ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Многим известная сказка Льюиса Кэрролла про путешествие маленькой девочки Алисы по Стране Чудес, пожалуй, одно из самых необычных явлений в литературе. Множество читателей искало в ней глубокий смысл, начиная от математических интерпретаций и заканчивая куда более серьёзными и недетскими измышлениями. Но, тем не менее, для многих сказка будет добрым и полным чудес повествованием, которое даже по сей день остаётся популярным не только для детей, но и для взрослых.

Впрочем, за прошедшие сто лет были попытки сделать произведение мрачным, пугающим и угнетающим. В первую очередь это касается фильма «Алиса» знаменитого чешского режиссёра Яна Шванкмайера. В нём любимая многими история превратилась в страшную фантасмагорию, наполненную ужасом и сюрреализмом. Кинокартина настолько сильно очаровала зрителей, что в Интернете можно найти немало интерпретаций сюжета, причём нередко противоречащих друг другу.

Что же касается видеоигр, то лишь одна – «American McGee’s Alice» – превратила сказку в настоящий кошмар и рай для безумцев. Вышло это творение зимой 2000 года, однако история берёт путь гораздо раньше.

American McGee’s Alice

А началась она с одного известного геймдизайнера Американа МакГи, ранее принимавшего участие в создании «Doom» и «Quake», но позже получившего должность креативного директора в «Electronic Arts». Там руководство дало ему задание придумать новый оригинальный проект, и Американ, вдохновившись песней «Trip like I do» группы «The Crystal Method», немедленно обратил внимание на сказку «Приключения Алисы в Стране чудес». Далее началась усиленная работа над концепцией. На пару с партнёром Р. Дж. Бергом, Американ придумывал одну сюжетную линию за другой. Так, первоначально, история начиналась с того момента, когда Алиса в злости убивала отчима, а потом совершала самоубийство, после чего всё путешествие превращалось в подобие предсмертной галлюцинации. Вторая идея делала путешествие Алисы по Стране чудес расследованием смерти собственного отца. Но руководство «Electronic Arts» отвергало одну идею за другой, пока в конце концов Американ и Берг не упростили сюжет, сделав его одновременно и продолжением сказок, и при этом, никак не затронув их сюжетные линии.

Точно не известно, когда конкретно началась разработка, но 7 августа 1999 года появились первые сведения о готовящемся проекте. Игроки узнали, что «American McGee’s Alice» будет базироваться на движке «idTech4», что это будет шутер от третьего лица, и что в ней также будет мультиплеер. Как мы знаем, от последнего в итоге отказались.

American McGee’s Alice

В общем и целом, разработка сопровождалась немалым количеством интересных деталей, такими как:

  • Игру сделали за предельно короткий срок – ровно год. Соответственно, сотрудники «Rogue» не то, что плотно и усиленно занимались разработкой, но и часто собирались на выходных или на праздниках, чтобы обсудить детали проекта;
  • При создании элементов двигающихся платформ разработчики вдохновлялись серией «Zelda»;
  • На создание каждого уровня уходил месяц, плюс-минус неделя на проектирование скриптов для карты;
  • Помимо «Rogue», в создании участвовали также разработчики из «Ritual Entertaiment». В частности, именно они модернизировали движок «idTech» для проекта, а также приложили руку к разработке дизайна уровней. Причём, дизайнер из «Ritual» полностью создал 1-2 уровня;
  • Первоначально, появление Чеширского кота не ограничивалось лишь кратковременными эпизодами и туманными подсказками: несмотря на то, что по сюжету кот сохранял нейтралитет по отношению к Алисе, в некоторых моментах он принимал активное участие в сражениях на её стороне;
  • То же самое касается и Безумных Детей, которые встречаются на уровне «Психушка». В конечной версии они просто бегали по уровню и олицетворяли то, что будет с Алисой, если она проиграет сражение с Королевой, в то время как первоначально одни могли подсказывать героине куда идти, другие звать врагов, а третьи просто следовать за игроком.

American McGee’s Alice

В конечном итоге мы получили ту самую «American McGee’s Alice», которая известна и по сей день: безумная, пугающая, угнетающая, но чертовски привлекательная. Сюжет стартует спустя несколько лет после событий в сказках и акцентируется на душевных переживаниях главной героини, чья психика пошатнулась после гибели собственной семьи в пожаре. Находясь практически десять лет в психушке в состоянии кататонии, Алиса перестала реагировать на окружающий мир, и отчаявшаяся медсестра даёт девочке игрушку в виде плюшевого зайца. И вот чудо – заяц оживает, превращается в Белого Кролика, и уносит нашу героиню в Страну чудес. Вот только вместо пышных и ярких цветов, синего неба и зелёной травки Алиса видит тёмное небо, красные тона и следы разрушения. Случилось ужасное – Красная Королева окончательно захватила власть над Страной, став при этом кровавым диктатором. И теперь отчаявшиеся жители Страны чудес – те, что ещё не сошли с ума окончательно – просят Алису лишь об одном: остановить Королеву.

Лёгким движением руки обычный сюжет про спасение превращается в настоящее приключение, полное постоянной опасности, душевных переживаний и вечного чувства одиночества. Всё окружающее – а именно разрушенные элементы Страны Чудес – давит на героиню, пытается свести с ума и одновременно будоражит игроков оригинальным исполнением. Удивительно, но с момента выхода мало можно найти игр, поражающих оригинальностью и красотой уровней, особенно этой экстравагантной смесью живописности и ужаса.

Несмотря на то, что игровой процесс по большей части представляет собой шутер от третьего лица, в «American McGee’s Alice» немало аркадных элементов: катание по движущимся платформам с избеганием препятствий, прыжки с одного кусочка земли на другой, лазанье по канатам и т.д. А дизайн некоторых уровней сделан настолько хитро, что, например, один отрезок нельзя пройти без знания шахмат (а если быть точнее – движения коня). Есть и головоломки, причём не такие однобокие, как «найди ключ и открой дверь», а сделанные в более художественном стиле. В довесок ко всему, парочка уровней представляет собой натуральный лабиринт (например, «Психбольница»).

American McGee’s Alice

Сами локации, как и всё остальное, меняются от уровня к уровню, но и в этом ощущается некий «гротеск» нашего приключения: мы начинаем в «трущобах» Страны чудес, а заканчиваем аж в сердце этого ужаса – огромном и страшном замке Красной Королевы. А чтобы дойти до замка, игроку предстоит посетить школу, побегать по болотам, будучи размером с червячка, прогуляться по шахматному городу, пройти психбольницу, лес, завод, лабиринт из живых кустов, горы и т.д. В каждой локации отчётливо вырисовывается отдельный ужас, окутавший Страну чудес, каждый по-своему влияет на игрока, и из каждого хочется поскорее убежать.

Враги, с которыми предстоит столкнуться, тоже радуют разнообразием. Вообще, нередко возникает ощущение, что всё в Стране чудес пытается навредить главной героине: то карточные стражники, то грибы-переростки, то цветы, стреляющие шипами, то рыбки в пруду… Удивительно, как постоянно находясь посреди опасности, Алиса ещё не сошла с ума!

Что интересно, боссами выступают… персонажи из сказок, причём именно те, кто помогал или веселил героиню. В версии Американа МакГи эти персонажи попали под метаморфозу Страны чудес и сошли с ума. Можно сказать, что они в какой-то степени олицетворяют тёмные стороны главной героини. Тут вам и Герцогиня, и Безумный Шляпник (который стал техническим маньяком), и Траляля-Труляля, и Красный Король… Что интересно, к каждому из этих боссов нужен специальный подход и просто так их напором не возьмёшь. Тем самым можно сказать, что каждое сражение действительно сражение!

При всём этом, прохождение займёт минимум 7-8 часов. И эта игра, которую делали год!

American McGee’s Alice

В конечном итоге, всё вышеперечисленное позволило стать «American McGee’s Alice» классической и очень значимой. Настолько, что на состояние нынешнего года сложно найти человека, который бы не слышал о ней ничего, или хотя бы высказал о ней негативные впечатления. И, что самое удивительное, даже сейчас, спустя семнадцать лет, она продолжает очаровывать и впечатлять. Тем не менее, несмотря на вполне радужную концовку, десять лет спустя Американ выпустил продолжение с очень интересным подзаголовком «Безумие возвращается». Впрочем, это уже отдельная история.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх