ССК 2018

Чаще всего антагонистами фильмов ужасов являются мужчины или существа мужского пола. Вспомним хотя бы самых известных героев пугающих людей уже не первый десяток лет: Дракула, чудовище Франкенштейн, Джейсон Вурхиз, Фред Крюгер, Майкл Майерс и другие. Они стали культовыми персонажами. Женщины же выступают в роли монстров крайне нечасто. Но это правило характерно для кинематографа Европы и Америки, в Азии же ситуация совсем другая.

Женщины и девочки в белых платьях с длинными черными волосами стали визитной карточкой японских фильмов ужасов. Но этот образ намного древней и уходит истоками к кайданам – японским историям о призраках. Частым героем этих историй являются онрё - призрак умершего человека, вернувшегося в мир живых ради мести, восстановления справедливости или исполнения некоего проклятия. Такое привидение не в состоянии обрести покой, пока не добьется своего. Онрё - популярные персонажи сказок и пьес театра кабуки; типичный персонаж - онрё - замужняя женщина, погибшая по злонамеренности мужа. Мужчины - онрё встречаются реже. Один из классических образов онрё в японской драматургии - Оива из «Ёцуя Кайдан», после смерти преследующая оставившего её возлюбленного и, в конечном счете, утаскивающая его в Ад. Гнев призрака не всегда обращен против конкретного обидчика — его жертвами могут быть невинные люди.

Традиционное сценическое воплощение онрё выглядит так: белые погребальные одежды, длинные черные распущенные волосы и характерный бело-синий макияж айгума, имитирующий мертвенную бледность.

Садако Ямамура — главный антагонист серии фильмов «Звонок», самая известная женщина в японских ужасах. Ее образ в дальнейшем использовался во многих фильмах и не только японских. Образ Садако был создан Кодзи Судзки в книге «Звонок», и постепенно развивался во всей трилогии, а также в сборнике под названием «Рождение». Матерью девушки была экстрасенс Сидзуко Ямамура. которая покончила с собой, когда дочери было только восемь лет. Это обстоятельство в дальнейшем сильно повлияло на Садако. Девушка обладала многими психокинетическими способностями, основными из которых были проекционная термография и предвидение. Самый известным из эффектов проявления её способностей стала смертельная кассета. Прототипом Садако является японская девушка Садако Такахаси. Она также обладала способностью проекционной термографии. Её имя является сочетанием японских слов «непорочность» (сада) и «ребёнок» (ко). Хоть при жизни девушка проявляя свои способности вредила людям, но по-настоящему опасна, стала лишь после смерти. Садако скинули в колодец, где она прожила семь дней и погибла в девятнадцать лет.

До финала романа «Звонок» и всех экранизаций, Садако была показана как жертва, причиняющая зло против своей воли. В романах и фильмах вскользь упоминается, что она была дочерью некоторых морских сил, что делает её полубогом. Также в романах Садако была гермафродитом. Для большинства людей Садако Ямамура запомнилась как призрак девушки, вылезающий из телевизора, чтоб убить посмотревшего проклятую видеокассету. Белая одежда, черные волосы, закрывающие лицо и вздутое тело утопленницы – такой образ стал всемирно известным. Именно фильм о Садако внес огромный вклад в развитие и популяризацию японских ужасов.

Томиэ Каваками - менее известная героиня цикла одноименных фильмов. Придумана она была задолго до Садако Ямамуры, мангакой Дюнзи Ито. Томиэ - прекрасная вечно юная школьница, которая заставляет своих поклонников убивать ее на почве ужасной ревности. Из каждого фрагмента тела девушки возрождается новая Томиэ. В 1998 году, во время хоррор-бума, который последовал после успеха «Звонка», история о Томиэ была экранизирована. Отдельные фильмы из этого цикла сняли такие мастера как Атару Оикава (Ataru Oikawa) и Такаши Шимицу(Takashi Shimizu). Одним из аспектов затронутых в истории про Томиэ – это тонкая грань между любовью и ненавистью. Страсть мужчин разных возрастов к прекрасной девушке часто воплощается в жестоком убийстве. Один из героев после убийства так и говорит:- «Как только я увидел Томиэ, мне захотелось ее убить». Томиэ нельзя убить, после каждой смерти она вновь оживает. При попытке расчленить труп, каждая часть превращается в новую девушку. При пересадке органа из тела Томиэ, он тоже превращаются в девушку-близнеца и развивается в новом теле. Кровь ее сама по себе способна к регенерации. Точного ответа кто такая Томиэ, или точнее что она такое, мы так и не получаем. В одной из глав манги рассказывается о теории ее болезни, и проводятся эксперименты при которых другой девушке водится жидкость из тела Томиэ. Это превратило бедную подопытную в монстра.

Асами Ямадзаки в отличие от большинства других негативных героинь фильмов ужасов, Асами не призрак. Она живая красивая девушка, с которой нас знакомит фильм «Кинопроба» (Odishon)1999 года режиссера Такеши Миике. Но оттого, что она не мистическое создание, это не делает ее менее страшной. Ужасную суть скромной и милой на вид девушки раскрывают перед нами постепенно. Но Асами тоже жертва, ее еще девочкой домогался преподаватель из балетной студии, где она занималась. Он причинял ей боль с помощью раскаленного железного прута. За что и поплатился. Асами несчастна и хочет, чтобы ее любили. Но мужчины причиняли ей боль и только использовали. Из-за этого она не доверяла никому, и стала очень ревнива. Женатого продюсера, который пытался ее соблазнить, девушка превратила в домашние животной и жестоко расправилась с его женой. Таким образам искалеченное сердце женщины демонстрирует свои чувства.

Каяко Саэки наверно вторая по известности героиня ужасов. После девушки из телевизора, призрак с чердака самый узнаваемый. Антагонист франшизы «Проклятие» появлялась в четырех полнометражных фильмах и одном короткометражном. А также в трех американских ремейках.

Каяко была дочерью итако, японской шаманки-экзорциста. После каждого изгнания, мать «скармливала» дочери пойманных духов. Также как и Садако, Каяко с детства связана с паранормальным миром, из-за чего ее жизнь не назовешь счастливой. В университете она полюбила Сюнсуя Кобаяси, но у них ничего не вышло. Парень даже не обращал на нее внимания. Позже Каяко вышла замуж за Такео Саэки, единственного человека, который любил её и заботился. Но учителем их сына Тосио становится по стечению обстоятельств Кабаяси. Первая любовь снова вспыхивает в сердце Каяко. О своих чувствах она может рассказать только дневнику. Такео случайно находит его и, прочитав о Кобаяси, начинает считать, что Каяко изменяет ему, а также убеждает себя, что Тосио — вовсе не его сын. Ревность заставляет мужчину убить жену и сына. А потом расправиться с беременной женой Кабаяси. И тем самым породить ужасное проклятие. Первой жертвой Каяко-призрака, становится муж–убийца. Она отомстила, но на этом не остановилась. Теперь проклятие поселяется в доме семьи Саэки и квартире Кабаяси. Оно настигает всех, кто хоть раз побывает в этих местах. Каяко – несчастная женщина, испытав неразделенные чувства, выходит замуж за нелюбимого мужчину. И в конечном итоге, принимает смерть от рук ревнивого мужа. И снова героиня вызывает неоднозначные чувства. Она воплощает в себе несчастная жертву и ужасного убийцу невинных людей.

После успеха «Проклятий» был создан очень похожий фильм «Дзю-рэй: Злобный дух» (Ju-rei: Gekijô-ban - Kuro-ju-rei), где мстительный призрак издает характерные звуки и передвигается неестественными движениями. Сюжет также похож на фильмы Такаши Шимицу.

В 2009 году были сняты еще два картины по мотивам «Проклятия» - «Проклятие: Старуха в белом» (Ju-on: Shiroi rôjo) и «Проклятие: Девочка в черном «(Ju-on: Kuroi shôjo). Только в них Каяко уступила место другим женщинам. Страшной старухе с того же дома, и демонической девочке. Если первый фильм снят в традициях оригинала. То история не родившейся девочки значительно отличается.

Мицуко Каваи - героиня из еще одного фильма Накаты «Тёмные воды» (Honogurai Mizu No Soko Kara), которая не дает покоя Ёсиме и ее дочери. История Мицуко, драматична и печальна и потому призрак вызывает больше сострадание, чем страх. Маленькая девочка погибает из-за несчастного случая. Родители, так и ни найдя ее, переезжают из бывшей квартиры. Но призрак Мицуко остается в доме, где она погибла и ищет свою мать. История Мицуко – это история детей, которым не хватает родительского внимания и любви. Она больше похожа на готический рассказ о несчастном призраке, который не может обрести покой.

Кутисакэ Онна или Женщина Рот-Щель – героиня популярной детской страшилки. Согласно легенде, по улицам Японии ходит необычайно красивая женщина в марлевой повязке. Если ребёнок идёт по улице один в незнакомом месте, то она может подойти к нему и спросить «Я красивая?!». Если он, как и в большинстве случаев, замешкается, то Кутисакэ срывает с лица повязку и демонстрирует огромный шрам пересекающий лицо от уха до уха, гигантский рот с острыми зубами в нём и язык подобный змеиному. После чего следует вопрос «А красива ли я ТЕПЕРЬ?». Если ребёнок ответит, нет, то она отрубит ножницами ему голову, а если да, то она сделает ему такой же шрам. Обычно считается, что единственный способ спастись в этом случае — дать уклончивый ответ вроде «Ты выглядишь средне» или задать вопрос раньше её.

Эту страшную городскую легенду использовали для двух фильмов под общим названием «Женщина с разрезанным ртом» (Kuchisake-onna)

Только истории в них разные. В первом фильме Кутисакэ Онна становится больная мать, издевавшаяся над своими детьми. И основной проблемой картины является именно насилие над детьми в семье. Во второй части сюжет совершено иной. В нем Кутисакэ Онной становится красивая школьница, после того как ее лицо было изувечено. К ней начинают хуже относиться в школе, и даже родные сестры сторонятся ее, отчего девушка страдает и начинает мстить.

Сам образ Кутисакэ, является страхом детей перед незнакомыми женщинами, носящими марлевые повязки. Детская фантазия рисует ужасный рот, скрытый под повязкой.

В трилогии «Один пропущенный звонок», мы сталкиваемся с разными героинями. В первом фильме это мать и дочь. Девочка погибает по небрежности матери и мстит ей, тем самым запуская цепочку проклятий. При жизни, играя с младшей сестрой в «больницу», она по-настоящему ранит девочку. И потом лечит конфетами. Происшествия выдает как несчастные случаи. А сама выступает в роли спасительницы. Таким образом, она привлекает внимание матери медсестры, которая постоянно занята. В этом фильме также поднимается социальная проблема неполной семьи и неспособность женщины в одиночку воспитывать детей. Таким образом, девочка, страдающая при жизни «Делегированным синдромом Мюнхгаузена» и частично лишенная материнской заботы, становится мстительным призраком. Проклятие распространяется с помощью мобильного телефона и настигает ни в чем неповинных людей. Но главная героиня фильма, как выяснятся в конце, страдала от насилия со стороны матери-одиночки. Во второй части, через мобильный телефон героев преследует совершено иное проклятие. В небольшом поселке суеверие жителей доводит то того, что они убивают девушку способную предвидеть будущее. Люди, решившие, что она ведьма, сбрасывают ее в шахту.

Но она возвращается, чтобы мстить в образе девушки с зашитым ртом и черными глазами.

В завершающем фильме трилогии, изгой класса мстит своим однокашникам с помощью современных технологий. Получилась своеобразная история Кэрри Уайт по-японски. Свое получат и те, кто издевался, и безучастные наблюдатели. Невинных нет, все причастны к злу творящемся в этом митре. Толька одна одноклассница относилась к девочке хорошо. И она пытается остановить мстительную подругу.

В двух частях фильма «Кошмарная легенда района Шибуя» (Shibuya kaidan) 2004 года, рассказывается о призраке ребенка оставленного собственной матерью умирать в камере хранения. И теперь проклятие младенца преследует молодежь, оставившую свои вещи в злосчастной ячейке. Призрак показан в фильме в виде девочки лет пяти с длинными черными волосами. Одним из самых пугающих моментов картины является сцена, где она, смеясь, бьёт мужчину головой об пол. Часто ее показывают только в отражении. Призрак девочки из камеры хранения является классическим призракам характерным для японских фильмов ужасов. В фильме поднята социальна проблема брошенных на смерть новорожденных детей. Для японского послевоенного общества она была достаточно актуальной. Эта же проблема является ключевой в романе Рю Мураками «Дети из камеры хранения». Но в отличие от романа, в фильме ребенок не выжил и вернулся в облике уже привычного онрё.

В большинстве японских фильмах ужасов, так или иначе, на первый план выходят женщины и девочки. Так проклятие в женском обличие преследует героев в фильмах

«1303: Комната ужаса» (Apartment 1303), Кайдан (Kaidan), «Проклятые фотографии» (Ghost Photos) В психологическом аспекте женские образы обыграны в фильмах «Спроси у беспалого» (Oyayubi sagashi), «Лабиринт страха» (Senritsu meikyû 3D), «Молитва» (Purei), «Маребито» (Marebito) других, где они являются призраками, терзающими души главных героев-мужчин. Они взывают к чувству вины, тем самым превращая их жизнь в кошмар. В фильме «Странный цирк» (Kimyô na sâkasu), героини столь же жестоки, как и Асами Ямадзаки. Но и здесь монстров из женщин сделали именно мужчины.

О значимости женского образа свидетельствует и картина «Грешные женщины» (Kowai Onna) 2006, снятая на эту же тему.

Героиням приходится бороться с потусторонними силами и личными проблемами. Так что в японском страшном кинематографе, работы для актрис предостаточно.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх