DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Самая черная из всех суббот

Сразу после выхода альбома легендарных Black Sabbath - долгожданного релиза практически в оригинальном составе - мы вспоминаем долгий путь коллектива к статусу живой иконы стиля.

 Ранние годы Black Sabbath

 

Золотая эпоха тяжелой музыки – именно так можно охарактеризовать царствование Black Sabbath в те времена, в эпоху расцвета и становления метала как такового. Cложно представить, что было бы с «тяжеляком» и его разнообразными жанрами, если бы эти гении не сплотились однажды в единое музыкальное сознание и не создали свои первые шедевры. Настоящий всплеск эмоций взбудоражил всю металическую общественность - что это? Не было однозначного ответа, что за группа родилась на свет, что за музыку она играет. Долго споры не утихали, что за жанр соорудили Black Sabbath – кто-то называл их адскую смесь heavy metal, кто-то утверждал, что это doom metal. Но ведь в хэви еще не была популярной сатанинская символика, а такого понятия, как дум метал, тогда и в помине не было. И только сейчас, по прошествии стольких лет, после многих перемен в составе и неоднократного прекращения деятельности коллектива, после множества сформировавшихся направлений тяжёлой музыки, после отшлифованной огранки каждого жанра в отдельности, придания им идеальной формы, выявления их классификации и, наконец, после десятков выпущенных альбомов – полученный итог можно подвести к общему знаменателю – вылупилась икона метала, со своей уникальной манерой игры, собственным имиджем, оригинальным поведением на сцене и, конечно же, великолепным, захватывающим и неповторимым творчеством. Такие команды появляются раз в сто лет.

Всё началось в английском Бирмингеме, когда двое парней Тони Айомми (гитара) и Билл Уорд (ударные) в конце 1960-х годов решили создать группу «The Polka Tulk Blues Company», в которой они пробовали себя в жанре утяжелённого блюз-рока. Причем ранее музыканты уже были участниками многих проектов. В состав они пригласили - Оззи Осборна (вокал) и Гизера Батлера (бас). Затем название несколько раз менялось. В свое временя Тони Айомми даже прослушивался в Jethro Tull. Но вскоре он возвращается обратно. В этот самый момент было решено окончательно поменять название на Black Sabbath. Примечательно, что Тони однажды увидел огромную очередь на одноименный фильм и, задумавшись над тем, как много людей привлекает тёмная сторона, манит своей непредсказуемостью и опасностью – музыкант предложил сменить вывеску, не забыв при этом сконцентрироваться на изменении музыкальной составляющей. А ею стали оккультная тематика песен, завёрнутая в мрачную атмосферу, своеобразный имидж и, разумеется, заметное утяжеление саунда. Свежим дыханием становится трек «Black Sabbath», сочиненный по мотивам мистической прозы Денниса Уитли. Этот факт явился ключевым моментом в группе, что послужило отправной точкой на пути новой траектории в звучании.

 

Первый альбом Black Sabbath

 

Старт был взят в декабре 1969 г. с появлением сингла «Evil Woman». Это был кавер на хит от группы Crow. Следующий год ознаменовал собой, пожалуй, самые громкие релизы того времени – «Black Sabbath» и «Paranoid». Они по праву попадают на вершины чартов. Вначале «Black Sabbath» расходится миллионным тиражом и становится платиновым как на родине, так и в США. Тем не менее, критики не принимают творчество группы, для них оно было чем-то непонятным. Но музыканты, окрылённые ярким успехом, выстреливают альбом «Paranoid», который возглавил британский хит-парад. Однако релиз в Америке был выпущен несколько позже, в январе 1971 г., и чего следовало ожидать – имел оглушительный успех: он разошелся 4-х миллионным тиражом. Во многом благодаря хорошим продажам, Black Sabbath отправляются в свой первый тур по Соединенным Штатам. В этом же 1971 году выходит «Master of Reality», который получает свой золотой статус и в США, и в Англии. На альбоме появились некоторые эксперименты – приспущенный строй гитар и акустические композиции. После всемирного турне, в 1972 г. музыканты берут небольшую паузу вплоть до лета, когда снова собираются для записи следующего релиза. Время от времени у участников группы появляются проблемы с наркотической зависимостью, но «Black Sabbath Vol. 4» всё-таки увидел свет осенью. Группа продолжила эксперименты, разбавив тяжёлый саунд оркестровками. Критики по-прежнему недоумевают, но менее чем за месяц релиз получает свой золотой статус и снова тираж – более чем миллион экземпляров. Затем следуют турне по территориям США, Европы и Австралии.

Примечательно, что на следующей работе музыкантов - «Sabbath Bloody Sabbath» (1973 г.) безумные экспериментальные идеи всё прогрессировали, и теперь на смену «простым» оркестровкам с привычным звучанием Black Sabbath внедрили струнные аранжировки и масштабную работу синтезатора. В качестве приглашенного клавишника на релизе отметился Рик Уэйкман. Кроме того, альбом примечателен тем, что стал первым опусом группы, который получил положительные отзывы и рецензии. В начале 1974 г. музыканты в очередной раз отправляются в мировое турне.

 

Sabbath Bloody Sabbath

 

В 1975 г. Black Sabbath издают «Sabotage», который был по достоинству оценен музыкальными критиками - несмотря на то, что путь, начатый на предыдущей работе, был несколько изменён. В Британии и США альбом попал в первые «двадцатки» чартов, однако продавался гораздо хуже по сравнению с прошлыми релизами.

В 1976 г. во время работы над следующей пластинкой - «Technical Ecstasy» в группе стали намечаться разногласия и различные недовольства. Музыканты спорили о дальнейшей форме и эволюции творчества – так Айомми предлагал дальше прогрессировать в звучании, добавив духовых инструментов, а Осборн призывал придерживаться привычного ориентира, оставив выбор за консервативностью исполняемого жанра. В результате последнее слово осталось за гитаристом. В релизе, помимо Оззи, на вокале отметился также Билл Уорд. Альбом не оправдал надежд, оценки критиков оказались низкими. Виной всему стало переполненное синтезатором звучание и отсутствие какого-либо намека на традиционные doom-составляющие. По рейтингам чартов он также заметно отставал в отношении прежних пластинок. А золотой статус был получен лишь в 1997 году. Начались перестановки среди вокалистов. На какое-то время Осборн то уходил, то возвращался, однако в итоге он принял участие в релизе «Never Say Die!», вышедшего в 1978 году. Примечательно, что альбом состоял из смеси прогрессивного рока, джаза, синта и блюза. Пластинка смогла обрести статус золотой лишь спустя двадцать лет. Далее отношения в группе не складывались, не было свежих идей и это давило на музыкантов. В очередной раз состав покидает Оззи Осборн.

 

Black Cabbath и Дио

 

Альбом «Heaven and Hell», вышедший в 1980 году, представил обновленный облик группы. В этом была заслуга нового фронтмена – Ронни Джеймса Дио, который сумел освежить творчество Black Sabbath. Критика одобрила, успех в чартовых позициях был обеспечен, и снова - мировое турне. В связи с личными проблемами группу покидает ударник Билл Уорд, место за ударной установкой занимает Винни Эпайс.

Наступил 1981 год, ознаменовавший выпуск нового альбома под названием «Mob Rules». Снова золотой статус, снова высокие строчки в чартах. После некоторых разногласий из коллектива уходит Ронни Джеймс Дио, на его место приходит Ян Гиллан, при участии которого в 1983 г. был сделан диск «Born Again».

В 1985 г. в группе из оригинального состава остается лишь Айомми. В это время он начинает заниматься сольным творчеством. И в результате работа «Seventh Star» (1986 г.) была его личным проектом, в котором он являлся автором музыки и текстов. Однако опус был выпущен под вывеской Black Sabbath. Альбом получился совсем другим, с влиянием восточных мотивов, с вокалом Гленна Хьюза. «The Eternal Idol» (1987 г.) стала первой в серии работ с участием Тони Мартина, который заменил Рэя Гиллена, покинувшего состав вскоре после первых сессий.

Самым оккультным релизом за всю историю группы стал «Headless Cross» (1988 г.). Снова перестановки в составе. Затем выходит «Tyr» в 1990 году, вокальные партии в котором исполнил Тони Мартин. Изменения состава коснулись и следующего альбома - «Dehumanizer» (1992 г.), который вернул группе былую славу.

В 1994 году выходит «Cross Purposes». Но его главная интрига состояла в турне, в которое отправились Black Sabbath после выхода диска. На разогреве были Motörhead и Morbid Angel.

Следующий альбом под названием «Forbidden» (1995 г.) был признаком падения успеха группы. Вскоре после его издания, Айомми приостановил деятельность коллектива. Однако в конце 1997 года произошел реюнион классического состава, а данное событие было спровоцировано выходом концертной записи с соответствующим названием - «Reunion», выпущенной в следующем году.

