DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Рыбари Господни

Ихтис (роман)

Автор: Елена Ершова

Жанр: мистика, ужасы, детектив

Издательство: Автограф

Год издания: 2018

Похожие произведения:

  • Дарья Бобылева «Вьюрки» (роман)
  • Марьяна Романова «Приворот» (авторский сборник)
  • В то время как любители хоррора в большинстве своем читают роман «Вьюрки» и заслуженно воспевают талант Дарьи Бобылевой, тонко чувствующую хтоническую часть жизни Елену Ершову и ее славянский хоррор с сектами и деревенской жутью «Ихтис» обходят стороной, а если не обходят, то говорят об этой книге тише и не так яро, как о «Вьюрках». А зря, ведь Ершовой есть что предложить читателю.

    Главный герой романа — журналист Павел Верницкий — специализируется на разоблачении экстрасенсов и гадалок. Он встречается с шарлатанами, выводит их на чистую воду и пишет об этом статью в маленькую газетенку города Таруса. Павел потерял в автокатастрофе родителей и брата, а еще слух. И вот он узнает о старце Захарии, который живет в глубинной деревеньке и лечит своим прикосновением тяжелые недуги. Павел понимает, что со старцем что-то явно нечисто, и, предчувствуя отличный материал, отправляется в деревню Доброгостово.

    Как только Павел оказывается там, на читателя обрушивается контраст с городской жизнью: люди живут в приземленных домах с печами, со сторожевыми псами на цепях. Для недружелюбных деревенских жителей Павел — чужак. И эта реальность соседствует с нашей, городской, где Uber, доставка пиццы на дом, кинотеатры IMAX и другие блага технологичного человечества. Но стоит сесть на поезд, выйти на незнакомом полустанке, и вот он — другой мир, без Интернета, с коровами, курами, с иконами в углах каждой избы. Здесь время как будто остановилось, застыло в вакууме. Деревенский хоррор или хоррор русской глубинки — поджанр, который часто используется современными авторами. Маститый Алексей Иванов в своих «Псоглавцах» также сталкивает городских с деревенской хтонью. В сфере отечественного кино любопытным проектом на подобную тему можно назвать разве что «Мысленный волк» Валерии Гай Германики. Проект любопытный, но спорный. Там и глубинка, и религия. Только в отличие от агностицизма персонажей Германики и экзистенциальных вопросов «а есть ли Бог?», герои Ершовой в существовании оного убеждены. И религия здесь показана гротескно — даже не столько религия, а механизм религиозной секты. А как известно из всемирной истории, секта может притворяться семьей, чтобы заманить в свои сети.

    В Доброгостове существует старообрядческая община «Рыбари Господни» во главе с Черным Игуменом, Степаном Черных. В книге персонаж Степана демонизирован, он яростен и опасен. От него веет темной глубинной злобой на все человечество, внутри него столько терпкого яда, что с первого его появления в романе становится ясно — быть беде! Жена у него покорная, смиренная, услужливая. Терпит побои и унижения. Павел, главный герой — скептик: попадая в деревню, он даже не сомневается, что Захарий, местный целитель, шарлатан. Но вот он начинает видеть призрак умершего брата или галлюцинацию, и перед ним встает вопрос: сходит ли он с ума или с ума сошли все вокруг?

    Небесная Рыба — центральный образ произведения. Рыбное проходит красной нитью через всю книгу: название «Ихтис»; повторяющиеся разговоры о рыбалке; образ Небесной Рыбы — проводника в мир мертвых; упоминание червей в контексте корма и человеческой сущности; в конце концов, название секты «Рыбари Господни».

    Если снова проводить параллели с кинематографом, то «Ихтис» отдаленно напоминает недавнее «Солнцестояние» Ари Астера — атмосферой деревушки, кажущейся вопиющим анахронизмом в нашей складной современной реальности, и общиной, больно уж похожей на секту с древними традициями, религией и наказами старейшин. А тревожность и откровенно нездоровая обстановка нарастает, унося читателя в ритуальном хороводе.

    Елена Ершова прекрасно владеет словом — ее слог пестр, объемен, но не перегружен. Автор удивительно тонко чувствует человеческую суть. Основные персонажи противоречивы: так же, как Павел — не конвенциональное добро, Степан Черных — не конвенциональное зло. Читатель видит, как они дошли до такой жизни. Оба ведут внутреннюю борьбу и оба проигрывают. Но кому-то повезет чуточку больше. В книге есть два мира: реальный и потусторонний. Но и тот, и другой осязаемы и правдоподобны.

    Изящно, едва касаясь пером, автор перебрасывает повествование из мистики в реальность и обратно. Окаянная церковь, Лешачья плешь, черная кошка, хтонический путевой обходчик, кот Баюн и другие образы переплелись друг с другом для того, чтобы погрузить главного героя вместе с читателем в мистический мир «Ихтиса».

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)