ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Вы верите в сказки? Потому что «Bioshock» можно вполне назвать сказкой – правда, очень своеобразной. Сказкой о подводном городе, который манит своей красотой на первый взгляд, но при ближайшем же знакомстве – отталкивает. Или… манит еще сильнее, тайнами и историями, которые может поведать. Историями, хранящимися в каждой потерянной карнавальной маске, в каждой маленькой девочке, бегущей по коридору или прячущейся в дыре на стене, в агитационном плакате или бутылке виски, которую теперь некому выпить. Историями, которые вы очень захотите узнать – если осмелитесь подойти ближе и нырнуть в атмосферу с головой.

Мир «Bioshock» создали в «Irrational Games», компании, которая когда-то работала с легендарной «Looking Glass» над игрой «System Shock 2». И тем не менее, игра, изначально планировавшаяся лишь как продолжательница культового шествия «SS2», стала совершенно самостоятельной, и более того – задала тон на многие годы. Успех «Bioshock» среди геймеров сделал ее культовой – и у игры были на то все основания, начиная с чудесного сюжета, отчасти вдохновленного великим произведением Айн Ранд «Атлант расправил плечи», но все же оригинального, и заканчивая легким и приятным геймплеем. Игра практически не вызывала нареканий – конечно, отдельные пользователи могли поругать однообразных противников и некоторую затянутость игры, но чаще всего эти претензии были, мягко говоря, натянутыми. «Bioshock» была потрясением, получила массовое признание и множество наград игровой индустрии, а также… проложила прямую дорожку своему продолжению, «Bioshock 2: Sea of dreams».

Вторая игра, по всеобщему мнению, вышла хоть и качественной, а также небезынтересной, но была лишена главного, что было в первой части проекта – души и самобытности. Во втором Биошоке были улучшены плазмиды, необходимые герою для улучшения его способностей, а также увеличился набор оружия. Кроме того, игроку предлагалось попробовать себя в весьма неожиданной роли – но об этом позже. Противников стало не то, чтобы больше – скорее, добавился внушительный враг, к атакам которого подготовиться было сложно. И ещё один, даже более серьёзный враг – ощущение того, что «где-то мы уже это видели». Оно не отпускало на протяжении всей игры, от начала и до конца, несмотря на новые находки создателей и попытку вернуться в подводный мир Восторга в новой, еще более интересной ипостаси. В «Bioshock 2» по просьбе многих игроков попробовали ввести многопользовательский режим – но особых преимуществ в игре это совершенно не дало, потому что проходить вторую часть шедевра вместе с товарищами было весьма затруднительно – постоянные выбивания и сложности в коллективном прохождении заставляли игрока рано или поздно возвращаться к выбору одиночной игры. Не всем понравилось второе погружение в Восторг – некоторым там стало очень неуютно и даже скучно. Именно поэтому разработчики, довольствуясь наличием шедевральной первой и добротной второй части, долго не спешили с выпуском третьей. Лишь весной 2013 года третья часть вышла на прилавки и уже сейчас собирает шквал оваций по всему миру.

Жаль, но места для Восторга в новой части не нашлось, а значит, мы пройдёмся лишь по первым двум частям игры.

 

BIOSHOCK

Восторг (Rapture) – приют для талантливых людей всех мастей и специализаций. Место, где живут художники, артисты, писатели, бизнесмены – люди истинного таланта и невероятной харизматичности. Разве не идеальное место для того, чтобы поселиться там? Создал Восторг Эндрю Райан, который мечтал приютить всех, желающих лучшей судьбы и достойного применения своим способностям, в мире, где нет рабства – в мире, где с каждого по возможностям, а каждому – по потребностям. Утопичная идея, не правда ли? Город был погружен под воду и сверкал огнями, подобно знакомому нам Лас-Вегасу. Вечный джаз (музыка в игре на высочайшем уровне и способствует более глубокому… хм, погружению в атмосферу происходящего), вечная радость и восторг, а также – справедливость… Как же случилось так, что Восторг, город, заключенный в стекло, стал таким, каким его впервые видит наш герой Джек, терпящий крушение подле маяка, затерянного в океане, а там находящий вход в подземные… можно сказать, руины города?

Именно это и предстоит выяснить игроку. С ним сразу свяжется Атлас, предприимчивый и весьма сообразительный предводитель повстанцев, который будет вести игрока всю игру, сначала попросив о малом – спасти его семью, а затем чуть ли не превратив героя в страстного революционера. Или Джек сам станет таким, действительно увидев душу Восторга – прекрасного города, цветущая судьба которого оборвалась в новогоднюю ночь, во время Маскарада? Первые жители, с которыми придется увидеться Джеку, весьма недружелюбны. Более того, они очень быстро бегают, прыгают, и кажется, уже успели немного разложиться… Одна баюкает револьвер, как собственного ребенка, иные и вовсе прыгают на игрока с потолка, чтобы сбить с ног, и… что потом? Убить? Или лишить чего-то более существенного?

Это – жертвы генных модификаций. Люди, которым однажды стало скучно жить в идеальном городе, и они захотели большего – и это им смог дать АДАМ, плод разработок ученой доктора Тенненбаум, которая однажды обнаружила, что некоторые подводные моллюски могут дать людям новые способности. Пристрастившись к АДАМу, люди теряли свой облик и становились вечно голодными, полусумасшедшими чудовищами, которым хотелось лишь одного – еще и еще получать свой наркотик. Эти существа называются сплайсерами, и в игре их невероятно много. Именно они – главные противники нашего героя. Хотя Атлас называет главным противником… самого Эндрю Райана, прячущегося где-то в дебрях Восторга и периодически обещающего устроить Джеку вместе с Атласом сладкую жизнь.

Но пока Джеку некогда раздумывать о том, кто же именно является его главным врагом – Атлас не дает спуску, посылая на новые и новые задания. Защитить чудесный подводный сад от распыления химикатов, найти важные вещи, и бороться, бороться, бороться с режимом, которого не должно было быть в Восторге – с режимом тирании. Но даже бегая по уровням и занимаясь исключительно главными сюжетными квестами, невозможно не проникнуться миром Восторга. Особенно в этом помогут дневники (поднимайте их и внимательно слушайте – именно они раскроют полноценную историю, без них, закончив игру, вы останетесь в некотором недоумении и восполните далеко не все пробелы в восприятии этого повествования) и… те самые маленькие девочки, со страхом передвигающиеся по коридором Восторга, которые безобидны, но далеко не милы. Достаточно лишь посмотреть в их детские личики – и вы увидите воспаленные, желтые глаза… Девочки отуманены и собирают АДАМ из трупов – больше ничем заниматься они не могут. Так как игроку по ходу игры необходимо здоровье, ЕВА и АДАМ – для того, чтобы управлять своими плазмидами и покупать новые – одна лишь девочка является безумным соблазном, которому сложно не поддаться. Конечно же, они сопровождаемы вечными безмолвными монстрами-гигантами в костюме аквалангистов – это Большие Папочки, выполняющие роль охранников девочек. Но не стоит вестись на якобы семейную идиллию – все они замешаны в одном большом наркотическом зле. Папочки вовсе не любят своих маленьких подопечных – просто покрывают добычу АДАМа.

Если вы победите гиганта, то сможете без проблем добраться до девочки. Тут-то и появляется главная моральная дилемма игры. Игрок может легко разорвать девочку, получив из нее множество АДАМа. На каждом уровне есть две, а то и три сестрички – разрывая их, вы обеспечите себе быструю возможность накачаться плазмидами и значительно улучшить и облегчить процесс прохождения игры. Особенно это актуально при среднем и высоком уровне сложности.

Вместе с тем, Джек может спасать девочек и отпускать их, не получая от них АДАМа, но освобождая от пагубной зависимости. Выбор исключительно за героем – в зависимости от этого, игра будет меняться, подстраиваясь под нравственный портрет персонажа.

Не обошлось и без хоррор-составляющей – тем, кому не хватит обычных сплайсеров-мутантов и Папочек, которых иногда придется убивать исключительно по сюжету, весьма понравится уровень, на котором царствует убийца Сандер Коэн. Убийца? Настоящий маньяк! При этом – тонкой душевной организации, старающийся каждое убийство сделать шедевром искусства. Джеку волей-неволей придется ему помочь, и поверьте – этот уровень, полный призраков и особого вида сплайсеров, рассыпающихся в  воздухе и возникающих за много метров от Джека, способен напугать любого!

Так, история за историей, Джек приблизится к разгадке тайны Восторга и той ночи, которая изменила все. Его ждет схватка лицом к лицу с Эндрю Райаном… И не только. И будьте уверены, концовка игры обязательно удивит – постарайтесь себе ее не спойлерить.

Путь по Восторгу может быть сложным, а может иногда вызывать редкую зевоту, но его необходимо преодолеть. После этого вам еще много ночей будут сниться сны о чудесном подводном городе, который мог стать самым великим на свете…

 

BIOSHOCK 2: SEA OF DREAMS

Чтобы вернуться к миру Восторга, нужен был весьма серьезный повод, и в Irrational Games нашли его не сразу. Но когда изобрели – придумка вызвала бурные восторги у поклонников первой части игры. Ведь несмотря на тонких и хорошо прописанных персонажей первоначального Биошока, игрока чаще всего волновали вовсе не перипетии отношений вечных противников Фрэнка Фонтейна и Эндрю Райана, а маленькие девочки, собирающие АДАМ, и особенно – безмолвные стражи, Большие Папочки. Мы поняли, откуда есть пошли Сестрички, как они появились на свет и почему с ними случилась такая катастрофа, но о Больших Папочках игрок узнал прискорбно мало.

Каким же было восхищение публики, когда стало известно, что для повторного погружения в Восторг герою придется облачиться в тяжелый костюм, сильно затрудняющий движение – и стать самым первым из Больших Папочек, Дельтой, вооруженным каноническим тяжелым буром и… лишившимся памяти. Когда-то Дельту разлучили с его семьей, и сейчас, для того, чтобы найти свою дочь и восстановить воспоминания, ему придется вернуться в Восторг, в котором через несколько лет после Джека снова творится хаос…

Вернувшись в Восторг, игрок не сразу поймет, как же именно трансформировался город. Казалось бы, те же декорации, но что-то сделало Восторг более зловещим и более… мрачным. Город, в котором даже в разрушенном состоянии чувствовался дух веселья и некоторая одухотворенность, стал враждебным по отношению к игроку. И даже костюм Большого Папочки не дарует такого желанного спасения – в нём игрок вовсе не будет чувствовать себя защищенным. И правильно – сплайсеры стали куда изощреннее, бороться с ними сложнее. При виде розового облачка пыли Дельта должен быть готов, что сплайсер-призрак снова выскочит на него ниоткуда, а кроме него, в игре присутствуют и былые Пауки, умело ползающие по потолкам и падающие с них в самый неожиданный момент, и новые мутанты – особенно яростные, которые сбивают все и всех на своем пути… Чтобы бороться с ними, нужно будет применять не только оружие, разновидностей которого стало пусть ненамного, но больше, но и плазмиды. Все плазмиды в игре «Bioshock 2» усовершенствованы – их стало больше, они стали более могущественными, требуют немного больше ЕВЫ (как помнит игрок, это своеобразная замена мане во вселенной Биошока), но… с ними куда сложнее обходиться. Теперь наш герой не сможет так ловко менять оружие на плазмиды в случае необходимости. Очень часто панель использования модификаций глючит, покупать и обновлять их стало сложнее, периодически попадаются совершенно ненужные улучшения… Словом, огромным козырем против сплайсеров воспользоваться будет сложно, но такова цена возвращения в Восторг – и Дельта покорно ее платит, пытаясь разыскать свою дочь среди адептов Софии Лэмб – психиатра, которая местами напоминает психопата.

Кстати, отдельно стоит упомянуть новую паству Софии – Больших Сестричек. В отсутствие Папочек они тоже приглядывают за новыми малышками, выкраденными из ближайших деревень для миссии добычи АДАМа. И, надо сказать, это враги почище сплайсеров! Если девочек, покорно добывающих АДАМ в шприцы, становится жалко, то их стражи, Большие Сестрички – сумасшедшие, агрессивные маньячки, избавиться от которых бывает весьма сложно. К счастью, встречаются они вовсе не так часто, но тут моральных дилемм у Дельты возникать не должно – как только монстр приближается к игроку, его нужно всеми возможными методами убивать. Ибо если младшие Сестрички – всё же рабыни не по своей воле, то старшие – давно такие же наркоманки АДАМа и чудовища, как сплайсеры, которых безжалостно убивает Дельта. Выбор оружия – на усмотрение игрока, но чаще всего самым действенным все же оказывается банальный и проверенный временем бур.

По старым-добрым заветам «Bioshock», развязка будет неожиданной и финал ошеломит игрока. История, которую рассказывает Дельта, и которую помогает открыть непосредственно сам играющий, должна закончиться – и заканчивается она весьма неожиданно. Не всем игрокам понравилась концовка, да и игра в целом, многие оказались недовольны тем, что выпустили «Irrational Games», но никто не пытался отрицать, что погружение в Восторг удалось – оно стало еще более атмосферным, более пугающим (чего стоят только сами появления Больших Сестричек и их зловещая покровительница) и захватывающим. Но… ощущение дежавю в конце игры существенно портит настроение тем, кто скептически подходит к реинкарнациям популярных игровых хитов.

Подвела создателей и жажда улучшений – как и жителей Восторга, к слову. Удовлетворив первую просьбу фанатов – дать возможность побыть в костюме Большого Папочки и узнать о них больше, разработчики не прогадали – именно это является одним из самых лучших сюжетных улучшений игры и, наверное, самым смелым ходом. Но подарив игрокам такой желаемый многопользовательский режим, «IG» не смогли его выполнить на должном уровне. Хотя, может, это и к лучшему? Все равно прочувствовать атмосферу игры коллективно невозможно – эту игру НУЖНО проходить одному.

История Восторга закончилась. В третьей, новой части «Bioshock» разработчики построили новый город – город в небесах, закрыв последнюю главу существования подводной утопии на приключениях Дельты. И даже если у кого-то остались претензии к играм, все равно «Bioshock» оставит самые глубокие воспоминания о себе, и вы больше никогда не будете по-прежнему реагировать, услышав мотив такой знакомой песни:

Somewhere beyond the sea

Somewhere waiting for me

My lover stands on golden sands

And watches the ships that go sailing...

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх