Наша история – о бравом космодесантнике, которого приговорили к тюрьме за убийство старшего офицера. Он был сослан на Марс и просидел там за решеткой три года. Родная Земля оказалась далеко, а свобода – еще дальше. Кто бы мог подумать, что однажды нашему герою придется вернуться к кровавой работе военного, но на этот раз противниками будут не люди. Совсем не они…

I’m too young to die

Если бы вы не знали заранее, что речь в статье пойдет о вселенной «Doom», то вряд ли бы догадались по первому абзацу. Да, сюжет никогда не был сильной стороной этих игр, а в первых двух частях он и вовсе скромно опускался – геймеры могли ознакомиться с ним только в мануале. Помимо всего прочего, фабула была подробно описана в «Библии Doom», созданной разработчиком Джоном Кармаком. Однако тот высказался следующим образом: «Сюжет в игре – как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он совершенно не важен».

Как уже было сказано, протагонист, которым мы управляем – космодесантник. Этот подготовленный и закаленный в сражениях боец однажды оказывается под арестом. Офицер отдал команду стрелять по гражданским, но наш герой оказался слишком благородным, и выбрал другую мишень – своего командира. За что и был сослан на Марс, где провел три года. 

Красная планета уже была колонизирована землянами, а конкретно – Объединенной Аэрокосмической Корпорацией, которая занималась научными исследованиями. В том числе, она разрабатывала новое оружие и вела эксперименты по телепортации. Эти самые эксперименты позднее послужили причиной катастрофы.

На Фобосе и Деймосе, спутниках Марса, были построены ворота-телепорты. Сначала через них переместили разные безделушки, и те благополучно переместились с Фобоса на Деймос и обратно. ОАК решилась на эксперименты с людьми, и вот тут ситуация ухудшилась. Некоторые «добровольцы» пропали, иные вышли из Ворот обезумевшими – они бредили, колотили все, что двигалось, а потом взрывались (как тот парень в «Пипце», которого засунули в промышленную микроволновку). Черный юмор никогда не был чужд «Doom»’у.

Само собой, утверждалось, что все под контролем. Но однажды с Фобоса пришло тревожное сообщение: «Нам немедленно нужна военная поддержка! Что-то враждебное лезет из Ворот! Компьютеры взбесились!». Минуту спустя с неба исчез Деймос, будто его и не было. После этого связь была потеряна.

Наш десантник оказался одним из немногих военных, находящихся в то время на Марсе. Вместе с группой других солдат его отправили на Фобос, чтобы выяснить, в чем дело. Оказавшись на месте, наш герой остался охранять периметр базы, в то время как остальные пошли внутрь. Вскоре из рации раздались выстрелы, крики и ужасающий, леденящий сердце рев.  Через несколько минут звуки стихли. Наш герой остался единственным человеком на Фобосе, а твари, которые вышли из портала, не славились дружелюбием. Что ж, отступать все равно некуда – верный кастет на месте, так что осталось покрепче сжать пистолет и идти вперед.

Вот тут-то и начинается самое интересное – кровь, мочилово, темные коридоры, куча оружия, злобные монстры, какодемоны – проще говоря, начинается «Doom»!

Hey, not too rough

Сюжет в игре ограничивается короткими текстовыми сообщениями. Собственно, и так все понятно – наш Doomguy прет вперед, побеждает монстров и пытается остановить вторжение. В конце концов, у него это получается. Трижды. По разу на каждую часть «Doom»’а.

Но хватит сюжета! Давайте узнаем, как создавалась игра – ведь у этого шедевра цифрового искусства весьма любопытная история.

Изначально планировалось создать игру по мотивам фильма «Чужой». Но что-то не вышло с лицензией – и идею забросили. Однако атмосфера космического хоррора, замаскированного под научную фантастику, осталась.

Название игры пришло из фильма «Цвет денег», в котором главный герой Винсент на вопрос, что у него в чемодане, отвечает «doom» и после этого начинается кровавое побоище. А источником вдохновения для сеттинга послужил не только упомянутый уже «Чужой», но и фильм «Зловещие мертвецы 2» (оттуда, видимо, бензопила).

Во время работы в студии возник конфликт. Креативный директор Том Холл настаивал на том, чтобы в будущей игре была серьезная сюжетная линия с множеством деталей, остальные разработчики были против. В итоге Холл покинул «id Software», игра осталась без сложного сюжета, но это пошло ей только на пользу. Спинномозговой, как сейчас принято говорить, шутер не нуждается в сложной истории. Максимум, что ему нужно, это атмосфера – а ее в «Doom» полно!

Создание игры продолжалось около года – от возникновения идеи осенью 1992-го года до релиза в декабре 1993-го. За это время создателям пришлось преодолеть немало трудностей, но вместе с тем – совершить не одну революцию в игровой индустрии. Об этом – чуть ниже.

Hurt me plenty

Мы рассмотрели изнанку вселенной «Doom». Теперь стоит поговорить и о самой игре. Почему же этот шутер стал таким популярным?

Если говорить о сеттинге, то тут «Doom» дает пробздеться самым постмодернистским историям. Вот уж где жанровый фарш: перед нами научно-фантастический боевик с элементами мистического хоррора, наполненный сатанинской символикой, отсылками к Библии и различной мифологии (Какодемон, например - злой дух древнегреческого мира). Кто-то умудряется видеть даже влияние Лавкрафта, которое, в свою очередь, пришло сюда из «Чужого». Но если не смотреть на ярлыки и не копать глубоко, то «Doom» – это просто стрелялка про мужика на марсианской луне, который сражается с демонами и зомби.

Это-то и подкупает! Игры тех лет вообще не пытались быть архисложными (они и не могли, по техническим причинам), а здесь все вообще упрощено до предела. Вот ствол, вот монстр – кликай мышкой или жми на Ctrl и смотри, как эта тварь захлебнется в кровище. Понравилось? Вон следующий. И так от начала до конца. Стрелялка в исконном понимании этого слова.

Исконном, но не примитивном. Помимо «бах-бах-буээ» игра содержала много всего такого, что нынче принято называть «nextgen». Это была уже не первая игра, где «id Software» применила технологию псевдо-3D, но именно тут технология достигла совершенства. Предыдущие игры компании («Hovertank», «Catacomb» и более знаменитый «Wolfenstein») не достигали такой сложности и красоты. Звуковое сопровождение и саунд-дизайн создавали восхитительную атмосферу напряженности и тревоги – когда в темном коридоре слышится хрипение адской твари, становится не по себе.

Еще одна сильная техническая сторона «Doom»’а – оптимизация. Игра летала подобно пегасу даже на Pentium 386, не говоря уже об упомянутом 486, не требуя даже наличия видеокарты. Хотите – смейтесь, но тогда это было достижением. Впрочем, благодаря этому игра потеряла часть задуманных спецэффектов и фишек: изначально задумывались даже видимые повреждения на телах врагов. А огонь из BFG (Big Fucking Gun, самое мощное оружие в игре), по словам разработчиков, напоминал рождественский фейерверк. На этапе разработки вместо известного нам сгустка плазмы из ствола вылетало 8 миллиардов (!!!) шаровых молний. Само собой, все эти ништяки сильно нагружали компьютер, поэтому пришлось от них отказаться.

А про геймплей и говорить нечего. «Doom» популяризировал бензопилу в качестве оружия в компьютерных играх. Набор «пистолет-дробовик-пулемет-базука» стал джентельменским для шутеров еще на долгие годы. «Doom», сразу после выхода имевший мультиплеер, подарил нам deathmatch. Он научил нас таким шутерным трюкам, как wall run и rocket jump («Quake» был уже после, впервые ракетный прыжок появился тут). Запутанные лабиринты уровней, полные интерактивных элементов, тоже стали стандартом, увы, ушедшим.

Ultra-Violence

На волне успеха, пришедшего сразу после выхода шутера, разработчики выпустили еще немало дополнений и продолжений. В 1995 году свет увидел «Doom II: Hell on Earth», где, как ясно по названию, Ад приходит на Землю. Вернувшийся с Фобоса морпех надеется на приятный отпуск, но вместо этого узнает, что монстры пришли и в его дом. Ничего не остается, кроме как продолжить крестовый поход с дробовиком наперевес. От оригинала игра отличалась наличием множества новых монстров, более продуманными и сложными уровнями, подросшим интеллектом врагов и в целом более интересным геймплеем. Наверное, все без исключения игроки ожидали кучу нового оружия, но появилось всего одно – двустволка. Хорошая штука, но явно хотелось чего-то более веселого и разрушительного.

Однако вряд ли можно найти недостатки в «Doom II». Эта игра до сих пор отличается эталонным игровым процессом, и многие современные игры, несмотря на «графон как в «Crysis», ей в подметки не годятся.

В 1995 и 1996 годах выходили дополнения для обеих игр, включая сборник уровней, созданных фанатами (но почему-то приносивших прибыль «id Software»). Дальше началась рутинная работа в виде портирования – в сумме «Doom» и «Doom II» появились на более чем десяти игровых платформах.