В 2001-м оригинальный квартет планировал записать новый материал, но Оззи Осборн был занят своими делами, в связи с чем планы были вынуждены отменить. В 2004 году музыканты вернулись к активной деятельности. В 2004 и 2005 годах Black Sabbath выступили хедлайнером на фестивале Ozzfest. Помимо этого группа была торжественно введена в Британский Music Hall Of Fame и выступила на торжественной церемонии награждения. В 2007-м коллектив выпускает альбом «Black Sabbath: The Dio Years», в который вошли треки, записанные совместно с Дио. Печальная дата 16 мая 2010 года, как известно, ознаменовала собой смерть Ронни Джеймса Дио.

 

Black Sabbath

 

После долгих размышлений оригинальные участники - Тони Айомми (гитара), Гизер Батлер (бас), Билл Уорд (ударные), который позже покинул состав, и Оззи Осборн (вокал) – воссоединились для записи своего первого нового студийного альбома за тридцать с лишним лет и для того, чтобы отправиться в мировое турне. В октябре 2012 года были анонсированы выступления команды в апреле и мае текущего года в Новой Зеландии и Австралии. И, наконец, 13 января 2013 было объявлено о предстоящем выходе в июне нового студийного альбома группы, получившего символическое название «13».

Итак, обещанное музыкантами нашло свою форму, обрело плоть, а по жилам была пущена кровь. Обложка свежего релиза доказывает возвращение группы, в которое было вложено много сил и трудов. В оформлении сияет горящий номер альбома на фоне ночного неба. По словам художников-иллюстраторов концепт пластинки крёстных отцов метала проникнут языческим влиянием. В данном случае - обрядом сжигания чучела. Фотосъемки были произведены в одной из сельских местностей Великобритании. Для получения более насыщенной атмосферы, дизайнеры пригласили для работы мастера фотографии Джонатана Ноулза. По его словам этот горящий тотем в виде числа «13» был виден на очень большом расстоянии.

Начиная с первого трека «End Of The Beginning», перехватывает дыхание оттого, насколько удачно был произведен этот «живой» отсыл в 1970-е. Голос Оззи по-прежнему богат, силён и полон угрозы. «God Is Dead?» – великолепна, пожалуй, самая проникновенная композиция, где потенциал фронтмена раскрывается на все сто процентов. Примечательно, что на трек был снят видеоряд и он так же проникновенно влияет на зрителя. Музыканты показывают зеркало, в отражении которого можно увидеть отрицательные образы - безумия, смерти, религиозной мании, войны, разрушения. «Zeitgeist» звучит хорошо, одна из самых ярких композиций альбома, но она звучала бы гораздо лучше без намёка на «Planet Caravan». Переменчивая и одновременно притягательная «Damaged Soul» заставляет прочувствовать тот самый дух ранних альбомов. И под занавес можно выделить ещё одну композицию: энергичную, как заводной моторчик, но вместе с тем несколько пессимистичную – «Loner». Действительно, ничего нового, как отмечают многие критики. Но ведь в этом и была изюминка и основная идея релиза – вернуться к традиционным корням и заиграть, как прежде. Возможно, этот ход был своеобразной проверкой прочности всех участников оригинального состава – способны ли те тряхнуть стариной? Но и что с того, что мы это уже проходили – порой легендам прощается всё, потому что они заслуживают этого. Во всяком случае заслуживают как минимум уважения только за то, что создали такой массивный пласт метала и оказали сильнейшие влияние на эволюцию направлений музыки в целом.

А теперь судите сами - первый релиз группы за 35 лет, на котором вместе записались вокалист - Ozzy Osbourne, гитарист - Tony Iommi и басист - Geezer Butler (но на ударных отметился Brad Wilk), разошелся в США тиражом 155 тысяч экземпляров в первую неделю продаж, заняв первую строчку в хит-параде журнала «Billboard». Диск увидел свет 11 июня на Vertigo/Universal Republic. Стоит подчеркнуть, что это первый студийный альбом данного состава группы после «Never Say Die!» (1978 г.).

Классикой не рождаются, классикой становятся. Впитав в себя «от и до» дух прошедших лет, она проверяется временем и становится не только ярким примером для других групп, но и своеобразным эталоном, по которому измеряют дальнейшее формирование тяжёлой музыки. Так вот, альбом «13» уже родился классикой. Эта работа исключительно для фанатов как группы, так и Оззи Осборна. Как бы там ни было - это Black Sabbath и это Ozzy! Лучшее сочетание на свете. Однозначный маст-хэв на все времена.

 

 Black Sabbath - 13

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 sergevin 05-05-2014 13:41

    Оззи в своё время выпустил книжку странных рассказов...

    Учитываю...
  • 2 Eucalypt 20-07-2013 11:29

    А в чем прикол использовать то английское написание имен, то русское?

    И какие темы? О чем песни альбома?

    Учитываю...