DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Уорвик Дэвис: инопланетянин, волшебник, маньяк

Уорвик Дэвис – человек, которого глупо было бы представлять как-то иначе, нежели как самого знаменитого (ну, или одного из самых знаменитых) актеров-карликов. Его рост составляет всего 1 метр и 7 сантиметров, что совершенно не помешало ему сделать по-настоящему яркую карьеру, продемонстрировать множество граней своего таланта и, наконец, стать легендой как внутри хоррор-сообщества, так и вне его.

3 февраля этого года Уорвик Дэвис справил юбилей, ему исполнилось ровно 50 лет. А это, согласитесь, веский повод вспомнить историю его становления в мире кино. Но начнем, само собой, с краткой биографической справки.

В кино через бабушкину внимательность

Родился Уорвик Дэвис 3 февраля 1970 года в местечке под названием Эпсом, что в Великобритании. Его родители не имели к искусству ровным счетом никакого отношения: отец успешно строил карьеру страхового брокера, а мать, насколько известно, была домохозяйкой. Пожалуй, сложно представить себе семейство, более далекое от искусства, не так ли?

Стоит также отметить, что оба родителя Дэвиса – люди вполне обыкновенного роста, никак не ожидавшие того, что их чадо родится с редким генетическим заболеванием. Чаще всего карликовость вызвана болячкой со сложнопроизносимым названием «ахондроплазия». Диагноз же Уорвика звучит еще более странно: «спондилоэпифазарная дисплазия». С подобным люди в белых халатах встречаются не так уж часто, да и медицина в семидесятые была развита не столь сильно, как в наше время, так что врачи сразу же объявили родителям: их сын едва ли дотянет до подросткового возраста… и, как это, к счастью, иногда бывает, ошиблись. Уорвик Дэвис не только благополучно преодолел период отрочества, но и весьма успешно отвоевал себе место под солнцем: закончил, несмотря на насмешки жестоких сверстников, школу и получил высшее образование.

Становиться актером он при этом совершенно не планировал. Тут все решили случай и любящая бабушка. Именно она услышала по радио объявление о том, что Джордж Лукас ищет в Великобритании человека, желающего сняться в новом эпизоде «Звездных войн». Зная о том, что ее одиннадцатилетний внук Уорвик без ума от космической саги, она тут же сообщила ему о кастинге, и Дэвис согласился попытать счастья. Роль он получил, но успех оказался с подвохом: шансов попасть на широкий экран у юного Уорвика было не так уж много, ведь ему предстояло работа всего лишь дублера, подменного актера на случай нетрудоспособности основного исполнителя роли маленького эвока, повстречавшегося принцессе Лее.

Фортуна, впрочем, оказалась на стороне молодого дарования. Кенни Бейкер, актер, ранее утвержденный на роль забавного инопланетного «мишки», слег с болезнью, и Лукасу пришлось отдать роль Дэвису. Учитывая возраст и отсутствие опыта у юного дублера, это было рискованным шагом, но режиссер саги не пожалел: Уорвик прекрасно справился со своими обязанностями. Мало того, он настолько приглянулся Джорджу Лукасу, что тот задействовал его в нескольких спин-оффах, посвященных непосредственно эвокам, и даже пригласил в фильм «Виллоу», сценарий которого писался специально под него. В общем-то, именно с этой роли и принято отсчитывать карьеру Уорвика Дэвиса как профессионального актера, и она же принесла ему первую и пока что единственную награду в карьере.

Заканчивая биографический рассказ о судьбе этого удивительного человека, стоит уделить несколько слов и его личной жизни. Уорвик Дэвис счастливо женат и воспитывает четверых детей: дочку и троих сыновей. И его супруга, и все четверо детей также подвержены генетическим заболеваниям, вызывающим карликовость.

В 2010 году Уорвик опубликовал автобиографическую книгу, название которой можно примерно перевести как «Размер не имеет значения: Неординарная жизнь и карьера Уорвика Дэвиса». Джордж Лукас же согласился написать для книги предисловие, в котором рассказал историю знакомства с невысоким актером и поделился впечатлениями об опыте работы с ним. Кроме того, Дэвис владеет собственной студией, на которой продюсирует музыкальные клипы и рекламные ролики, а также является совладельцем агентства, которое успешно помогает трудоустроиться лицедеям очень низкого роста. Такой вот человек, талантливый во всем.

Сказки, магия и межзвездные путешествия…

Прежде чем переходить к рассказу об ужасах, в которых блистал своим актерским мастерством Уорвик Дэвис, стоит рассказать о проектах более мягких, в которых он тоже принимал непосредственное участие. Для огромного количества зрителей он в первую очередь обаятельный добряк, успешно воплотивший на экране положительных персонажей.

О забавном малыше-эвоке мы уже рассказали, но это далеко не последний раз, когда Дэвис появился в культовой саге. Вообще говоря, он является одним из немногих актеров, которые появились во всех трех ее частях: в оригинальной трилогии, приквеле и диснеевском сиквеле. Так, в первом эпизоде именно он выступил в роли мудрого магистра Йоды, а также мелькнул на трибунах во время гонки, в которой решалась судьба Энакина Скайуокера, да еще в одной небольшой сцене. Что же касается последних частей масштабного фантастического полотна, выходивших на экраны с 2015 года, Дэвис исполнял хотя бы небольшие партии буквально в каждой из них. А то и, как водится, не по одной роли – далекая-далекая галактика богата низкорослыми пришельцами, в том числе и с его, Уорвика, легкой руки.

Но это только «Звездные войны». Самым же младшим из киноманов наш сегодняшний герой также отлично знаком, но уже по серии картин о мальчике, который, как все мы знаем, выжил. Тут Дэвису достались также две роли: во-первых, само собой, профессора Флитвика, отличавшегося малым ростом и недюжинным обаянием, во-вторых, гоблина Крюкохвата, обаяния почти лишенного, зато колоритного донельзя.

И если кто-то подумал, что уж на этом-то список легендарных картин вне хоррора, к которым приложил руку неугомонный британский джентльмен, заканчивается, то его ждет сюрприз. Еще один широко известный проект, в котором засветился Уорвик, – «Хроники Нарнии: Принц Каспиан и плавание "Рассветного путника"», неплохо принятый зрителями сериал. А также «Хроники Нарнии: Серебряное кресло». И, наконец, полнометражка «Хроники Нарнии: Принц Каспиан»… И снова можно наблюдать поразительное разнообразие образов: от храброго Рипичипа до черного гнома.

На самом деле этот список можно длить и длить бесконечно. Ну как можно не упомянуть экранизацию «Путешествий Гулливера»? А позабыть про «Автостопом по галактике»? Конечно, это совершенно невозможно. Точно так же, как невозможно обойти вниманием «Парней аль Капоне» и огромное количество других замечательных комедий, триллеров, фильмов-сказок, драм… да Уорвик Дэвис даже мультфильмы озвучивал! Последний и самый яркий – это, конечно, «Долина муми-троллей» предыдущего года, где герой статьи подарил свой голос забавному зверьку Сниффу.

Однако все это хотя и важно для карьеры актера, но никоим образом не могло бы привести его на страницы издания, посвященного всему темному и мрачному. Поэтому не станем больше тянуть и перейдем, наконец, к тому, ради чего мы все тут и собрались.

…кровь, насилие, лепрекон-психопат

По-настоящему знаковой, ставшей трамплином для еще одной стороны карьеры Дэвиса, разумеется, является его роль в хоррор-франшизе, посвященной кровожадному Лепрекону. Эта серия фильмов – как раз тот случай, когда мнения критиков и зрителей практически диаметрально противоположны.

Итак, для тех, кто не в курсе: самая первая часть «Лепрекона», вышедшая на экраны в 1993 году, – это помесь кровавого трешевого ужастика с разухабистой черной комедией. В центре повествования находится, собственно, знаменитый фольклорный персонаж родом из Ирландии. По сюжету фильма его притаскивает в США некий не в меру жадный уроженец страны, ассоциирующейся с зеленым цветом. Он похищает у гнома горшочек (вообще-то в ленте фигурирует мешочек) с золотом, чем, разумеется, вызывает гнев низкорослого демона. Лепрекону удается наказать как своего обидчика, так и его супругу, но сам он при этом оказывается на долгие годы запертым в ящике. Будят его от долгого сна маляры, взявшиеся приводить заброшенную ферму в порядок по указу нового владельца. Ну, а к чему это все приводит, догадаться несложно.

Но что же выделило «Лепрекона» из общего ряда проходных слэшеров, в огромном количестве снимавшихся в девяностые? Во-первых, конечно, необычный подход к повествованию. Комедия и ужасы традиционно считаются самыми сложными жанрами, причем находящимися на противоположных полюсах кинематографического пространства. И это, в целом, справедливо: снять кино, способное одновременно пугать и веселить, – задача почти что непосильная для большинства киноделов. Создатели же «Лепрекона» справились, несмотря на огромное количество сложностей и отсутствие опыта у многих членов съемочной группы: эта картина была первой, за которую взялась образованная незадолго до того студия.

Во-вторых, без сомнения, успех ленты обеспечил по-настоящему мощный каст. Разумеется, нельзя обойти вниманием Дженнифер Энистон, дебютировавшую в этой картине, да и других артистов, ожививших персонажей ленты. Но в первую очередь речь идет, собственно, об Уорвике Дэвисе. Кто бы мог подумать, что актер, до того игравший в основном персонажей добрых и довольно милых, вдруг наделит кровожадного демона мощнейшей харизмой, за которую его будут частенько сравнивать с незабвенным Фредди Крюгером? Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что без героя статьи этот фильм едва ли смог бы добиться той же популярности. Лепрекон, жадный и желчный, жестокий и насмешливый, странным образом одновременно отталкивает, смешит, пугает и очаровывает.

Потому и неудивительно, что этот ужастик получил целых пять продолжений, тем самым приблизившись к тому же «Кошмару на улице Вязов», с которым его невозможно не сравнивать. Различает же эти две франшизы то, что в случае с приключениями Фредди Крюгера «полным дерьмом» все части, кроме оригинальной, считал в первую очередь создатель легендарного убийцы. С Лепреконом же все получилось ровно противоположным образом. Создатели серии, ослепленные блеском золота (не лепреконьего, а звякающего в карманах зрителей), принялись клепать продолжения, уже не видя границ, за которыми очаровательный абсурд превращается в горячечный бред. С их легкой руки Лепрекон побывал даже в космосе! Но, несмотря на безудержный полет фантазии, фильмы уже явно не дотягивали до ленты, запустившей франшизу. В принципе, единственным их достоинством можно назвать… да, собственно, Уорвика Дэвиса, неизменно появляющегося в каждом продолжении.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что у последнего, шестого фильма все же был потенциал. «Лепрекон 6: Домой» мог бы стать отличной пародийной комедией, невероятным коктейлем из высмеивания стереотипов а-ля «Не грози Южному Централу» и сумасшедшинки, характерной для серии в целом, но… по большому счету запал прошел после первых же нескольких сцен, а только лишь оригинальных декораций было маловато, чтобы вернуть серии хотя бы подобие былой популярности. Словом, не дотянул он даже до фильма «Лепрекон 5: Сосед» 2000 года, где любитель золотишка впервые столкнулся с афроамериканской действительностью. Вышла на экраны шестая часть в 2003 году, и сейчас ее принято считать последней из классической серии.

Иронично, кстати, что в 1998 году была представлена публике картина «Очень несчастный лепрекон» – доброе семейное фэнтези, даже получившая продолжение – фильм «Белый пони» 1999 года. И в том, и в другом Уорвик Дэвис сыграл лепрекона, но уже рассчитанного на дошкольную аудиторию.

Но вернемся к более привычным темам. В 2013 году была сделана слабая попытка реанимировать полюбившегося многим страшного, но чертовски обаятельного персонажа. «Лепрекон: Начало» при этом позиционировался создателями уже не как легкий ужастик с изрядным количеством комедийных моментов, а как настоящий, мрачный, взрослый хоррор. Наверное, поэтому исполнять роль легендарного любителя золотишка и пригласили не Уорвика Дэвиса, а низкорослого рестлера Дилана Постла… Чтобы не тратить время на живописание кошмара (в плохом смысле этого слова), который сотворили жаждущие перезапустить знаменитую франшизу деятели, лучше сказать коротко: у них не вышло. Так что, наверное, даже хорошо, что герой статьи не замарался в этой авантюре.

Однако, конечно, не «Лепреконом» единым известен Уорвик Дэвис любителем темного кино. Любители сериалов, в частности, могли заметить его в шестисерийном комедийном хорроре «Дом страха доктора Ужасного», снятом на родине актера. Сериал на самом деле едва ли можно назвать значимым (до того же «Доктора Кто», в котором также мелькал Дэвис, ему далеко, разумеется), но для тех, кто любит немного посмеяться и чуточку пощекотать себе нервы, параллельно занимаясь домашними делами, он подойдет как нельзя лучше.

Что же касается полнометражных работ актера в жанре хоррора, то все они так или иначе имеют общие черты с «Лепреконом». Далеко ходить за примером не надо: в 2004 году, через год после выхода на экраны шестой части похождений низкорослого ирландца, Уорвик Дэвис воплотил на экране другого маньяка – карлика по кличке Блюдец в фильме «Без кожи». Описать словами то, что творится на экране в этом фильме, на самом деле сложно. Эту ленту называют то лютейшим трешем в худшем смысле этого слова, то гениальным творением режиссера, отбросившего все возможные клише вместе с правилами драматургии, причем обе точки зрения по-своему верны. В любом случае сказать определенно можно только то, что равнодушным он едва ли кого-то оставит. И Блюдец – если не самый яркий персонаж этой вакханалии, то, определенно, один из самых запоминающихся.

Для многих актеров спорные отзывы на «Без кожи» послужили бы сигналом к отступлению или, по меньшей мере, к серьезному пересмотру своих приоритетов при выборе приглашений сняться в ужасах. Но не прошло и трех лет, как Уорвик Дэвис засветился еще в одном низкопробном и неоднозначном проекте – «Злодеи из глубинки». Вот тут даже самые преданные фанаты лицедея оказались в растерянности и не смогли с ходу понять, куда же влез их кумир: не то в лихую пародию на все фильмы о городских, нарвавшихся на реднеков, разом, не то в действительно отвратительное кино, полное клише и дурацких сюжетных ходов, бессмысленно кровавое и жестокое… Тринадцать лет спустя эта картина все же обрела своих поклонников, но надо заметить, что споры о ее художественной ценности хоть и поутихли, но все еще не закончились окончательно.

Что придает особой пикантности всей ситуации: 2004-й и 2007-й – это также годы выхода двух фильмов о Гарри Поттере, «Узник Азкабана» и «Орден Феникса» соответственно. Так что, пока дети смотрели на добродушного профессора, учащего магии, взрослые наблюдали за кровожадными маньяками, выпускающими кишки невинным жертвам… И есть что-то жуткое в том, что перед глазами и тех, и других был один и тот же человек, не так ли?

* * *

Так, если излагать совсем кратко, на сегодняшний момент выглядит творческое наследие Уорвика Дэвиса. Но мы-то отлично знаем, что 50 лет – это совершенно не возраст для актера. Впереди его, несомненно, ждет еще множество ролей, среди которых, будем надеяться, найдется место не одному яркому хоррор-персонажу.

И есть ли лучший способ воздать должное лицедею, чем в честь его юбилея пересмотреть старого доброго «Лепрекона»? Или снова понаблюдать за зверствами Блюдца… а то и «Белого пони» освежить в памяти – наверняка ведь кто-то из читателей видел это кино в детстве.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)