Представьте себе такую сценку.
Две толпы подростков. Слева заброшенный долгострой, справа чистое поле. Здесь нет никого, кто мог бы помешать. Нет мамы или папы, нет полицейских, нет даже случайного прохожего с собакой на поводке. Ближайший жилой дом находится далеко, так что крики и стоны никто не услышит. Они будут драться стенка на стенку. Кастеты на кулаках, дубинки в рукавах, возможно, кто-то припрятал ножик. Кровь прольется в любом случае, и это их не остановит. Они сами не знают, что их остановит.
Из-за чего конфликт? Не поделили девушку? Кто-то кого-то публично оскорбил?
Нет, дело не в этом. Просто те, что справа, считают, что Король ужасов – это Стивен Кинг, а те, что слева, отдают почетное звание – Лавкрафту. Они спорят уже давно, и сегодня настал решающий день. И пусть победит сильнейший!
Представили? Достаточно абсурдное зрелище, не правда ли? Но не лишенное оснований. К сожалению, в нашем обществе любой спор может дойти до рукоприкладства. Ну а стенка на стенку – это фактически классика, знакомая многим со школьной скамьи. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в жестокий мир улиц, где, чтобы выжить, нужно драться. Фильмы, о которых мы сегодня расскажем, не являются хоррорами в классическом понимании жанра. Но, как ни крути, это настоящий ужас.
О спорт, ты мир!
Барон де Кубертен, инициатор современных Олимпийских игр, когда произносил эту фразу впервые, конечно же, и не предполагал, чем спорт является на самом деле. В любом виде спорта есть победители, а есть проигравшие. И порой очень сложно смириться с поражением. У футболистов, которые отбегали два тайма по 45 минут, сил на выяснение отношений, конечно же, не остается. Зато у болельщиков этого добра навалом.
Футбол, как известно, придумали в Англии. Неудивительно, что и фильмов о футбольных хулиганах в этой стране сняли предостаточно. Хочется потусоваться в накуренном пабе и выпить кружку эля или портера? Тогда присоединяйтесь. Правда, не упоминайте, что вы болеете за «Зенит» или «Спартак». Опасно.
В 2004 году Ник Лав снял картину «Фанаты» (другое название – «Фабрика футбола»), где во всей красе показал конфликт двух фанатских группировок: «Челси» и «Миллуолл». Лента родилась из одноименной книги английского писателя Джона Кинга, который собрал под одной обложкой 28 реальных историй из жизни своих соотечественников, принадлежащих к простому рабочему классу. В следующем году мы увидели, что хоббит Фродо умеет-таки по-настоящему драться. В картине Лекси Александра «Хулиганы» (иногда фильм называют «Хулиганы Зеленой улицы») Элайджа Вуд ввязался в неприятности похуже путешествия в Мордор. Над этим фильмом Великобритания работала совместно с Соединенными Штатами. Вуд играет студента, прилетевшего из Америки к родственникам в Англию, где буквально за несколько дней с ним происходят разительные метаморфозы. Из скромного парня, который толком-то никогда и не дрался, герой Вуда превращается в настоящего уличного бойца.
Оба фильма изобилуют сценами безжалостных драк. И не стоит думать, что уличный мордобой – забава исключительно для неокрепшей умом молодежи. Главные герои фильмов далеко не мальчики, которые еще вчера сидели за партой, а плечом к плечу с ними стоят взрослые, и даже солидные люди. Футбольный фанат – это клеймо, которое сложно или даже невозможно отмыть. Чтобы вступить в банду, нужно пролить кровь. Чья она будет, твоя собственная или твоего недруга – это уж как получится. Но кровь нужна, она словно печать скрепляет фанатское братство.
Но случается и так, что фанат передумал. Он хочет забыть эту жизнь, стереть свое клеймо, выйти из дела. Что ж, его право, но не стоит быть таким наивным. Наше прошлое всегда с нами.
Другой британский фильм «Футбольные гладиаторы» (альтернативное название – «Ушедшее время») акцентирует свое внимание как раз на подростках. Футбол здесь, скорее, антураж, на фоне которого развиваются куда более драматичные события, чем проигрыш со счетом «0:3». Красной нитью сквозь весь сюжет проходит знакомый многим неформалам лозунг: «секс, наркотики и рок-н-ролл». Добавить к этому еще «насилие и безысходность», и получится исчерпывающее описание. Атмосфера английских улиц 70х-80х годов навевает апатию похлеще ударной дозы транквилизаторов. А для пущей погруженности в это время звучат песни Joy Division и The Cure.
Естественно, и наш кинематограф не мог обойти такую щепетильную тему. В какой стране самые безбашенные футбольные фанаты – этот спор не закончится, наверное, никогда, но наши соотечественники однозначно войдут в первую десятку. Картина Антона Борматова «Околофутбола» действительно рассказывает о том, что творится «около футбола», на заброшенных пустырях, вдали от любопытных глаз. В центре истории четыре закадычных друга, их проблемы, взаимоотношения и конфликты. Четырехугольник, который напоминает вышедший за десять лет до этого «Бумер», только в перерывах между бандитскими разборками мы смотрим матч «Спартак» – ЦСКА.
Все перечисленные фильмы объединяет кое-что еще. Практически все герои, от основных до второстепенных – оборотни. Сейчас они вежливые и доброжелательные соседи, друзья, отцы и братья. Но стоит лишь прозвучать сигналу – каждый превращается в обезумевшего фаната. Человек, словно монета, имеет два лица. И этот контраст пугает не меньше всего остального.
Ты не такой, как я
Многие из нас выросли на фильмах с участием Брюса Ли, Ван Дамма, Джеки Чана и других мастеров различных единоборств. В этих фильмах дрались, очень много дрались. Но драки эти нас не пугали, а, скорее, даже наоборот, впечатляли и воодушевляли. После просмотра мы тайком задерживались перед зеркалом и изображали из себя великих каратистов. Но выйдя на улицу, мы быстро понимали, что реальность иная. Здесь просто невозможно так драться.
О скинхедах фильмов снято, пожалуй, еще больше, чем о футбольных фанатах. Идеология этой субкультуры сложна и многогранна, но для большинства людей сводится к одному простому слову – расизм. На самом деле, есть «скины», свободные от предрассудков такого рода. Но не будем вдаваться в тонкости. Во что бы ни верил бритоголовый парень, каких бы взглядов он ни придерживался, неизменно одно – в уличной драке он как рыба в воде.
В прошлом многие актеры примеряли на себя образ скинхеда и брили голову под ноль. Например, Тим Рот, знакомый многим по сериалу «Обмани меня» и жестокому триллеру «Забавные игры», начал свою карьеру как раз-таки с роли скинхеда. Это было в далеком 1982 году, а фильм назывался «Сделано в Британии». Правда, это история, скорее, о заблудших душах, которые не могут найти себя в современном мире, массовых драк в работе Алана Кларка не ищите. Другое дело австралийская картина «Скины» 1992 года. Здесь в фирменных подтяжках щеголяет другая звезда – Рассел Кроу. Будущий гладиатор направо и налево крушит неугодных ему вьетнамцев, а в финале сходится в смертельном бою со своим собратом. Ведь идеология – это одно, а красивая женщина – совсем другое.
Еще один очень популярный нынче актер – Райан Гослинг – также изображал на экране бритоголового отморозка. Случилось это в 2001 году в рамках американского фильма «Фанатик». Режиссер картины совместил, казалось бы, несовместимое, сделав главного героя, которого и сыграл Гослинг, одновременно и ярым скинхедом, и евреем, изучающим по ночам слово Божье. Фильм снискал массу положительных отзывов, как среди профессиональных критиков, так и среди обычных зрителей.
Движения скинхедов в той или иной форме наверняка можно встретить чуть ли не в каждой европейской (да и не только европейской) стране. Естественно, что для кинематографистов это очень волнующая тема, изначально заряженная сильным конфликтом, который каждый дополнительно усложняет уже на свой лад. Анро Смитсман – голландский режиссер киноленты «Скин» (2008) – усугубил положение главного героя наличием отца еврея и близкого чернокожего друга. Похожая ситуация легла в основу совместного российско-французского фильма 1992 года «Луна-Парк». Только здесь родословная протагониста становится сюрпризом для него самого. Сербский фильм 2010 года «Стрижка» заметно присыпан политическими мотивами и объединил в себе агрессию не только скинхедов, но и футбольных фанатов.
Псевдодокументальный фильм Павла Бардина «Россия 88» (2009) с Петром Федоровым в главной роли тоже не ограничился простым противостоянием двух группировок с разными взглядами на цвет кожи. На первое место вновь выходит человек и его личная драма – ничтожная в рамках бритоголового движения и гигантская, словно бездна, для него самого. Что делать неонацисту, если его родная сестра влюбилась в кавказца? На первый взгляд, ответ очевиден. Но какие будут последствия?
Пожалуй, самым известным и, да простят нас все остальные режиссеры, самым лучшим фильмом о скинхедах, можно назвать «Американскую историю Х» (1998). Тони Кэй снял не так много фильмов, но за одну эту работу ему стоит пожать руку. В этой картине бесподобный Эдвард Нортон разминал кулаки перед вступлением в «Бойцовский клуб», и методы, которыми он «казнил» своих врагов, заставят вас содрогнуться. Фильм Кэя наглядно показывает, как люди «заражаются» ненавистью, словно болезнью. Как это зло переходит из поколения в поколение. И, подобно другим смертельным болезням, ненависть приносит лишь гибель.
Что новенького?
Из последних поступлений в нашу кинотеку «социального ужаса» стоит отметить фильм Джереми Солнье «Зеленая комната» с безвременно ушедшим от нас Антоном Ельчиным в главной роли. Эта история учит тому, что, как бы ни хотелось заработать, со скинхедами лучше не связываться. Молодая рок-группа соблазнилась возможностью выступить в загородном клубе. После концерта музыканты случайно становятся свидетелями убийства молодой девушки. А свидетелей, как известно, в живых не оставляют.
Фильм у Солнье получился динамичный, напряженный и жестокий. Слабонервным, как говорится, лучше не смотреть. Главным героям нужно выжить любой ценой и продержаться, как в свое время у Родригеса, «от заката до рассвета». Только музыкантов за пределами гримерки поджидают не фантастические кровопийцы, а вполне реальные бритоголовые мужики с натасканными бойцовскими собаками в придачу.
Давно известный способ создать интересную историю – взять обычных людей и поместить их в необычные условия. Так поступили авторы трилогии «Судная ночь». А что если закон разрешит убивать? Даже представить себе сложно, что за беспредел начнется! А представлять и не надо, можно просто посмотреть.
Джеймс ДеМонако – бессменный режиссер и сценарист всех трех частей – нарисовал для нас социальную утопию, в которой вряд ли здравомыслящий человек захотел бы жить. Все фильмы получились успешными с финансовой точки зрения: сборы превзошли бюджет минимум в десять раз. Финальная часть вышла на экраны в прошлом году и как бы поставила точку в этой истории. К власти пришли «демократы», и на улицах Америки должен вновь воцариться мир и порядок. И именно в третьей части засветились скинхеды, став одними из самых колоритных антагонистов.
Но если в «Судной ночи» присутствует, так сказать, «фантдоп», то все остальные упомянутые фильмы – чистейшей воды реальная жизнь. И, усаживаясь за просмотр, будьте готовы, что эта «жизнь» напугает вас не меньше, чем какая-нибудь профильная история с жанровым ярлыком «ужасы» про маньяка с топором.
Комментариев: 0 RSS