DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Самые ужасные мюзиклы

Rocky Horror

У американцев есть такая поговорка: «Если что-то популярно, то из этого уже сделали порно или мюзикл». Ну, может и нет такой поговорки, кто этих американцев знает, но тогда ее стоит придумать, ведь сказанное в ней — чистая правда. Казалось бы, что может быть более далеким друг от друга, чем хоррор и мюзикл… Но нет — этот гибрид оказался вполне жизнеспособным, в нем есть свои шедевры и крепкие середнячки, и просто «раскрученные» попсовые вещицы.

У хоррор-мюзиклов, кстати, любопытные взаимоотношения с кино: одни становились фильмами, как мегакультовый «Рокки Хоррор», другие — наоборот, переносили фильмы на сцену, как знаменитые «Зловещие мертвецы». Словом, движение в обе стороны идет довольно активное и спадать, похоже, не намерено. Да и границы жанров определить довольно сложно: к примеру, легендарный «Плетеный человек» — это что? Просто фильм ужасов с песнями или все-таки мюзикл? К слову сказать, некоторые шедевры жанра технически к хоррору не относятся, но могут напугать другими своими особенностями: к примеру, знающие историю с повесившимся карликом вряд ли смогут прежними глазами посмотреть на «Волшебника Страны Оз». Поэтому все нижеследующее не претендует ни в коей мере на полноту, но представляет собой этаких субъективный хит-парад наиболее заметных явлений жанра.

Самый кинематографичный

«Плетеный человек» — да, скорее, его все-таки стоит считать фильмом с довольно большим количеством песен, чем мюзиклом в строгом смысле слова, но это спорное утверждение. Уберите из фильма музыку — и его настроение непоправимо изменится. Более того, эти песни и их содержание вплетены в сам сюжет: именно послушав детей на лугу наш доблестный полицейский начал медленно закипать от праведного гнева, а ироничное пение Кристофера Ли лишь подогрело страсти — не случись этого, глядишь, и позднее наш страж закона вел бы себя осмотрительнее.

horror musical

Что касается музыки, то она — настоящий памятник своей эпохе, при этом, что парадоксально, умудрившийся его опередить. Молодые ребята, так и не сделавшие потом особой карьеры, написали изумительно мистичные, ядовитые в своей сладковатости песни, которые очень сложно забыть или перепутать с чем-то еще. Чего стоит «Fire Leap», детский хор под флейту, который умудряется звучать не менее зловещее, чем мелодии того же Карпентера. А уж знаменитую «Willow’s Song» и обсуждать странно: эротичная, нежная, но полная такой смутной угрозы и напряжения, что ремикс на эту мелодию (далеко уступающий, кстати, оригиналу) много лет спустя стал зловещим знамением для героев «Хостела». Ну и сама по себе, даже в отрыве от фильма, эта музыка прекрасна: изумительный образчик психоделического фолка, заранее напоминающий грядущие шедевры дарк-фолка, до которого оставались еще десятилетия.

Самый-самый…

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» — наверное, один из первых экспериментов в жанре, до сих пор оставшийся непревзойденным. Хотите испытать неслабый культурный шок? Посмотрите его, попробуйте проникнуться его атмосферой — впрочем, с первого раза оценить его вряд ли получится, это зелье требует привыкания.

С точки зрения сюжета в нем обыгрывается сразу несколько классических сюжетных ходов хоррора: молодая пара, в бурную ночь сбившаяся с пути, заходит «на огонек» в зловещего вида дом — и оказывается среди его обитателей, еще более безумных, чем это можно было предположить по виду их жилища. С другой стороны, сама атмосфера фильма вдохновлялась не только «ужастиками», но и дешевой кинофантастикой пятидесятых годов.

С точки зрения музыки, как и большинство приведенных здесь примеров, это именно мюзикл — здесь нет ни фолковых мотивов, как в вышеупомянутом «Плетеном человеке», ни индустриальных запилов, как в каком-нибудь «Репо: Генетическая опера»… Но зато какие здесь песни! «Science Fiction/Double Feature» — настоящий гимн фанатам культового кино с непередаваемо ехидным вокалом, «The Time Warp» — образцовый «пранк», незабываемо обыгранный в фильме, «Hot Patootie — Bless My Soul» в исполнении не кого иного, как Мит Лоафа, и, наконец, издевательски-нежная «Touch-a, Touch-a, Touch-a, Touch Me», которую поет сама Сьюзен Сарандон.

Лучший существующий вынос мозга, облаченный в прекрасную музыкальную форму, — десятилетия спустя после своего создания этот мюзикл продолжает шокировать и влюблять в себя.

Самый дерзкий

horror musical

Есть подозрение, что идея этого мюзикла родилась из пари на тему «Самый малоподходящий материал для мюзикла». Предельно кровавые, жуткие и, одновременно, безумно смешные «Зловещие мертвецы» — и вдруг их герои начнут петь и плясать? Тем не менее фокус удался — и по всем фронтам. Сюжет сохранился более или менее тем же: группа молодежи приезжает в хижину в лесах и там сталкивается с демонами, способными пробуждать мертвецов. Кровавость ничуть не уменьшилась: при покупке билетов предупреждают, что если вы сидите в первых рядах, то вас может залить потоками «крови». Поэтому фанаты надевают белые майки — чтобы оставить сувенир на память. Еще одним составляющим успеха стали тексты: дерзкие, остроумные, не стесняющиеся нарушать приличия. Одна из песен так и называется, между прочим: «What The Fuck Was That?». В другой арии Эш, размышляя, можно ли покончить с бывшими приятелями, ставшими зомби, между делом отмечает: «Но убивать коллег по работе — против политики компании». Есть замечательная песня от лица проходного персонажа, которого убивают «в каждом подобном хорроре» — словом, текст здесь не уступает музыке, которая тоже достаточно хороша — три-четыре хита здесь найти можно не напрягаясь.

Любопытно, что на самом деле это не единственная подобная «мюзиклоизация»: подобной процедуре были подвергнуты, например, «Реаниматор» и «Ядовитый мститель» незабвенной студии «Трома».

Самый известный

horror musical

Тут, полагаю, даже и спорить не о чем: если спросить обычного прохожего, какой хоррор-мюзикл он знает, то если он вообще назовет хоть какой-то, с большой долей вероятности это будет «Призрак Оперы».

Про это произведение ходит известная шутка: а «Призрак» — самое готичное из попсовых произведений или самое попсовое из готичных? Заглавную тему из нее (ту самую, которую якобы сперли у Pink Floyd) слышал, кажется, даже глухой от рождения. Есть в мюзикле и еще несколько прекрасных запоминающихся мелодий, хотя, по большому счету, по части дерзости, цельности и даже по количеству хитов он изрядно уступает более раннему творению Уэббера — «Иисус Христос суперзвезда». Тем не менее произведение весьма достойное и, безусловно, стоит ознакомления. Надо иметь в виду, что фильм Джоэля Шумахера, безусловно, воспринимать несколько проще за счет «картинки», но в музыкальном плане он уступает классической аудиозаписи этого мюзикла.

Словом, при всей парадоксальности определения «хоррор-мюзикл», жанр это довольно востребованный — помимо перечисленного был, например, не слишком удачный французский «Дракула», был «Суинни Тодд» с Джонни Деппом — экранный вариант крайне известного мюзикла, не снискавший, впрочем, особой популярности.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 БАНК 26-11-2018 11:29

    "Иисус Христос — суперзвезда", конечно, не хоррор, но финальная сцена неизменно делается жуткой, с натурализмом, кровью и страданиями.

    Учитываю...