DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Сам себе Мефистофель

Проклятая игра / The Damnation Game (роман)

Автор: Клайв Баркер

Жанр: хоррор, мистика

Издательство: Кэдмэн

Год издания: 1994 (в оригинале — 1985)

Серия: Собрание сочинений Клайва Баркера

Переводчик: Д. Аношин

Похожие произведения:

  • Клайв Баркер «Восставший из ада» (повесть)
  • Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст» (пьеса)

«Что наша жизнь? Игра!..» — для потерянных душ крылатая фраза лишена актуальности, потому что в те моменты, когда смутные предчувствия сулят удачу, игра становится превыше жизни. Вращение колеса рулетки, подбрасывание игральных костей, тасование колоды карт сломали не одну тысячу судеб. Загипнотизированные азартом люди не прекращают попытки увидеть улыбку фортуны, хотя гораздо выше вероятность нарваться на ее кровожадный оскал.

Искореженные судьбы и заблудшие души становятся отличной почвой, на которой могут распуститься плотоядные цветы мрачной фантазии Клайва Баркера. В 1985 году, когда увидела свет «Проклятая игра» — его дебют в крупной форме — нынешний король сплаттерпанка еще не был звездой первой величины. Хотя разъяренные призраки уже написали на теле юного Саймона Макнила книги крови, глубины каньона Холодных Сердец еще не наполнились мертвецами, а из бездны ада не явились устрашающие сенобиты.

Клайв Баркер начинает «Проклятую игру» с довольно рискованной сцены — описания Варшавы 1944 года, превращенного в руины и заваленного трупами города, где азартный Вор жаждет сыграть в карты. Его соперником должен стать таинственный человек, который никогда не проигрывает. Баркер выбирает отправной точкой для романа сверхъестественного ужаса время и место, объятые реальными ужасами войны. С первых же страниц «Проклятой игры» возникают опасения: насколько уместно сочетать выдумки — пускай и очень страшные — с подлинной действительностью, превзошедшей любые кошмары? Баркер проявляет удивительное сочетание мудрости и профессионализма. Оно помогает сделать мощную завязку романа и деликатно обойтись с непростой исторической темой. Разрушенная Варшава органично вписывается в сюжет, становясь подходящей декорацией для очередного этапа таинственной истории, которая началась много лет назад и не собирается заканчиваться в обозримом будущем.

Неоднозначное начало плавно перетекает в гораздо более традиционное продолжение. Пристрастие к азартным играм довело Марти Штрауса до тюрьмы («Ты проиграл наше будущее! Ты проиграл нас обоих!», — заметила по этому поводу его бывшая жена), но оно же помогает ему оказаться на свободе. Для участия в специальной программе болезненная тяга к картам и рулетке становится не минусом, а плюсом. Из заключенного Марти превращается в телохранителя миллиардера Билла Уайтхеда. Новая работа приносит солидную зарплату, дорогую одежду, уйму свободного времени и пылкие объятия дочери хозяина. Идиллия оказывается недолгой, ведь Уайтхед нуждается в защите не от мафии или конкурентов. Главная угроза исходит от зловещего Последнего Европейца (в русском переводе фамилия этого персонажа проделала нелегкий путь от комичного «Мамулян» до зловещего «Мамолиан»). Ожившие трупы, взломанные сознания и сводящие с ума галлюцинации — далеко не самое страшное оружие в его арсенале.

Роман получился в меру пугающим, в меру захватывающим, в меру философским. По ходу чтения довольно сложно избавиться от ощущения, что Баркер еще не до конца освоился в крупной форме. Автор чем-то напоминает космического путешественника, который, оказавшись за пультом управления инопланетного корабля, поочередно нажимает на все кнопки, чтобы узнать, для чего каждая из них предназначена. Что будет, если включить ужас, переходящий в омерзение? А если добавить глубокомысленных рассуждений? А если повысить градус эротики от легкой до извращенной? Из-за увлеченных поисков ответов на эти вопросы текст романа лишается однородности. Хотя некоторые эпизоды могли бы стать основой для самостоятельных рассказов, распад на отдельные истории «Проклятой игре» не грозит. Роман строится по принципу карточного домика, но виртуозная фантазия Клайва Баркера делает хрупкую конструкцию прочнее любой цитадели.

Порождающему кошмары воображению неведомы никакие границы. Баркер уверенно живописует сцены, от которых «звездам на небесах становится не по себе, а в недрах земли застывает магма». Раскинувшаяся в сознании Мамолиана пустыня между жизнью и смертью с полуразложившимися призраками или жуткая комната, уничтожающая будущее и прошлое, любовь и смысл, жизнь и даже саму смерть, пугают и завораживают, но вовсе не в них сокрыт главный источник страха. Баркер не гонится за лаврами второго Данте, создавая современные варианты преисподней. Его талант ярче всего проявляется в мелких деталях. Отдельные штрихи — вроде сцены, где мертвая собака с аппетитом пожирает свою гниющую плоть — производят более сильное впечатление, чем грандиозные описания заваленных трупами пространств.

К персонажам романа сложно проникнуться сочувствием или сопереживанием. Фрики, маргиналы, безумцы — они, скорее, вызывают отвращение, однако у каждого из них есть узнаваемый характер, непростая судьба и персональный ад. Именно такие заблудшие души необходимы Баркеру, чтобы рассказать историю, стирающую грань между выигрышем и проигрышем. «Проклятая игра» местами кажется мутной, запутанной, тяжеловесной, но, если срезать с нее слой современности, выпустить из вен и артерий весь саспенс, раздробить скелет философских рассуждений, останется лишь старая легенда о докторе Фаусте. «Каждый человек сам себе Мефистофель», — заключает Мамолиан. Отсутствие дьявола никому не мешает отыскать силу, с которой можно заключить сделку, чтобы сначала обрести все желанные блага, а потом обречь себя на немыслимые мучения.

Дебютный роман подающего надежды автора к моменту выхода в свет кажется настоящим прорывом, но рискует затеряться на фоне итоговой библиографии признанного мэтра. Хотя после «Проклятой игры» у Клайва Баркера вышло немало книг — более успешных, более проработанных, более страшных, — она, несмотря на все недостатки, с годами не утратила своего мрачного очарования и осталась столь же притягательной для читателя, как вращающееся колесо рулетки для заядлого игромана. 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)