Зона ужаса

Дагон  / Dagon

Испания, 2001

Жанр: ужасы

Режиссер: Стюарт Гордон

Сценарий: Деннис Паоли

В ролях: Эзра Годден, Франсиско Рабаль, Ракель Мероньо, Макарена Гомес

Похожие фильмы: «Сайлент Хилл», «Плетёный человек»

Выброшенные на берег небольшого острова ужасным штормом Пауль и Барбара нашли прибежище в заброшенной рыбацкой деревушке. Когда Барбара неожиданно исчезает среди уродливых и отталкивающих местных жителей, Паулю приходится столкнуться с пугающей действительностью одинокого городка.

Пауль решается на жуткое расследование исчезновения Барбары в одиночку среди полного бездействия страшных обитателей деревушки. Но то, что обнаруживает Пауль в результате поисков вселяет страх и ужас и грозит опасностью всему миру.

Влияние Говарда Филлипса Лавкрафта на формирование жанра ужасов практически неоценимо. Мэтр основал собственное направление в литературе, которое впоследствии нашло многочисленные отражения в кинематографе и игроиндустрии. Мифы Ктулху – религия пантеона Древних Богов, рождённая вдохновением писателя, широко известна во всём мире и является плодородной почвой для полёта фантазии современных творцов. Как бы то ни было, именно произведения Лавкрафта сподвигли широко известного в нашем любимом жанре и за его пределами режиссёра Стюарта Гордона на создание фильма «Дагон». Одноимённый рассказ и повесть «Морок над Иннсмутом» легли в основу полнометражной ленты, ставшей весьма значимым событием в нише хоррора. Но обо всём по порядку.

Итак, сюжет литературного первоисточника был несколько изменён, и начало фильма может вызвать у фанатов писателя лишь горькую усмешку: две влюблённые парочки плывут на яхте посреди открытого моря, весело шутят, загорают и пьют вино. Компания готовится попасть в передрягу – и где здесь, спрашивается, Лавкрафт, в произведениях которого герой чаще всего в одиночку переносил груз неименуемого страха, являвшегося сознанию из космических глубин? Но скороспелые выводы быстро теряют опору: яхта терпит крушение,  и двое остаются на нижней палубе, а главному герою Полу со своей девушкой  удаётся выбраться с севшего на риф судна. Достигнув портового городка Имбока на продырявленной лодке, они отчаянно ищут подмогу, но все встреченные жители как-то странно себя ведут, а выглядят ещё страннее. Местный священник оказывается достаточно услужливым парнем, но что это… неужели перепонки между пальцев? Герои разделяются, и скоро Пол остаётся совсем один в этом жутком городе, населённом враждебными безобразными существами… людьми ли? Ему предстоит воочию увидеть кошмары, таящиеся в самых воспалённых глубинах человеческого подсознания, прикоснуться к отвратительной тайне культа Дагона – морского божества, заключившего с жителями города своеобразный союз и требующего кровавые жертвоприношения,  а также узнать нечто новое о себе и своём прошлом.

Таким образом, сюжет Лавкрафта трактуется достаточно вольно, но общая концепция сохранена, и изменения пошли на пользу для киноленты как искусства, направленного на визуальное восприятие: эффектно гибнущие в кадре персонажи, загадочная и сексапильная русалка, пара неплохих схваток с монстрами. Рассказ старого Зейдока представлен в виде интересного флешбека и позволяет взглянуть на Имбоку в прошлом.  Концовка, быть может, несколько проигрывает оригинальной, но выполнена вполне на уровне.

Перейдём к одному из главных достоинств фильма – атмосфере. Великолепный городской антураж, пустые улицы, наполняющиеся хлюпающими созданиями, колоритные жители, пугающие звуки и вечный дождь – на атмосферу здесь играет всё, позволяя с головой окунуться в тот самый книжный Иннсмут, с любовью и тщательностью воплощённый в экранной Имбоке.

Начиная с крушения яхты, действие уже не отпускает ни на минуту: похищение Барбары (девушки Пола), побег из отеля (к слову, этот эпизод был весьма похоже и не менее великолепно обыгран в компьютерной игре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth»), скитания по тёмным улицам, нависшая смертельная угроза… Когда игра с жителями в прятки начинает приедаться, сюжет делает поворот и приближается к неожиданному (для незнакомых с первоисточником) финалу.

Также нет претензий ни к монтажу, ни к операторской работе: в единственной действительно жестокой сцене, даже несколько нехарактерной для общего визуального ряда (а именно сдирание кожи с лица), камера в меру не стыдится брать смелые ракурсы, так что и любители жести кое-что для себя найдут. Музыкальное сопровождение нареканий не вызывает: заглавная тема (играющая во время сцен с русалкой) запоминается и придаёт происходящему некий шарм, а звуковые эффекты создают напряжённое настроение предчувствия новой опасности.

Героев не так что бы много: кроме Пола и Барбары большинство ролей эпизодичны: персонажи исчезают на длительное время и появляются, чтобы сослужить режиссёру в качестве расходного материала. При этом хронометраж не кажется затянутым, а события не высосаны из пальца: мы видим перерождение Пола из того забитого обывателя, которым он был в начале фильма, когда жена давала ему фору в гребле, беге и сообразительности, в охотника. Она, кстати, также вызывает достаточно тёплые чувства и, в отличие от стандартных героинь ужастиков, не паникует без повода, не бьётся в истерике и надеется спастись.

Стюарт Гордон, уже имея за плечами немало лавкрафтовских экранизаций («Реаниматор», «Урод в замке», «Извне»), снял этот фильм, несмотря на отказы продюсеров, просивших заменить рыболюдей более колоритными монстрами; он воплотил кошмары одного маленького городка, заключившего свой греховный союз и обречённого жить вечно, всё больше теряя человеческий облик. Большое спасибо режиссёру за твёрдость и упорство, а нам остаётся насладиться этим стильным и атмосферным фильмом ужасов, где кровь не хлещет фонтанами, нет тупых диалогов и предсказуемого хэппи-энда. Если вы устали от разнообразных маньяков, набивших оскомину в последнее время, настоятельный совет обратиться к этой ленте, которую можно считать классикой жанра.

 

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх