ССК 2018

Сью Коу: Хоррор в зеркале реальности

Работы британской художницы Сью Коу — это не «исторический хоррор». В её картинах и рисунках история человечества предстает как некий кошмар, некая травма, катастрофа. Крушение корабля дураков. Человек, жестоко эксплуатирующий животных; человек, убивающий себе подобных; человек, превращающий сам себя в раба… Картины этой художницы мрачны и экспрессивны, но таят в себе не агрессию, а боль.

Сью Коу родилась в 1951 году в Великобритании, в графстве Стаффордшир. Сью — художник и иллюстратор, чаще всего она работает в технике графического рисунка, а также занимается печатной графикой, создавая иллюстрированные книги-комиксы. На сегодняшний день Сью – одна из самых известных художниц-активистов. Существует не так много художников социально-политической направленности, которые заслужили такое же признание, как Сью Коу. И в первую очередь, речь идет не о галерейном или коммерческом успехе, хотя работы Сью выставлены во многих известных музеях мира.

Детство и годы юности, безусловно, оказали заметное влияние на творчество Сью. Будущая художница выросла в доме, по соседству с которым находились скотобойня и свиноферма, а в нескольких милях был расположен Сент-Джордж Хилл, богатейшее местечко с эксклюзивным гольф-клубом. Близость таких, казалось бы, контрастных мест с детства заставила Сью задуматься о том, как устроен этот мир. Не являются ли такие разные его проявления элементами одной системы. Сью росла в период послевоенного возрождения Англии. Среди её детских воспоминаний — прогулки по изуродованным бомбами улицам, с воронками от взрывов и разрушенными зданиями. Дети играли на разбомбленных дорогах, лазили в заброшенные бомбоубежища… «Я жила среди вещественных памятников войны и среди невинных созданий, обреченных на смерть. Это был идеальный инкубатор для формирования творческих замыслов», – вспоминает Сью.

В детстве она своими глазами видела, как животных вели из хлева, с фермы, на бойню. Каждый день она слышала грохот цепей и крики животных с часа ночи до четырех часов утра. Именно тогда зародился острый интерес Сью к скотобойням, в частности, к проблеме эксплуатации животных в целом. Это мир, который существует всегда внутри нашей повседневности, но скрытый от глаз. Его «как бы нет», но в то же время он есть, он здесь, буквально за углом, но люди просто стараются не замечать его. Конечно, большинство работ Сью можно рассматривать, принимая во внимание специфический опыт её ранних лет жизни, однако не стоит делать на этом акцент, ибо не каждый, кто вырос возле скотобойни или в послевоенном городке, становится художником-активистом.

Сью всегда хотела стать художницей, но долгое время сомневалась, что это возможно. В возрасте 16 лет она работала машинисткой в конторе, затем работала на фабрике на конвейере упаковывала конфеты. Её родители имели некоторую предрасположенность к творчеству и научили дочь ценить и понимать ремесло. Первые художественные впечатления Сью почерпнула из печатных изданий: комиксы в ежедневных газетках, политические карикатуры на страницах журналов.

Сью посчастливилось попасть в Королевский Колледж Искусств в Лондоне, она поступила туда бесплатно благодаря политике лейбористской партии, поощрявшей образование для выходцев из рабочих семей. В Колледже  Сью приобрела и развила те навыки и мастерство, благодаря которым в дальнейшем смогла получить работу в Америке. В студенческие годы Сью принимала участие в забастовках и демонстрациях. Сильное впечатление на будущую художницу произвел визит Йоко Оно, а позднее Колледж посещали и некоторые другие художники, чьи работы имели политический контекст.

В 1972 году двадцатилетняя Сью Коу решается на серьезный поступок, переезжает в США, в Нью-Йорк. Ища работу, Сью просто пришла в офис «Нью-Йорк Таймс» и оставила там свое портфолио. Этого оказалось достаточно, чтобы её приняли. В семидесятые годы Сью участвовала в «Мастерской народного искусства», сообществе художников-добровольцев, преподавала в Школе изобразительного искусства и продавала политические иллюстрации. Она зарекомендовала себя талантливым и разносторонним художником: карандашная графика, живопись, литографии и гравюры. Постепенно рисунки Сью стали появляться не только в многотиражных газетах, но и в таких изданиях, как «New Yorker», «Village Voice», «Newsweek», «Rolling Stone» и многих других. Тематика её работ всегда была остросоциальной: СПИД, войны, апартеид, социальная несправедливость.

К середине восьмидесятых Сью сконцентрировала своё внимание на тяжелом положении животных, эксплуатируемых человеческим обществом. В течение нескольких лет она изучала данную проблему, посещая скотобойни и инкубаторы в разных городах США. За время этих поездок художница повидала действительно много страшных вещей, которые оставили неизгладимое впечатление. Это подтолкнуло Сью на создание серии рисунков под названием «Свинополис», за которой последовала иллюстрированная книга «Мёртвое мясо», а затем и другие серии о жестоком обращении с животными – «Пит: трагическая история взлета и падения вивисектора», «Sheep of Fools» (sheep – овца, ship – корабль, игра слов в английском языке). На одной из картин Сью написано: «Если бы животные верили в Бога, их дьявол выглядел бы как человек».

Для Сью очень важен личный опыт. Она считает, что творчество должно базироваться на наблюдении, и художник должен изучать волнующую его тему. Поэтому Сью всегда была близка репортажная работа, она стремилась отражать действительность максимально точно. При этом её произведения едва ли можно (да и есть ли в этом смысл) назвать реалистичными. Посыл, заключенный в её работах, сам определяет форму, а не наоборот. Тематика её работ сложна и страшна, картины и рисунки могут шокировать, но этот шок подобен греческой трагедии. Это не ужасы ради развлечения, не для того, чтобы «пощекотать нервы». Ужас в её работах гипнотизирует: художница хочет достучаться до каждого, заставить зрителя задуматься, а для этого его надо заставить для начала остановиться – сперва перед картиной и тогда уже, возможно, перед проблемой. Картины Сью Коу не столько воздействуют на воображение, на наши страхи или фантазии, сколько стремятся затронуть нашу совесть. Это хоррор в зеркале реальности, или реальность в зеркале хоррора.

Кроме прочего картины для Сью – это памятники, своего рода фотоснимки памяти, зарисовки с мест событий. Рисунки художницы – это одновременно и произведения искусства, и высказывания, и её память. Многие животные на картинах Сью – реальные, виденные ею на самом деле.В середине девяностых Сью создала серию портретов больных, умиравших от СПИДА. Художница уверена, что если люди или животные, или даже просто моменты жизни остаются запечатленными посредством искусства – они уже не забыты, они уже в памяти.

Сью как-то сказала: «Я рисую для репродукций, копий, для широких масс, для миллионов людей, которые читают газеты и журналы, а не для тех избранных, кто посещает картинные галереи». Тем не менее, картины Сью Коу сегодня выставлены в музеях по всему миру, включая нью-йоркский Метрополитен, Смитсоновский музей американского искусства и музей современного искусства в Оксфорде. Чаще всего Сью представляет нью-йоркская галерея Сент-Этьен, работавшая ранее с Кэт Коллвиц, одной из художниц, которых Сью называет в числе своих любимых. Зачастую средства от продажи своих работ Сью направляет на благотворительность, в частности на помощь животным.

Сейчас Сью Коу 64 года. Говорят, она по-прежнему живет в Америке, в лесу, в небольшом домике, использует солнечную энергию и является строгой вегетарианкой. И наверняка она продолжает работать: создает новые рисунки и борется посредством своих картин с проблемами нашего непростого мира.

Портрет художницы за авторством Роберта Шетерли (Robert Shetterly)

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх