DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тяжелая и страшная жизнь офисного планктона

Хороших офисных хорроров (или просто произведений, в которых с офисом связано что-то пугающее) не так уж и много. Это и неудивительно. Дедлайны, самодуры-начальники, коллеги-враги — уже этого достаточно, чтобы испортить жизнь и настроение, зачем еще добавлять какую-то хтонь?

Однако топ все-таки получился, причем некоторые произведения оказались в нем весьма неожиданно — но заслуженно.

Жорди Галсеран «Метод Гренхольма» (El mètode Grönholm, пьеса, 2003)

Да, это пьеса. Да, пьеса относительно классическая — то есть в ней нет хтони и никто не орошает зрителей литрами бутафорской (или настоящей) крови.

Семь человек претендуют на одну-единственную и весьма «вкусную» вакансию. Для финального собеседования их всех собирают в офисе… но руководство компании не приходит. Вместо этого соискателям самим предстоит решить, кто недостоин этой работы.

Если бы это была хоррор-пьеса, то автор вложил бы в руки героям степлеры, ручки и канцелярские папки и устроил бы месиво не на жизнь, а на смерть. Однако это история о «всего лишь» стресс-собеседовании, так что все в итоге оказываются живы и относительно здоровы. Но напряженность действия, сравнимая с образцами хорошего триллера, просто-таки вытащила эту пьесу на последнюю ступень нашего топа.

Брет Истон Эллис «Американский психопат» (American Psycho, роман, 1991)

Назвать этот роман «офисным хоррором» было бы несправедливо — персонаж действует в основном на улицах или в укромных местах, но никак не на рабочем месте. Однако это — типичный яппи. Это офисный работник — причем не планктон, а представитель высшего звена в крупной компании. Судя по всему, на хорошем счету. Да и одевается неплохо. Вообще, как ни погляди — приличный человек. Вот только небольшая мелочь — маньяк.

Причем маньяк совершенно без тормозов, а также без какой-то строго и четко выработанной линии поведения. Ну там, например, только проститутки или только бомжи, или только дети. Нет, и проститутки, и бомжи, и дети, и еще кто под руку попадется.

А… что если ваш сосед по офису тоже такой же маньяк? Посмотрите — он ведь тоже неплохо одевается.

Бен Элтон «Слепая вера» (Blind Faith, роман, 2007)

Да, это не хоррор. Совершенно не хоррор. Сатирическая антиутопия от известного английского комика. Мир, где люди постоянно ведут — обязаны вести! — веб-блоги, скрупулезно фиксируя каждый свой шаг, каждую свою мысль (не выложить в интернет видеозапись родов? не рассказать в подробностях о сексе? вы что, ненормальный?), где пластическая хирургия правит бал и маленькие кусочки ткани не могут скрыть все великолепие бубиков, где теория Дарвина объявлена ересью, а за вакцинацию грозит смертная казнь... Где-то смешно, где-то грустно, где-то страшно.

Но антиутопия антиутопией, однако некоторые приметы современного общества — пугающие, надо сказать, приметы! — прослеживаются довольно четко. Описание того, как весь офис находится под пятой неадекватной бабищи, которая, по слухам, является осведомителем инквизиции, как натянуто улыбаясь и фальшиво восхищаясь, все участвуют в коллективных гробьях (важно еще правильно положить руку на талию соседки! Слишком слабо — ты презираешь коллектив и гробья, слишком плотно — ты домогаешься несчастную женщину), как давятся заказанными сладостями, потому что нельзя отставать от коллектива… Жуть как похоже! Или просто — жуть.

Фрэнк Роджер «Вопрос профессиональной этики» (A Matter Of Professional Ethics, рассказ, 2010)

Это же просто прекрасно, когда сотрудник ответственно относится к своим обязанностям! Когда он не желает отрываться от дел даже для того, чтобы выпить чашечку кофе! И дело не в дедлайне или попытках загладить какую-то провинность — просто профессиональная этика не позволяет ему лениться.

Ах, он еще и допоздна остается на работе? И даже на обед не ходит? Нууу… Это же вообще идеальный коллега! Правда, попахивает слегка, но это же такая мелочь, верно?

Да, по большей части это даже не хоррор, а жесткая и жестокая социальная сатира — но разве не является привычным для всех, бытовым хоррором необходимость во что бы то ни стало идти на работу, а то уволят/сделают выговор/будут смотреть косо? Да, есть и самоотверженные трудоголики, которые с соплями по колено, лающим кашлем и температурой под сорок все равно будут упорно высиживать положенное им время в офисе (при этом элегантно и гарантированно заражая всех коллег) — но есть и жертвы начальского наплевательства на Трудовой кодекс и элементарный здравый смысл.

Страх, заставляющий делать свою работу как можно лучше, без возможности проявить слабость, показать себя чем-то хуже коллеги — и дать повод начальству для недовольства и призрачную опасность увольнения — с течением времени (и в зависимости от того, насколько туго закручены гайки в организации) приобретает все более и более уродливые формы.

И вероятно, какая-то часть офисных работников уже способна поступить, как мистер Дюваль…

Стивен Кинг «Люди десяти часов утра» (The Ten O'Clock People, рассказ, 1993)

Другие названия: «Перекурщики», «Люди десятого часа»

Курить — здоровью вредить. Не курить — настроение портить. Курить урывками, пойдя на компромисс — погрузиться в пучину реального безумия.

Конечно, здесь можно увидеть и едкую иронию Кинга — бэтмены бэтменами, а ведь, судя по всему, управляют они компаниями и даже практически всем государством неплохо: ведь в хаос-то ничто не скатилось.

Можно и предположить, что все описанное — всего лишь коллективное помешательство, а герой — ненадежный рассказчик. А можно и поверить всему, каждому слову — и с тех пор косо поглядывать на коллег и начальство. И кажется, да… у кого-то действительно морда чересчур волосатая…

Михаил Павлов «Холодные звонки» (рассказ, 2016)

Сколько раз мы хотели методично убить и расчленить тех, кто звонит нам и впаривает всякую чушь — от кредитных карт до бесплатных медицинских процедур, от дегустации нового продукта до проверки газа и воды. Почему они звонят нам? Зачем они звонят нам? И какая тварь опять слила телефонную базу?

Ну вот, пожалуйста, девушка из компании, которая как раз специализируется на холодных звонках, позвонила не туда и ее того-сь. Причем того-сь очень жестко, так, как и не снилось всем диванным воинам.

Короткий, стремительный, камерный рассказ — образец офисного вирда, где грани реальности чуть сдвигаются, предъявляя читателю практически лавкрафтианский мир — и тут же разрыв затягивается, возвращая все на круги своя. Или не все?

Марк Сэмюэлс «Глипотех» (Glyphotech, рассказ, 2005)

Абсолютно классический, даже канонический рассказ, который в своем небольшом объеме полностью раскрывает тему «корпоративных ужасов».

Унылую жизнь офисного планктона предлагает полностью изменить компания «Глипотех». Курсы психологической трансформации помогут повысить моральный дух и эффективность работы сотрудников учреждения — и начальство организует добровольно-принудительную явку на этот семинар. Знакомо?

Нет, никого на семинаре не съели. И даже не сделали служителем культа Н'лье'гха. Зато уволили за отказ от посещения.

И всего лишь погрузили того, кто сбежал, в пучину ужаса.

Лет этак десять назад этот рассказ мог бы тронуть души только сотрудников больших корпораций с их обязательным духом коллективизма, тренингами, тимлидингами и прочей психологической мутью. Однако сейчас даже самая занюханная компания нет-нет да и проведет что-то «объединяющее коллектив», но цивилизованнее, чем банальная попойка.

А значит, фургончик «Глипотеха» может кочевать и где-то рядом с вашим офисом…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)