ГОЛЕМ

Приворот (авторский сборник)

Автор: Марьяна Романова

Жанр: мистика, ужасы

Издательство: АСТ

Год издания: 2016

Похожие произведения:

Вы знаете, кто такая Марьяна Романова? Вы уже читали ее книги? Ее ужасы? И с нетерпением ждете новых историй? Если на все вопросы вы ответили утвердительно, то спешим вас огорчить — новых историй нет. Сборник рассказов под манящим названием «Приворот» — это все те же «Страшные истории: городские и деревенские», выпущенные издательством АСТ еще в ноябре 2013 года. В 2016 случилось всего лишь переиздание. Начинка та же, изменилась лишь обложка. В первом варианте на нас исподлобья смотрели девочки-близняшки с черепом в руках, а теперь нас заманивают детским скелетом в полный рост и интригующей фразой: «демоны тревожат лишь тех, кто сам их тревожит». Вот собственно и вся разница. Так что, если страшные истории госпожи Романовой знакомы вам не понаслышке — читать рецензию дальше смысла не имеет. А если этот авторский сборник замаячил на вашем горизонте впервые — все написанное ниже именно для вас.

Под обновленной обложкой мы имеем те же 26 рассказов. Темы везде разные, но основная канва единая — мистика и чертовщина. Это истории, которые в подростковом возрасте многие из нас любили рассказывать друг другу, городские легенды и байки, передающиеся из уст в уста. Такой своеобразный мистический фольклор, поданный через авторскую призму. На страницах книги мы по большей части будем иметь дело с упырями и мертвецами, по разным причинам вернувшимися в мир живых, чтобы неизменно принести горе и новые смерти. Станем свидетелями различных ритуалов, за которыми шлейфом тянется затхлый аромат тлена и бредет все та же костлявая тетка с косой наперевес. Отдельной рубрикой выделены четыре рассказа. «Новые старые сказки» переосмысливают сюжеты, знакомые каждому с детства: «Красная шапочка», «Синяя борода», «Спящая красавица» и «Мальчик с пальчик». Хотя слово «переосмысливают» не самое подходящее. Скорее, это просто истории по мотивам. К сожалению, современные декорации не придают ни шарма, ни свежести, ни оригинальности. На фоне первоисточника «новые старые сказки» покажутся не более чем дешевой бижутерией, сделанной по подобию изысканного бриллианта. Эти истории, по сути, самое слабое звено в цепочке рассказов.

К достоинствам книги можно отнести живой, интересный и, несомненно, самобытный авторский язык. Марьяна Романова смакует описания внешности героев и героинь. С чисто женской внимательностью и придирчивостью описывает состояние кожи лица, макияж, маникюр и одежду. Ковыряется в семейных отношениях и интригах. С одной стороны это очень хорошо, с другой — слишком сильно отдает чисто женской прозой.

«…вечер был безмятежным, мы смотрели «Игры престолов», ели суши и болтали о том, как повезло нам встретить друг друга и какое удивительное будущее нас ждет».

На таком фоне «жуткая» составляющая книги несколько теряется. Ведь после подробно и с любовью описанного жития-бытия в большинстве случаев нас ждет смутное очертание ледяного ужаса и оборванный финал. Повседневность героев показана с поразительной четкостью, когда на чертовщину приходится смотреть, словно через мутное стекло. Почти все истории страдают одним из самых распространенных недугов — испорченным финалом. Конец баек либо крайне предсказуемый (добрая половина сборника), либо скомкан в пару предложений, ради которых читать предыдущие несколько страниц просто нет смысла. Складывается ощущение, что у госпожи Романовой не хватило то ли времени, то ли усидчивости довести дело до конца.

«Дело закрыли быстро. Мальчик-с-пальчик не пытался ничего отрицать, от услуг адвоката отказался, а на суде преимущественно улыбался и молчал».

Многие истории вообще заканчиваются там, где хороший рассказ должен только начинаться. Чем можно оправдать такой подход? Истории в книге — это байки, страшилки, фольклор. И в реальной жизни рассказываются они примерно так же, как написаны, разве что преамбула поменьше. В устном пересказе мы не привыкли сетовать на преждевременный и невыразительный конец, а условие развития характера персонажей и соблюдение всех элементов сюжета — не обязательное. Главное, что нам обещал издатель и его ловкие маркетологи — напугать.

«Это очень страшная книга! Текст затягивает как в бездонную топь — оторваться невозможно. Страницы книги возвратят вас в детство. Ведь все мы когда-то с замиранием сердца рассказывали друг другу леденящие душу истории, а потом боялись уснуть, дрожа полночи под одеялом. Предупреждение: если вы человек нервный, лучше не читайте эту книгу в темное время суток!»

Слишком смело и многообещающе. За таким громкими заявлениями часто скрывается разочарование. Напугать матерого потребителя хоррор-литературы у Марьяны Романовой вряд ли получится. Из предложенного многообразия наберется разве что пара-тройка историй, действительно вызывающих некий страх (в том или ином масштабе). Все остальное скорее оставит привкус тлена, печали и безнадежности.

Сборник наверняка придется по вкусу прекрасной половине человечества. Остроумный чисто женский взгляд на жизнь, присыпанный кладбищенской землей доставит удовольствие особо впечатлительным натурам. Для подростков, желающих пощекотать себе нервы, сидя темной ночью вокруг костра, истории от Романовой так же окажутся отличной находкой. На читателя покрепче «Приворот» вряд ли произведет сколько-нибудь сильное впечатление.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх