DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Старое доброе ультранасилие

Заводной апельсин / A Clockwork Orange

Великобритания, США, 1971

Жанр: фантастика, «черная» комедия, мистика

Режиссёр: Стэнли Кубрик

Сценарий: Стэнли Кубрик, Энтони Бёрджесс

В ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк

Похожие фильмы:

  • «Забавные игры» (1997)
  • «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Заводной апельсин 

Война во Вьетнаме, студенческие бунты во Франции и Италии, теракты ИРА (ИРА – Ирландская республиканская армия – ирландская военизированная группировка, целью которой является достижение полной независимости Северной Ирландии от Соединённого Королевства – прим. ред.) – всё это было реальным фоном, окружавшим в 1971 году премьеру нового фильма Стэнли Кубрика, снятого по роману «Заводной апельсин» английского писателя Энтони Бёрджесса. Тема насилия и жестокости молодого поколения витала в воздухе, ей был пропитан каждый день на протяжении вот уже нескольких лет, но Голливуд продолжает клепать вестерны с Клинтом Иствудом и комедии Вуди Аллена, а главными фильмами 1971 года становятся «Скрипач на крыше» и «Французский связной». Провокационный, жестокий, преисполненный перфекционизмом формы и резкостью содержания, «Заводной апельсин» снискал культовую славу, стал самым кассовым фильмом Кубрика, но не получил ни единой кинонаграды.

Юный Алекс – злостный прогульщик, любимый сын и глава подростковой банды, отличающейся жестокими преступлениями, которые парни совершают не из жажды наживы, а ради самого «ультранасилия», коим упиваются, как наркотиком. Будучи подставленным своими друзьями, Алекс, во время очередного налёта случайно убивший женщину, попадает в тюрьму, откуда после двух лет заключения правительство забирает его для новой программы «перевоспитания», в ходе которого он должен начать испытывать отвращение к любым формам насилия...

Заводной апельсин

Хотя «Заводной апельсин» – это антиутопия, действие которой происходит в неопределённом будущем, Стэнли Кубрик сумел несколькими яркими деталями связать происходящее на экране с окружающей его современностью, благодаря чему зрители максимально остро прочувствовали содержание картины. Тут и британские неонацисты, и высадка человека на Луну, и любовь кинозрителей к добрым голливудским мюзиклам, и засилье в искусстве поп-арта с его причудливыми скульптурами и порой весьма неоднозначными картинами, и многое другое, вплоть до появления в кадре пластинки с саундтреком к фильму «Космическая одиссея 2001». Сам Бёрджесс неоднократно говорил, что сцена изнасилования жены писателя – вещь биографичная, и в книге появилась потому, что его собственную супругу некогда изнасиловали четыре американских солдата. Но в контексте произошедшего за десятилетие между написанием романа и выходом фильма, сцена в «Доме» стала восприниматься иначе: за экранным издевательством над женой известного писателя, работающего над романом «Заводной апельсин», видны отсылки к убийству жены Романа Полански, актрисы Шэрон Тейт, ставшему делом рук коммуны «Семья» Чарльза Мэнсона. «Ультранасилие», о котором так много говорят на экране, оказалось не где-то там, в вымышленном художественном мире, а прямо под носом у тех, кто предпочитает до последнего прятать голову в песок, напевая песни из «Поющих под дождём», и делать вид, что всё в порядке, хотя окружающий мир уже давно превратился в тот самый «заводной апельсин», а дом и семья перестали быть оплотами безопасности.

Заводной апельсин

Насилие до сих пор принято маргинализировать, мол, чужой болью и страхами упиваются либо клоун Пеннивайз из канализации захолустного городка, либо психически нездоровые люди из низших слоёв общества. Кубрик же в своей картине в качестве абсолютного зла представил весьма неглупого подростка, увлекающегося классической музыкой. По его мнению, интеллектуальность, эстетика и насилие вполне могут пересекаться в одной точке, а человек, тонко чувствующий прекрасное, способен находить его даже в ужасающих вещах, и это не выдумка «больного на голову» творца, а вполне реальное явление. В качестве поддержки режиссёр подгружает «тяжёлую артиллерию» в виде хроникальных кадров времён Третьего рейха, саундтреком к которым является «Симфония № 9», заставляющая сердце главного героя биться чаще. Как не было выбора у солдат Третьего рейха, что отправлялись воевать, будучи винтиками огромной тоталитарной машины, которая наполнила их головы человеконенавистнической идеологией, так в конце концов его лишается и Алекс, человек «дивного нового мира», где зло искореняется радикально и на корню примерно теми же методами, коими в пятидесятые годы двадцатого века в США и Англии «лечили» гомосексуальность. Но лишая человека выбора, каким ему быть, общество оставляет ему только одно право – не быть вовсе.

Не секрет, что основой для сценария, написанного Стэнли Кубриком, стал вариант издания романа без последней главы, по сюжету которой Алекс должен был стать законопослушным гражданином, повзрослевшим и понявшим, что его прошлые поступки были неправильными. Но в мире «старого доброго ультранасилия» такой финал стал бы наглой ложью, нужной лишь для того, чтобы зритель крепче спал после просмотра. Слезть с иглы «ультранасилия» невозможно, даже испытав его на собственной шкуре, и для героя есть только один путь – своеобразное «экстранасилие», в котором он будет наслаждаться действом не изнутри, как исполнитель, а снаружи, как политикан-провокатор, создавший все условия для того, чтобы подобные явления существовали.

Заводной апельсин

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)