В последующие годы «Doom» надолго ушла в тень. То ли разработчики в те времена не пытались выжать идею досуха, пока игроков не начнет тошнить (привет, «Assassin’s Creed»), то ли они действительно постоянно находились в поисках чего-то нового – так или иначе, студия взялась за другие проекты. Появились неплохие игры: «Heretic», две части «Hexen»… А в 1996 была создана «Quake», почти одновременно с выходом последнего дополнения для «Doom». Разработчики создали очередной хит и полностью переключились на него – вышло четыре части культовой игры. В третью играют до сих пор, ведь она стала иконой многопользовательских шутеров.

«Doom 3» появился в 2004 году. Новая игра рассказывала старую историю на свой лад: наш морпех по-честному прибыл служить на Марс, в первые полчаса его службы все рухнуло в тартарары, и ему опять пришлось биться с полчищами демонов.

Неоднозначные отзывы получила эта игра. «Doom 3» уже не был пионером, не был одним из единственных шутеров на планете, и ему приходилось конкурировать с равными себе, чтобы доказать, что он лучший. Кто-то считает, что у него получилось. Кто-то – нет.

Следует признать, что геймплей в «Doom 3» был довольно-таки посредственный. Если бы не атмосфера, великолепная по тем временам графика и элементы хоррора (в основном выраженные темнотой и пресловутыми скримерами), она могла бы оказаться и вовсе проходной.

Но играть в «Doom 3» действительно страшно и интересно, особенно на высоких уровнях сложности: неожиданно возникающий из кромешной тьмы монстр, в тот самый момент, когда у фонарика кончился заряд, способен напугать до усрачки. Читатели «Daily Telegraph» назвали «Doom 3» самой страшной игрой всех времен. Так-то!

А что дальше? Когда будет «Doom 4» и будет ли? На второй вопрос ответ однозначный – да. И он уже даже находится в разработке. К сожалению, те, кто делал оригинальную игру, давно покинули студию, в том числе и Джон Кармак. Какой будет новая игра, пока неясно. Когда она будет, тоже. Остается только ждать и верить, что, цитируя разработчика, «это будет восхитительно, фанаты будут счастливы». Стоит отметить, что «Doom 4» находится в разработке уже шесть лет – официальный анонс состоялся в мае 2008 года. Немалый срок, хотя до «Duke Nukem Forever» еще далеко. Главное, чтобы «Doom» не повторил его нелегкую судьбу.

Nightmare

Было бы глупо думать, что такое популярное явление, как «Doom», не просочилось в иные слои медиа. Упоминания игры в различных фильмах, сериалах, комиксах и книгах не пересчитать – эта игра оказала неслабое влияние на самые разные творческие умы.

На пике славы по вселенной «Doom» были написаны книги общим числом четыре штуки. Ни одна из не претендовала на какую-либо литературную ценность и вряд ли могла заинтересовать кого-то кроме фанатов игры.

А что же большой экран? Неужели ребята из Голливуда не заинтересовались такой популярной франшизой?

Заинтересовались, но как-то вяло. Права на экранизацию были проданы еще в 1993 году, почти сразу после выхода первой части игры. Права купили аж две студии (какие – неизвестно), но ни одна из них так и не воспользовалась возможностью снять кино по популярной игре. И очень зря. Думается, что выйди фильм «Doom» тогда, это мог бы быть один из классических крутых боевиков со Шварценеггером или Дольфом Лундгреном в главной роли (на последнего Doomguy похож даже внешне). Но, увы. Кино появилось одиннадцать лет спустя, на стыке времен. В нем уже не было крутости девяностых, и еще далеко было до современной зрелищности. Фильм оказался никчемным.

Но какая, в конце концов, разница? «Doom» – это в первую очередь игра. Не все франшизы с одинаковым успехом шествуют и по страницам, и по мониторам и экранам. Лучше всего «Doom» показывает себя в родной гейм-среде – пусть там и остается.

P.S.: В прошлом году было выпущено специальное издание - «Doom 3 – BFG Edition». Помимо улучшенной графики, игра содержит ряд изменений, которые, по мнению многих журналистов, не пошли и так спорной игре на пользу. Другое дело, что в «BFG Edition» встроены оригинальные «Doom» и «Doom II» со всеми дополнениями, которые без проблем запускаются на современных компьютерах (а раньше приходилось устраивать танцы с бубном и эмуляторами DOS). И вот это действительно здорово!

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх