DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Упыри на хуторе

Семья вурдалаков

СССР, 1990

Жанр: ужасы, экранизация

Режиссер: Игорь Шавлак, Геннадий Климов

Сценарий: Марина Собе-Панек, Игорь Шавлак, Геннадий Климов

В ролях: Игорь Шавлак, Елена Караджова, Николай Волошин, Юрий Катин-Ярцев, Николай Кочегаров, Иван Щеголев, Никита Симановский, Елена Земляникина-Крылатова, Александр Рыжков, Всеволод Хабаров

Похожие фильмы:

Повесть А. К. Толстого «Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного» (1839) экранизировали не раз — и всегда крайне неудачно. Одна из попыток — «Семья вурдалаков» Игоря Шавлака, вышедшая на экраны в 1990 году.

Повесть была первым прозаическим произведением русского классика. Граф написал ее на французском языке в свои двадцать два года во время долгого путешествия по Европе. Рукопись пылилась в шкафу до конца жизни Алексея Константиновича и даже дольше. Лишь в 1884 году ее наконец выудили из бумажных залежей, перевели на русский язык и опубликовали в «Русском вестнике». С тех пор жуткая история о семейке упырей из восточноевропейской глухомани не перестает будоражить умы простых читателей и амбициозных кинематографистов.

Фильм «Семья вурдалаков» давно стал классикой постсоветского российского кинематографа. Но сильно хвалить его не стоит, недостатков в нем прорва.

Создатели, как это часто водится, перенесли время и место действия в позднеперестроечный СССР. Оно и понятно: бюджет крошечный, денег на декорации и костюмы в обрез. Главный герой теперь — не тот симпатичный дворянин, которого нарисовал Толстой, а самодовольный московский хлыщ — модный фоторепортер. Впечатление, в отличие от романтического героя повести, он производит отталкивающее, несмотря на смазливость. Главред газеты отправляет его на три дня на отдаленный хутор, чтобы хлыщ накропал материала на статейку о какой-то чертовщине. Какой именно — не уточняется (главред почему-то не умеет четко формулировать свои мысли). Приезжает хлыщ на этот изолированный хутор — и понеслось: заброшенная церковь, стаи грачей, дед-упырь, укушенные внуки, дедова молоденькая дочка с толстенным слоем рыхлой «штукатурки» на лице…

Хотя над сценарием работали целых три человека, дыр в нем хоть отбавляй. Особенно много их там, где авторы сочиняли отсебятину и совсем не придерживались толстовской канвы. Совершенно непонятно, для чего они приплели престарелого реставратора икон. Он со своим умствованием, обращенным в никуда, совершенно не помогает раскрытию замысла, смотрится нелепо, не к месту. По возвращении домой главный герой с удивлением узнает от недовольного главреда, что пробыл в командировке десять дней вместо положенных трех. За это время не просто никто не забил тревогу — на блудного хлыща все разобиделись, а невеста и вовсе бросила. Странное поведение, когда человек пропал без вести…

Дальше — еще страньше: с первым снегом наш герой отправляется с друзьями в лес на охоту. В какой-то момент он останавливается и почему-то ждет, когда приятели скроются из виду за завесой метели. Потом он пытается их догнать, но вместо этого легко, своими ногами прибегает по заснеженному лесу… на вурдалачий хутор! Тот самый, на который можно попасть только по озеру на лодке (вода, кстати, еще не замерзла). Ну, а концовка и вовсе дурацкая: в пылу схватки с нежитью репортеришко вываливается из окна хуторского дома и падает… на московскую брусчатку. И эта несуразица — вместо эффектного финала повести, где граф стремглав мчится прочь на взмыленном коне, а за ним семимильными прыжками несется толпа упырей — дед насаживает внука на вилы, размахивается и швыряет мальчонку-кровопийцу в героя, словно снаряд… Вероятно, у создателей не было денег и технических возможностей снять такую сцену, но почему бы не придумать что-нибудь поубедительнее, чем телепортация в Москву? Наконец, почему бы просто не оставить концовку открытой, раз уж ничего путного не придумывается?

И это лишь самые заметные огрехи сценария. В киноленте масса неточностей, нестыковок, недосказанностей и нарушений элементарной логики.

Почему же это творение все-таки стоит посмотреть любителям жанра ужасов? Потому что оно пугает. Удивительно, но факт: фильм страшный. Сценаристы из создателей так себе, но кинокартина — это ведь не только сценарий. Многое удалось на славу — визуальный ряд, сочетание оттенков, унылые пейзажи поздней осени, душок сельского разложения. Умело подобраны локации. Все это сдобрено гнетущей музыкой и до дрожи пробирающими потусторонними звуками. Интересный и необычный ход — речь вурдалаков с легким эхо-эффектом, что выдает в них посланников потустороннего мира. Когда они говорят, от них так и веет червивой могильной сыростью.

Фильм далеко не сразу вошел в фонд классики российского хоррора. Изначально он провалился и был осмеян везде, где только можно. Потом о нем надолго забыли — можно предположить, что лишь изредка крутили по телевизору. Вспомнилась кинокартина лишь через пятнадцать-двадцать лет — около середины нулевых, когда интернет стал доступным каждому и кто-то выбросил «Семью вурдалаков» в Сеть. К тому времени уже подросло новое поколение, и такие фильмы перекочевали из низшего разряда в разряд позднесоветской раритетной экзотики.

Игорь Шавлак сколько-нибудь заметных успехов на поприще кино так и не добился, пошел по скользкой дорожке. В 2007 году он выпустил сомнительного качества слешер «Путевой обходчик». Не имея возможности выплатить долги за съемки убыточного фильма, горе-режиссер дал деру в неизвестном направлении. С тех пор никто не знает, где он. Может быть, обосновался на том хуторе.

А кинолента «Семья вурдалаков», несмотря на все ее вопиющие недостатки, стала легендой отечественного кинематографа.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)