DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Страшные секты русской земли. Голбешники

Голбешники, или бегуны — разновидность беспоповского старообрядческого согласия, не признающего церковную и государственную власть. Они называли Петра Великого Антихристом, а Российскую империю — миром греха. Разобщение в рядах сектантов привело к их делению на малые группы, среди которых появлялись радикальные направления, не брезгующие кровавыми ритуалами, похищениями и убийствами людей. В состав культистов нередко входили бывшие заключенные, убийцы, насильники и воры, что превращало радикальные направления бегунов в группировки богобоязненных содомитов.

//darkermagazine.ru/uploads/beguny.-foto-1_.png

История возникновения

Предпосылкой к появлению старообрядцев стал церковный раскол РПЦ (Русской православной церкви), начавшийся в 1650-х годах в Москве после реформы патриарха Никона. Поддерживал эту реформу и действующий царь Алексей Михайлович. Изменить предлагалось обряды и тексты богослужебных книг, чтобы привести их к единой норме с греческими Писаниями.

Противников реформы (старообрядцев) на Московском соборе 1656 года и Большом Московском соборе 1666–1667 годов признали еретиками и предали анафеме (изгнанию). Отсюда появились множества старообрядческих групп, разделившихся на разные согласия.

Здесь стоит сразу обозначить разницу между еретиками и раскольниками. Первые отрекались, а чаще изгонялись из церкви ввиду разногласий в основных догмах. Вторые же представляли собой отдельные организации, сохранявшие догмы, утвержденные РПЦ, но придерживающиеся собственных взглядов, например на обряды.

Отношения между официальной церковью и старообрядцами были именно еретическими еще до 1656 года. В среде же самих староверов начали возникать согласия — объединенные группы христиан, придерживающихся разных взглядов на вероучительные и обрядовые практики.

Для того чтобы понять историю бегунов, нужно обратить внимание на Филипповское согласие, которое возникло как беспоповская организация старообрядцев в 1737 году. Первые филипповцы вышли из Выговской общины поморцев, объединившись вокруг одного из старцев, Филиппа. В 1742 году выговцы, узнав, что их бывший старец собрал новое согласие, начали звать его обратно. Филипп ответил резким отказом, из-за чего первые пришли на того с войском. Отказавшись сдаваться, дабы не посрамить свою веру, Филипп и семьдесят последователей его учения сожгли себя на глазах выговцев. Ещё до момента самосожжения филипповцы считались радикальной общиной из-за непринятия института брака, ритуала венчания и отказов молиться за царя. Тем самым они отрицали власть церковную и государственную.

После самоубийства Филиппа община продолжила свое существование. В 1766 году из нее выделяется странническое согласие. Предшествовало этому изменение политики государства по отношению к старообрядцам. Теперь еретическое крыло признавалось раскольническим и могло официально существовать отдельно от церкви. Это право разделило староверов на три лагеря: хотевших записаться в раскол («записных»), скрывших за взятку попам свою принадлежность к старообрядчеству и «странников», что предпочли нелегальное положение.

//darkermagazine.ru/uploads/beguny.-foto-2_.jpg

В среде «странников» и начало назревать еретическое отношение к остальным двум группам. Они говорили, что те, кто вступил в сговор с государством и церковью, должны каяться и нести епитимии. Нелегалы считали, что нельзя поддерживать истинную церковь, идя на поводу у Антихриста, которого видели в царе. Нужно скрываться от пособников лжемессии и его грешных творений. Одним из ярых сторонников этой идеи был старовер Андреян, но, к сожалению, сведений о нем сохранилось мало.

Однако чуть позже идеи «странников» развил некий Евфимий, живший среди филипповцев. По одной из версий, раньше он был военным человеком, верой и правдой служившим царю, но, проникнувшись идеями старообрядцев, дезертировал. Укрепиться в убеждениях ему помогли 39 вопросов, которые он отправил московским старцам-филипповцам, но так и не получил ответа.

Отправной точкой идей общины бегунов стало беспоповское учение о воцарении Антихриста. Лжепророка Евфимий видел в императоре Петре I, он также указал на антихриста в лице нынешних и будущих правителей, как преемников Петра и исполнителей его грешной воли.

«Апокалипсичный зверь — есть царская власть, икона его — власть гражданская, тело его — власть духовная».

Единственным спасением для истинно верующих старец видел скрытный образ жизни и вечные скитания. Чтобы вступить в «брань» с Антихристом, нужно было порвать все связи с обществом, не бороться открыто, но уклоняться от всех гражданских повинностей: не платить налоги, не состоять на учете где-либо, не иметь паспорта, не принимать присяги. Каждый, кто вступил на тропу войны, обязан был принять новое крещение. А крестить себя нужно было самому, так как только в этом случае человек сможет быть уверен, что его не крестит грешник во славу Сатане. РПЦ была признана Евфимием еретической и опасной для души. Процесс венчания и сам брак тоже были под запретом. Однако то, что в стандартном православии призвалось блудом, в среде голбешников не порицалось. Считалось достаточным искренне раскаяться в содеянном и помолиться, чтобы Бог простил прелюбодеяния. Евфимий как старец следовал своим заветам и всегда появлялся на публике с любовницей Ириной Федоровной. У других же старцев могло быть несколько наложниц, которых они не скрывали.

Идеи, основанные на учении Филиппа, конечно же, нашли отклик в сердцах филипповцев, которые примыкали к Евфимию большими группами, создав первую общину бегунов. К концу правления Екатерины II их было не особо много. Голбешников можно было встретить в Ярославской, Олонецкой, Владимирской и Костромской губерниях. Но уже к концу XIX века они появились на Урале, а далее заполонили всю Сибирь.

В 1792 году Евфимий умирает, и в среде бегунов начинаются междоусобицы. В течение следующих десяти лет секта реформировалась и приобрела новые положения. Сектанты разделились на две группы. Одни жили в домах и вели хозяйство, а другие прятались у них в подполе и посвящали себя только служению. Такая форма веры получила название «жиловое странничество». Последователей Евфимия стали называть голбешниками именно тогда, в честь голбца — чулана в избе, который скрывал проход в подпол (нижний голбец). Обычно в этой подсобке хранились припасы. В нижнем голбце сектанты устанавливали клетки для пришедших к ним бегунов. Путешествующие голбешники сновали от одного дома к другому, принося домашним сектантам большое количество денег, собранных как подаяния. Но деньги портили людей, и в среде верующих начали появляться обманщики, но это же чуть позже создало новый раскол и торговое согласие в среде бегунов.

//darkermagazine.ru/uploads/beguny.-foto-3_.jpg

В 1854 году в Ярославской губернии по приказу императора бегуны были признаны «вредной сектой». Для пресечения их деятельности разрешили использовать гражданские и церковные меры. Это повлекло за собой множество предательств в среде голбешников. К тому же часть старцев и проповедников при аресте с легким сердцем отрекались от общины и присоединялись к церкви.

В XX веке секта пополнилась большим количеством дезертиров и беглых каторжников, насильников, убийц и разбойников. В учении начали появляться новые положения. Например, бегун старец Никита Семёнов утверждал, что крест, который несут голбешники, важнее и тяжелее креста Иисуса. Не имея единого вдохновителя, внутри секты начали формироваться религиозные группы: подпольщики, скрытники, пустынники, федоренцы, беловерцы. Различались они лишь обрядами и ритуалами, при этом считали друг друга еретиками и отступниками. Но самое страшное течение появилось в Пермской губернии. Там обосновались красноверы, которые добавили к своей вере извращенные языческие обряды славян и скандинавов.

Смерть меняет балахон на красный

Визитной карточкой красноверов стал ритуал удушения. В статье «Красная смерть» Евгения Гагарина пишет, что некоторые сектанты решали добровольно уйти из жизни. Бегун, принявший такое решение, сообщал о нем собратьям на совете. Неотступность была главным фактором для разрешения. После того как все члены собрания убеждались в том, что один из них решил умереть, они уводили его в избу, клали на лавку, а рядом с ним сидел другой сектант, непрерывно читавший псалмы. Когда наступало назначенное время, из подпола выходил самый сильный член секты с подушкой в руках, одетый в красную рубаху. Он подходил к спящему человеку, клал ему подушку на лицо, а сам садился сверху и не вставал, пока лежащий не переставал хоть как-то сопротивляться. Всё это время чтение псалмов не прекращалось. Бывало и так, что в избу заходила целая группа единоверцев. Они не прекращали петь песни и читать псалмы до первых солнечных лучей. Можно представить, насколько жуткой была картина. За такой способ умерщвления красноверов прозвали красносмертниками.

//darkermagazine.ru/uploads/beguny.-foto-4_.jpg

В других местах существовали другие, гораздо более страшные обряды. Про сектантов-душителей в селе Нижний Тембай известно довольно мало. Но некоторые жители вспоминали, что красноверы, живущие в лесу, раз в год причащались человеческой кровью. Для церемонии жертвоприношения они похищали девушку или маленького ребенка. Во время ритуала кололи пленника ритуальными ножами, пока тот не истекал кровью. Использованное тело оставляли в лесу, предварительно изуродовав, чтобы выдать все за нападение дикого зверя.

В селе Уральское Чайковского района голбешники, кроме всего перечисленного, закапывали людей заживо. Такой обряд назывался «перекрестием». Когда человек тяжело заболевал, его клали в могилу и забрасывали землей, хором напевая псалмы и поздравления с крещением для следующей жизни.

//darkermagazine.ru/uploads/beguny.-foto-5_.jpg

Постоянно путешествующие бегуны не любили возиться с детьми. Сразу после рождения ребенка могли задушить, закопать заживо, зарезать или заморить голодом. Бывало, что детей просто выкидывали в безлюдном месте, не забыв предварительно провести обряд крещения по всем правилам. Причем место выбиралось наверняка, чтобы никто не мог спасти ребенка. В случае, если бегуны жили в подполе и у них рождался ребенок, они сжигали его в печи заживо, набив малышу чем-нибудь рот, чтобы никто не услышал криков. Сжигание в печи считалось обрядом жертвоприношения Богу.

Многие исследователи раскольнических сект говорили, что суровый нрав их участников формировался в результате постоянных гонений со стороны народа, власти и церкви. Но даже когда преследования голбешников прекратились, они не перестали проводить кровавые обряды и похищать детей. Взглянув на путь этой секты, можно с уверенностью сказать, что для вырождения пусть и специфичных, но все-таки христианских идей, понадобились децентрализация власти и формирование основной массы тех же красноверов из преступников, а возможно, и психически больных людей, что превратило некоторые ответвления бегунов в кровавые культы, далекие от Бога.

Окончанием активной деятельности голбешников стали события XX века. Кого-то поймали и расстреляли красные, кто-то отправился на поля мировых войн и сгинул там, кого-то оправили в лагеря. Общины бегунов существуют и сегодня, однако это малочисленные, довольно пассивные, разрозненные группы, скрывающиеся в глухих местах Сибири и Урала.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 alarmer 07-11-2023 02:27

    Готовый сюжет для фильма ужасов, подражать так подражать америке. Ехали, ехали по Уралу или Сибири выпускники журфака МГУ, да свернули не туда...

    Учитываю...