ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Слон / Elephant

США, 2003

Жанр: триллер, драма, криминал

Режиссер: Гас Ван Сент

Сценарий: Гас Ван Сент

В ролях: Алекс Фрост, Эрик Дойлен, Джон Робинсон, Элиас МакКоннелл

Похожие фильмы:

  • «Класс» (2007)
  • «Все умрут, а я останусь» (2008)

Слон 

20 апреля 1999 года, примерно в 11 часов 18 минут, Эрик Харрис и Дилан Клиболд – старшеклассники школы «Колумбайн» штата Колорадо – начали стрельбу по своим товарищам и учителям. Подростки долго готовились к этому дню. Они разработали подробный план действий, изготовили несколько взрывных устройств и разместили их в разных частях школы и на парковке. Из оружия у парней были ружья 12-го калибра, карабин, полуавтоматический пистолет и куча патронов. В тот день в стенах школы царили хаос, страх и смерть. Примерно за час молодым людям удалось отправить на тот свет 13 человек и ранить еще 24. Теракт завершился финальным аккордом – выстрелами в собственные головы. Эти кровавые события послужили основой для фильма «Слон».

Режиссер картины Гас Ван Сент прославился, в первую очередь, на ниве авторского кино. После первых лучей славы и слов признания в его карьере был, если можно так выразиться, «чисто голливудский период», и затем вновь возвращение к авторскому видению. В то время и появилась трилогия о смерти или трилогия об одиночестве (кому как больше нравится), состоящая из фильмов: «Джерри», «Слон» и «Последние дни».

Слон

Изначально «Слон» задумывался как документальный фильм для телевидения, но в силу обстоятельств проект вырос в другой плоскости. По манере подачи, приемам съемки и построению сюжета – это чистокровный артхаус. Отдельные критики даже обвиняли Ван Сента в том, что с помощью «Слона» режиссер хочет вернуть себе позабытые обществом лавры независимого автора, и что «Слон» – это, скорее, арт-проект, нежели полноценный художественный фильм. Тем не менее, это нисколько не помешало картине получить «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, а самому Гасу удостоиться награды за лучшую режиссуру. К слову, в родных Штатах «Слон» не получил такого широкого признания, да и окупился только благодаря мировому прокату.

Трагедия в «Колумбайне» передается нам глазами обычных школьников. Элиас увлекается фотографией и пришел в школу, чтобы проявить снимки, Мишель заглянула в библиотеку, Акадия пришла на заседание Альянса геев и гетеросексуалов. Школа, как большой муравейник, живет своей жизнью. Привычными тропами ученики спешат по делам – важным и не очень. И никому невдомек, что смерть в облике двух их одноклассников, одетых в камуфляж, уже совсем близко.

Слон

Ван Сент очень постарался, чтобы передать непринужденную и максимально реалистичную обстановку обычного школьного дня. В фильме нет никаких спецэффектов, сложных съемок и хитрого монтажа. Большую часть времени мы просто ходим по коридорам и улице вслед за героями фильма. Затяжные планы порождают эффект присутствия, отвешивают поклон Андрею Тарковскому и в то же время невольно создают впечатление, что мы играем в очередную часть GTA. На главные роли режиссер взял обычных подростков, самых настоящих школьников без какого-либо актерского опыта, и поставил перед ними сверхзадачу – играть самих себя. И никто не подкачал. Все справились, а некоторые благодаря «Слону» открыли себе дорогу в профессиональную киноиндустрию.

Вопреки фундаментальным требованиям драматургии, мы не увидим ни развития персонажей и их характеров, ни классической схемы «завязка конфликта – нагнетание – кульминация – финал». Фундамент в виде основного конфликта (двое парней против общества) заложен где-то вне рамок кадра, он существует априори, и об этом нужно помнить, усаживаясь за просмотр картины. Мы видим лишь последствия. Последний день из жизни ребят. Многие ругали и критиковали Ван Сента именно за этот подход к созданию фильма. Мол, автор не удосужился объяснить причины поступка убийц, не выдал свою версию событий. Да, с одной стороны, это, как минимум, обидно. Ведь зрителю всегда хочется ответов, если не однозначных, то хотя бы туманных.

Слон

В реальной истории 1999 года подлинных мотивов, толкнувших Харриса и Клиболда на жуткую бойню, установить не удалось. Многие пытались объяснить зло, зародившееся в неокрепших детских умах и душах пагубным влиянием компьютерных игр, агрессивной музыки, психотропных лекарственных средств и даже простым помешательством. На кое-что из этого списка Ван Сент сделал достаточно явные намеки в фильме, но в целом оставил свое «ИМХО» при себе. В данном случае его задача, кажется, заключалась в достоверности и практически документальном воспроизведении, чтобы зритель сам нашел разгадку. Может быть, свою личную. Ведь в реальной жизни получить ответы из разнесенных выстрелом голов невозможно. А значит, любое предположение будет всего лишь предположением.

Фильм неоднороден по своей структуре: иногда мы перескакиваем из «последнего дня школы» в другой более ранний день, но ненадолго. Также в картине есть сцена, которая повторяется трижды, всякий раз глазами другого героя. Бойня в школьных стенах занимает меньшую часть экранного времени – последние 10-15 минут. И это не экшен, но напряженное и волнительное зрелище. По каким-то причинам здесь режиссер позволил себе вольность и в некоторых местах отошел от реальных событий.

В «Слоне» вы не увидите жутких картин убийств или насилия, даже кровь и та мельком. Но фильм Гаса Ван Сента пугает по-настоящему. Пугает своей правдивостью, отсутствием наигранности, реальной основой и осознанием того, что бомба замедленного действия, может быть, уже тикает где-то рядом с нами. И одному Богу известно, где и когда она взорвется.

Слон

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх