобой разговариваю... Или не с тобой... а, нет, с тобой! Точно, от тебя!        

(оглядывается через плечо)           

Вы меня спрашиваете? Я просто не ожидал, что вы меня о таком спросите.

 

А мы спросили! К ответу, Кожин!         

Что?   

А! Я не ожидал, что вы меня и второй раз спросите...

Ну ладно. Так вот... эт самое. Кто-то сказал, что гений – это, собсно 1% гения, и 99% упорной работы. Так вот, ввиду отсутствия того самого 1%, пахать мне приходится на все 100%. И вот тут, пожалуй, рискну дать совет начинающим коллегам. Больше пишите. Больше читайте. Больше разбирайте свой текст. Не бойтесь переписывать заново. Не бойтесь выбрасывать лишнего. Вообще ничего не бойтесь, а просто тихонько катитесь к своей цели. Трудолюбие вознаграждается.

 

А вот ты, перед тем как начать писать, создаешь какую-нибудь атмосферу? Музыку, например, включаешь или окна открываешь?

Раньше обязательно врубал какой-нибудь жестятины, но со временем отошел от этого. Мешает, отвлекает от сути. Так-то я могу писать в любых условиях – хоть в вагоне поезда, хоть в шумном зале. По сути, мне нужен только ноут и поверхность, на которую его можно положить.

 

То есть пишешь сразу в электронном виде? Или бывает, что набросаешь чего-нибудь от руки на бумаге?

Редкий случай. Когда ноута под рукой нет. Но это нечасто бывает.

 

А как к твоему творчеству относятся родные и близкие?

Как и положено близким. Родители и сестра – гордятся. А Маша (моя жена), ко всему прочему еще и мой самый строгий критик и жестокий редактор.      

 

То есть супруга вместе с тобой ждала результатов конкурса и тоже пила корвалол?

У нее сейчас другие дела и заботы – наша дочь. Но пальцы крестиком она за меня держала. В целом и я, и она спокойно относимся к конкурсам, отборам и пр. У меня параллельно находятся рассказы на рассмотрении в издательствах, играют на других конкурсах, пробиваются сквозь составительское сито. Постоянно переживать – времени на жизнь не останется.

 

Получается, на конкурсах тебя можно часто встретить. И как успешно?

На самосудных – нечасто. Ради «ЧД» сделал исключение, плюнул на мою нелюбовь к самосудной системе. Но есть ведь много конкурсов «для ленивых» – отправил текст и ждешь результата в обозначенный день. «ЧД» – первая моя самосудная победа. До этого регулярно выходил в финал той же «Золотой чаши», но дальше не пробивался. Но вообще, главными победами я считаю публикацию текста. Выиграть локальный конкурс – это, конечно, хорошо. Но если остановиться на этом – труба. Победа обернется поражением.

 

 

Хоррор является для тебя приоритетным жанром. Но почему, он же непопулярен?! 

А это никак не взаимосвязано. Я пишу то, что мне нравится писать. Гоняться за популярностью в мои задачи не входит. Сама придет со временем. А то, исходя из критерия популярно/непопулярно, можно ведь докатиться до прослушивания различного эстрадного шлака и походов в кино на «Самый лучший фильм».

 

А ты согласен с тем, что хоррор – непопулярный жанр?

Я согласен с тем, что у нас он незаслуженно задвинутый. А популярность – штука приходящая и уходящая.

 

Читаешь ли ты наш хоррор? Есть любимые авторы и произведения?

Блюду чистоту эксперимента. Читать стараюсь совершенно другие жанры. Сейчас вот Конан-Дойла читаю, «Записки Старка Монро». Даже в Даркере рассказы преимущественно пропускаю.

 

Есть авторы, на которых стараешься равняться?    

Равняться? На Гарта Моренги. Потрясающий автор. Настоятельно рекомендую!

 

Рубрика пожеланий. Пожелай что-нибудь авторам, чьи рассказы ты обругал...

Плюньте и забудьте о карьере писателя. Если не хотите работать над ошибками. А если хотите, тогда терпения вам. Титанического терпения и усидчивости. И все будет.

 

...и тем, кого похвалил.    

О! Ребята, вы реально круты! Не вздумайте остановиться на достигнутом! Состязаться с этими рассказами для меня было настоящей честью и серьезным испытанием.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх