Зона ужаса

Слова «Летающий череп – друг, так было в «Planescape Torment»...»

станут вашими последними.

В 1983 году писатель Трейси Хикмен в соавторстве с женой Лаурой разрабатывал приключения для «Dungeons & Dragons» и придумал модуль (сюжет приключения и описание героев, уровней и врагов) под названием «Ravenloft». Это приключение возымело большой успех, а модуль был выполнен в жанре готики и ужасов. Следом вышло непрямое продолжение – «Ravenloft 2: The House on Gryphon Hill». Ну а уже в 1990 году родился полноценный сеттинг «Realms of Horror», он же Равенлофт. В 1997 году появилась его вторая версия «Domains of Dread», серьезнейшим образом переработавшая игровую среду. Большая часть знакомых героев и злодеев погибла, а на замену им пришли другие.

Равенлофт

Всего «библиотека» Равенлофта насчитывает более восьмидесяти приключений (модулей) и больше десятка художественных книг. Помните книгу «Вампир туманов» за авторством Кристи Голден? Эта книжка была крайне популярна в середине 90-х, и её события проходили именно в рамках Равенлофта. Помимо Кристи Голден об этом мире писали Лорел Гамильтон и Таня Хафф, а также десяток авторов калибром помельче. А Лиза Смедман выпустила аж девять романов по Равенлофту.

Что же такое Равенлофт?

Это мир для настольной ролевой игры, сочетающий в себе элементы фэнтези, смешанные с классическими литературными жанрами ужасов и готики. Это тьма, безжизненная земля, свинцовые облака, закрывающие солнце, и, разумеется, главная фишка – густой непроглядный туман, в котором прячется многое из того, чего искать совсем не стоит. Не зря одно из названий Равенлофта – Земли Туманов.

Классическая готика – это не столько история о сражениях храбрых героев со злобными чудовищами, сколько противостояние идей, когда разум и совесть сталкиваются с тёмной стороной мира. Каждый герой в Равенлофте находится между ангелом и бесом и каждый тянет его к себе. И это не просто красивая метафора, это находит отражение и в игровой механике. Равенлофт стала первой системой, где можно было потерять персонажа. Не в смысле, что того убьют, нет, просто игрок уже не сможет им управлять и он перейдёт под контроль мастера (ведущего).

Одна из отличительных особенностей Равенлофта – попытка перейти от бросания кубиков и циферок к полноценному отыгрышу роли в рамках жанра ужасов. Примерно то же самое «White Wolf» воплотили в «Мире Тьмы». Меньше цифр, больше атмосферы и сюжета.

Тёмные лорды

В D&D практически нет готовых и жёстко определённых персонажей, обычно игроки придумывают их сами. Так что главным двигателем сюжета становятся злодеи. В РЛ (Равенлофте) таких зовут Тёмными лордами или же Дарклордами. Именно эти люди (и не только), по сути, управляют Равенлофтом. РЛ – это некая туманная тюрьма, разделённая на разные «камеры», каждая из которых создаётся под собственного узника и по совместительству хозяина. У Дарклордов неограниченные силы в пределах владений, но они не могут их покинуть. Все они были вырваны из родных миров после совершения особо ужасного преступления. На каждом есть проклятье, которое раз за разом отнимает у них самое желанное, тем самым подвергая страданиям. Лорд, мнящий себя гениальным полководцем, будет проигрывать в битвах, а тот, кто жаждет любви, постоянно её теряет, кто хочет вырваться из туманной темницы – не сумеет сбежать.

Равенлофт

У каждого домена особые размеры – от целой страны до одного дома и, разумеется, у каждого есть особенности. Так, непомерная жажда крови лорда-вампира находит отражение в алых водах местной реки, а горный хребет похож на его сгорбленную фигуру. Есть и различные ноу-хау вроде карманных доменов, кластеров или островов ужаса, введённых во второй редакции. Карманный домен – это нечто очень маленькое, возможно некое здание, участок земли или даже обычная дорога. Отличительная черта карманных доменов – они редко надолго задерживаются в одном месте, причём могут возникнуть даже на территории другого домена. Туманный остров – это домены, полностью окружённые туманами, словно острова морем, а кластеры – нечто вроде слияния нескольких доменов с похожей культурой, с постепенным размытием границ между ними.

Не каждый Дарклорд обязательно правитель домена, есть и те, кто прячется в тени, скрывая личность, и даже те, кто сам узник не только в туманной тюрьме, но и в собственном домене. У каждого из них есть шанс на спасение, но получить его абсолютно невозможно. Для прощения необходимо раскаяться в совершённых злодеяниях и начать вести праведную жизнь. Не стоит упоминать, что Дарклорды, многие из которых едва ли не буквальное воплощение греха и злобы, просто не смогут сознательно измениться и отказаться от привычки творить злодеяния.

Хотя некий Сот, он же Чёрная Роза, сумел найти «чит» для побега из Туманной тюрьмы. Для этого всего лишь нужно… ничего не делать. Просидев несколько веков в крепости и не делая абсолютно ничего, варясь в соку из собственной депрессии и злобы, он был выкинут обратно в родной Кринн (мир из книг «Сага о Копье»). Это породило теорию о том, что Туманная тюрьма не столько исправительное учреждение, сколько аналог тотализатора и реалити-шоу, в котором злодеи страдают и таким образом развлекают истинных создателей Равенлофта, именуемых Тёмными Силами. Кто это такие и чего они хотят – неизвестно. В разных версиях, инспирированных отчасти и самими разработчиками, в Тёмные Силы записывали кого ни попадя, включая Госпожу Боли из другого сеттинга D&D – «Planescape». К слову, о самой Госпоже Боли (не менее таинственной) ходит теорий не меньше. Включая то, что она на самом деле шесть белок, взобравшихся друг на друга и использующих зачарованные кольца иллюзии и левитации.

Равенлофт

И хотя за многими преступлениями лордов стоят трагические истории (моральный релятивизм – одна из ярких черт местных злодеев и героев; в отличие от классического фэнтези, в РЛ нет чистого добра и нечистого зла), становление лордом – это наказание, а не награда. Никто не становится Дарклордом просто так. Даже если злодеи сами уверены, что не сделали ничего плохого, это не меняет сути дела. Это вовсе не титул, переходящий от жертвы к палачу. Убийство Дарклорда персонажем игрока не сделает того новым лордом, если такой финал не был задуман специально. Не говоря уже о том, что многих из них нельзя убить в принципе, ибо они либо бессмертны, либо в итоге всё равно воскреснут. Тёмные Силы не хотят смерти злодеев, они хотят их страданий. А если те умрут, как они смогут страдать? Не удивительно, если они им даже страховку оформляют, чтобы те подольше мучились.

Причём необязательно Дарклордом может стать лишь одно существо, это вполне может быть и пара, тройка или даже целая группа, объединённая родственными связями или некими общими интересами, а также общей виной за совершённое ими преступление. Вообще, во второй редакции в погоне за «новаторством» чего только ни понапридумывали. Вплоть до разумного артефакта со злым мировоззрением.

И в чём же прикол?

Отличный вопрос. В чём именно смысл Равенлофта, его основная идея и посыл? Устраивать «рубилово» с вампирами и оборотнями можно в любом D&D сеттинге, в том же «Forgotten Realms» это легко реализуемо, а фанатов там намного больше, чем у РЛ. А после того, как вышла «Neverwinter» (MMORPG), неофиты и вовсе валят косяками.

Основное достоинство РЛ – его разнообразие и лёгкая адаптация под собственные идеи. Только официальных доменов было написано под сотню, почти из каждого D&D сеттинга вырвали кусок. Читали «Сагу о Копье» Маргарет Вейс и Трейси Хикман? Помните, был некий Сот, он же Чёрная Роза? Так вот, даже его туманы умыкнули. Правда, когда Вейс и Хикман вернулись в TSR, то сделали ход конём, заявив, что никакого РЛ они не знают, Чёрная Роза никуда не девался и вообще это всё обман, чтобы набрать классы. Так что был он там или нет – споры не стихают до сей поры.

Равенлофт

А выбирать игрокам и мастерам есть из чего. В РЛ воплощена огромная масса классических персонажей – Мумия, Дракула, Человек-волк, Франкенштейн и его монстр, местная баба Яга, Три ведьмы (из пьесы Шекспира), Корабль-призрак, Всадник без головы. Причём Дракул здесь аж двое. Его литературный прообраз вампира – граф Страд фон Зарович – и исторический колосажатель – Влад Драков. И куча мест от классической литературной Трансильвании и до Паридона, смеси викторианского Парижа и Лондона XVIII века, разумеется, с собственным Джеком-Потрошителем.

Помимо большого разнообразия готовых доменов можно сделать и собственный, причём без особых усилий. Хотите домен Звезда Смерти с Дарклордом Дарт Вейдером? Да не проблема! А домен Средиземье с плохишом Сауроном? Запросто. Причём по обоим из этих примеров фанаты уже давным-давно сделали модули и даже не по одному разу. Эта невероятная гибкость, не ограниченная, по сути, ничем, поддерживает популярность к Равенлофту по сей день. Всегда есть тот, кто скажет: так, у меня появилась крутая идея домена, надо бы её воплотить. И воплотит (как автор этих строк).

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх