DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Суси и тайфун в одном флаконе

Sushi Typhoon – японская киностудия, снимающая кровавые, циничные и безумно смешные «малобюджетки», в основном – ужасы и фантастику, которые выглядят весьма отмороженными даже по меркам японского кино. При этом среди творцов, работающих на студии, есть как признанные классики артхауса, так и… бывшие режиссеры порно. Совершенно безумного порно, впрочем. Эффект от появления их фильмов был настолько велик, что словосочетание «суси тайфун» превратилось в имя нарицательное, своего рода определение жанра. Это специфический японский подвид сплаттера, и сегодня мы поговорим именно о поджанре в целом, а не о фильмах той или иной студии.

Sushi Typhoon 

Отдаленные предки

Для большинства любителей фантастики и ужасов японское кино – либо стройные ряды Годзилл в обнимку с Мотрами и Бартами, либо не менее впечатляющая армия Дохлых Девочек с длинными волосами. И да, в Стране Восходящего Солнца обе традиции крайне популярны, они могут похвастаться впечатляющими картинами, но сегодня мы поведем речь о более радикально настроенных творцах. Сюрреалистические и жуткие фильмы снимались в Японии с давних времен: «Ад» (Jugoku, 1960) неизбежно входит во все жанровые списки. Это история о моральных терзаниях и сошествии в ад, в буквальном смысле слова, причем снятая весьма впечатляюще даже без скидки на возраст. Нельзя не упомянуть и «Дом» Нобухико Обаяси, историю о школьницах, которые пошли навестить бабушку – возможно, это один из самых психоделических и галлюцинаторных фильмов в истории кино.

В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века было снято немало кровавых и впечатляющих фильмов, вроде знаменитой серии «Подопытная свинка», которую многие считали образцом настоящего снаффа. Не менее скандальная слава окутала и гораздо менее распространенный цикл «Потерянный рай» (Shitsurakuen), в котором последовательно и подробно демонстрируется обряд харакири. Причем один из фильмов серии поставил, как режиссер и снабдил саундтреком не кто иной, как Массами Акита, более известный по музыкальному проекту Merzbow.

Sushi Typhoon

Артхаус, слетевший с катушек

Еще в трейлерах, объявивших о создании студии «Суси Тайфун», ее главой назывался режиссер, которого одни называют бездарем и кинографоманом, другие превозносят как гения… Он играл камео в «Хостеле» Илая Рота, сотрудничал с Квентином Тарантино и уже много лет подряд выпускает по несколько фильмов в год, в самых разных жанрах. Это Такаси Миике, многие фильмы которого технически не относятся к хоррору, но впечатляют даже бывалого фаната… Уже на первых минутах его знаменитого «Живым или мертвым» под впечатляюще напористый панк персонажу простреливают живот – и непереваренная лапша летит прямо в объектив камеры. В его «Ичи Убийца» героя подвешивают на крючьях, а «Изо» – и вовсе непрерывная демонстрация резни, даром, что сам фильм – изысканная философская притча.

Имел отношение к этой студии и другой титан японского кино – Сион Соно, любимец фестивальной критики, отметившийся созданием нескольких впечатляющих ужастиков. Его «Клуб самоубийц», к примеру, как раз и демонстрирует ту смесь черного юмора, хоррора и безумного сюжета, которая принесет чуть позже успех его молодым коллегам. По Японии, как мы узнаем в самом начале фильма, прокатилась эпидемия самоубийств, и сперва казалось, что это никак не связанные случаи… Чтобы понять всю прелесть этого фильма, а заодно и его эстетику, достаточно посмотреть сцену на крыше школы, которая вышла одновременно жуткой, временами даже мерзкой, но и безумно смешной. Правда, к сожалению, режиссера погубило стремление обрисовать некую свою философию и, простите за выражение, идею – причем сделал он это явно в ущерб истории. Впрочем, некоторые наоборот считают наличие некоей несложной «интеллектуальной» подоплеки достоинством, которое отличает творение их кумира от «ужастиков для простого быдла». Отмечу только, что далеко не все фильмы Соно – хорроры, но недавно он отметился с еще одним: фильм «Догонялки со смертью» был крайне вольным римейком фантастического боевика, выходившего за несколько лет до того. И как раз эта лента отчетливо напоминает фильмы «Суси Тайфун» – достаточно посмотреть на резню в школьном автобусе в самом начале ленты. Нельзя не отметить и то, что философская подоплека в фильме снова есть, но подана она гораздо аккуратнее.

Sushi Typhoon

Концентрат японского безумия

Собственно, как раз с таких хорроров Сиона Соно, как «Клуб самоубийц», «Обеденный столик Норико» и «Странный цирк», по-видимому, и началась настоящая история «Суси Тайфун». Дело в том, что спецэффектами в этих фильмах занимался Ёсихиро Нисимура, один из будущих столпов этого «направления». Видимо, эта работа и стала для него трамплином в собственные проекты.

По сути, феномен «Суси Тайфуна» основан на гениальной в своей простоте идее: если японское кино итак считают безумным и кровавым, то давайте доведем эту идею до абсурда, так сказать «переяпоним Японию».

Если говорить о Нисимура, то его лучшим фильмом считается «Токийская полиция крови» – мрачный фильм ужасов с кибер-панковским оттенком, временами напоминающий аж Дэвида Кроненберга. Речь в фильме идет об одной из самых любимых тем всей этой волны японского хоррора: мутации, генетические изменения, оружие, вырастающее из человеческого тела… Странный, но завораживающий фильм. Если вам захочется чего-то в том же духе, но более легковесного, то к вашим услугам «Девочка-вампир против Девочки-Франкенштейна»: эта картина Нисимуры нашумела настолько, что побывала даже в отечественном прокате, не часто балующем нас японщиной. По сути, это обычная «школьная» комедия, в которой две девочки не поделили местного красавца, вот только одна из них – вампир, а у другой папа-исследователь, сторонник методики доктора Франкенштейна. Так что красотки будут выяснять отношения не самыми ортодоксальными методами: к примеру, одна из героинь будет летать… на отрубленной руке, прикрепленной к ее макушке. А еще у него есть «Адский драйвер» – уморительный и кровавый фильм о зомби-эпидемии и отряде смертников, посланных на зараженную территорию с миссией уничтожить Королеву Зомби. Тоже легкий, ненапряжный фильм – при условии, конечно, что вы спокойно воспринимаете такие количества крови и черного юмора.

Sushi Typhoon

Второй и, пожалуй, самый известный участник всех этих безобразий – Нобору Игучи. Начинал он с порнофильмов, среди которых встречалась экзотика вроде «Девочек с гипертрофированными гениталиями» – и если вы надеетесь, что название фильма было метафорическим, то зря. Все просто: две японские школьницы встречают инопланетянина, чья голова подозрительно похожа на мужской половой орган. После чего у одной из них увеличивается вагина, а у второй – отрастает огромный член. И это только завязка… Настоящей известности, впрочем, Игучи добился, сняв невероятно смешной и кровавый фильм «Девочка-пулемет». Помните «Планету страха» Родригеса, где девушке приделали пулемет вместо ноги? Видимо, Игучи тоже посмотрел этот фильм и посчитал, что идея хорошая, но показать это все можно было бы безумнее и зрелищнее… И показал, будьте уверены. Причем в сиквеле, «Застенчивая девушка-пулемет» соответвующее оружие вылезало у девушки из, простите, кормовой части – шуточка так понравилась Игучи и его соратникам, что они ее повторили в еще нескольких фильмах. В принципе, именно «Девочка-пулемет» и стала шедевром режиссера: снятые после этого фильмы, в диапазоне от «Робогейши» до «Суси-зомби» и «Туалетных зомби», были столь же безумными и кровавыми, но менее вдохновенными: режиссер словно отрабатывал номера, которые от него ждала публика.

Стоит еще учитывать, что «тусовка» эта довольно небольшая, но очень крепкая. Нисимура делал спецэффекты для Игучи, они играли друг у друга едва ли не во всех фильмах. К примеру, потешная синяя физиономия, которая появляется на сцене после титров в «Девочке-вампире» – и есть Нобору Игучи.

Словом, смотрите, смейтесь, подключайтесь к игре, затеянной режиссерами – и ни в коем случае не воспринимайте все эти страсти-мордасти и извращения всерьез. Повторяем, это просто попытка изобразить ту «безумную Японию», которая однажды возникла в воспаленной фантазии «гайдзинов». Перечисленные фильмы, разумеется, не полный каталог, а просто несколько «путеводных вех» на этой увлекательной тропе.

Sushi Typhoon

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)