DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

БЛИЗНЕЦЫ

Виктор Точинов: «Создание сообществ любителей жесткого хоррора я приветствую»

Писатель Виктор Точинов, автор романов «Тварь», «Новая Инквизиция» (в соавторстве с Александром Щёголевым), «Пасть», «Логово», «Стая», «Царь живых», сборника «Темные игры», регулярно публикуется в различных антологиях и периодических изданиях. Излюбленный жанр - хоррор, но Точинов также пишет и фэнтези, и фантастические триллеры и боевики. Для одного из первых выпусков журнала «Тьма» писатель дал эксклюзивное интервью.

Расскажите, почему Вы решили писать именно в этом жанре? Ведь спрос на кровавую, жесткую литературу в России невелик. Что подтолкнуло? Или кто подтолкнул? Рассчитывали ли Вы на такой успех?

Наверное, каждый автор в меру своего умения пишет книги, похожие на те, которые ему нравится читать. Не знаю, можно ли начинать писать, предварительно оценив состояние рынка: а напишу-ка я фэнтези, благо его читатель заглатывает в огромных количествах... Сомневаюсь, что при таком подходе получатся качественные книги. Что касается спроса, то я не стал бы делить литературу на жесткую-кровавую и мягкую-бескровную. Возьмите почти любой роман из пресловутых залежей фэнтези — разве там меньше чудовищ и смертей? Другое дело, что монстры чаще всего картонные, а кровь похожа на томатный сок... Мне кажется, что писать можно хорошо или плохо, безотносительно к предмету описания. И добротно написанные книги всегда найдут своих читателей. Кто или что подтолкнуло... Никто не подталкивал, по большому счету. Ну разве что такой случай: гулял по Баболовскому парку возле поселка Александровская, и подобрал пыж от охотничьего ружья, причем для пули-жакана. А чуть позже увидел неподалеку укрепленный на деревьях лабаз — с таких охотники стреляют крупных и опасных зверей. Зачем? На кого? В парке-то, где крупней зайца дичи не бывает?! А что, если... Через несколько месяцев на свет появилась «Пасть» — первый мой роман.

Во всех литературных кружках, в любом мастер-классе учат – пиши о том, что хорошо знаешь. Даже в Вашем рассказе «Три звонка на рассвете» этот постулат упоминается. Чем же вы таким увлекаетесь, если настолько правдоподобно описываете убийства, смерти и кровавые бесчинства?

Не совсем так. Упомянутое правило на самом деле полнее: пиши о том, что хорошо знаешь, или о том, чего не знает никто. «Правдоподобие» в моих книгах более чем условное. Насколько правдоподобно описаны ощущения пожираемого оборотнем человека или оборотня в процессе пожирания человека — могут подтвердить лишь персонажи этой сцены, не так ли? Можно считать, что я пишу о том, что не знает никто. Ну, почти никто — оборотней и их жертв выводим за скобки. Самое главное: раз читатель верит, раз сопереживает — значит, писатель достиг цели. В любом случае, никаких экстраординарных увлечений (вроде экскурсий по моргам) у меня нет. Охота, рыбалка, оружие — вот и все хобби, пожалуй.

Раз уж мы коснулись личной жизни, поведайте - можно ли матерому автору триллеров «прожить на одну зарплату»? Гонорары только приятный довесок к успеху или средство существования?

С осени 2003 года веду жизнь профессионального писателя - гонорары составляют более 50% всех доходов. Жив пока...

Хотя, конечно, можно лишь вздохнуть о «золотом веке» русской литературы - когда доходы с поместий повзоляли дворянам-литераторам шлифовать будущие шедевры, не отвлекаясь на мысли о том, как прокормить на гонорары семью...

Прилавки книжных магазинов просто завалены бесконечными мыльными сериалами про «героев-из-последних-сил». На страницах дорогих изданий персонажи с включенным «годмодом» пачками валят очень злобных, но беспомощных плохишей. Количество магов, богов и легендарных воителей переходит все разумные границы. Как вы относитесь к теперешнему засилью некачественного фэнтези и грошевой боевой фантастики? Что читаете сами, что можете посоветовать?

Давно перестал читать жанры, читаю лишь авторов. Мне неважно, про что напишут Лукин и Лазарчук, Громов и Логинов, - про звездолеты или гоблинов, я все равно прочту. А к многотомным космическим и фэнтезийным сагам я никак не отношусь, не пишу их и не читаю...

Оговорюсь: речь шла о чтении для удовольствия. Однако, как писателю, постоянно приходится профессионально читать рукописи молодых авторов: присылаемые для конкурсов или сборников, обсуждаемые на семинаре Бориса Стругацкого. Это совсем иной род чтения.

Знаем, что Вы и сами пробовали силы в жанре фэнтези. Как впечатления?

Не считаю фэнтези «низким» жанром. Примеры Сапковского или Лазарчука показывают, что можно писать отличные фэнтезийные книги. И я повесть «Полкоролевства в придачу» писал с удовольствием. Более того, продумал мир, где происходит действие, куда подробнее, чем требовал сюжет - вполне возможно, что еще возникнет желание вновь там побывать.

Интернет теперь почти в каждом доме, он стал привычным средством общения и легким инструментом для добычи информации. Насколько крепко Вы попали в его сети? У вас есть персональный сайт?

Не могу сказать, что я запутался в Интернете, как муха в паутине. Летом много времени провожу в деревне, без возможности выхода в Сеть - и желания отправиться в Интернет-кафе ближайшего городка не возникает.

Средство связи и общения? Да, удобно, не спорю.

Легкий инструмент для добычи информации? Тоже да, тоже пользуюсь, но легко добытая информация весьма легковесна, на мой взгляд. Интернет соотносится с добротной бумажной библиотекой примерно как начинка гамбургера с хорошо прожаренным куском мяса. Если голоден и мало времени, отчего бы не отобедать в Макдоналдсе? Но постоянно питаться гамбургерами (и столь же старательно кем-то пережеванной интернетовской «пищей для ума») - не по мне.

Персональных сайтов я не открывал, и открытие кем-либо не санкционировал.

Правда, один читатель как-то сообщил, будто набрел в Сети на мой «левый» сайт, но ссылку так и не прислал.

Для общения и выкладывания новостей использую Живой Журнал.

http://vt25.livejournal.com - заходите, поболтаем.

И, коль скоро мы заговорили о Всемирной Сети, скажите – нужны ли, на Ваш взгляд, такие проекты, как ЛоТ? Ваше отношение к тому, что в Восточной Европе появляется такое объединение?

Идея Михаила Парфенова о создании «темного фэндома» мне кажется своевременной. Почему бы и нет? Ведь буквально на глазах от фэндома отпочковалось (хоть и не окончательно отделилось) движение любителей фэнтези и ролевых игр. Например, проводимый в Казани «Зиланткон» уже трудно назвать «общефантастическим» конвентом...

Любые шаги, направленные на создание сообществ любителей жесткого хоррора, я лишь приветствую.

А теперь я задам вопрос, который, думаю, волнует всех Ваших читателей, включая меня, больше всего – когда же выйдет «Стая»? Работа началась, или роман находится в стадии обдумывания?

«Стая» — крайне «невезучий» текст. Поначалу он существовал в виде нескольких глав, не вошедших в роман «Логово» — и они погибли вместе с компьютером. Почти все тексты оказались продублированы, а этот — нет. Затем, после смены издательства, встал вопрос об авторских правах: никто не хочет печатать третью книгу трилогии без двух первых... А работа началась. И следующий мой роман будет называться «Стая». И до читателя дойдет, даже если придется выкупать права у нынешнего правообладателя.

«Новая Инквизиция», одна из лучших Ваших книг, была написана в соавторстве с Александром Щеголевым. Однако «Аутодафе», вольное продолжение, Вы уже писали соло. Вам не понравился опыт работы в паре, или были другие причины? И будут ли еще книги из этой серии?

Продолжения «Новой Инквизиции» изначально задумывались, как межавторский проект. И второй роман тоже был начат в соавторстве (правда, не со Щеголевым). Однако после 2-3 написанных глав соавтор охладел к замыслу и прервал работу. В результате мне (уже написав достаточно большой кусок текста) пришлось полностью переписать не мои главы, ужав их до первой главы первой части. Однако в наследство достался чужой персонаж, который мне активно не нравился...

Результатом стал редко практикуемый, особенно ныне, сюжетный ход: смерть героя-повествователя.

Третий и четвертый романы из серии «Новая Инквизиция»написаны в соавторстве с В. Романцевым и В. Гончаровым соответственно, лежат сейчас в «Лениздате» - авансы выплачены, но перспективы выхода в свет мутные в связи с закрытием лениздатовской серии «Крест».

В двухтомнике «Тварь» Вы, по собственному утверждению, постарались создать местечко в Подмосковье, опираясь на пример Стивена Кинга с его созвездием городов в штате Мэн. На мой взгляд, эту планку Вы взяли играючи. Не думали над дальнейшим развитием идеи?

Не совсем в Подмосковье - в Ленинградской области. К тому же многого выдумывать не пришлось - Спасовка из романа именуется в жизни селом Покровским, мои корни оттуда, образ писателя Кравцова весьма автобиографичен...

Так что я в детстве слышал рассказы про Чертову Плешку и прочие деревенские страшилки, лазал в подземелья разрушенного особняка графини Самойловой - и сполна использовал этот материал в романе. А место там действительно интересное: развалины дворца, заваленные штольни, речка, по весне вымывающая человеческие кости из берегов... И истории в реальности случались весьма загадочные.

Едва ли на свет появится «Тварь-3» - все, что я хотел рассказать про Спасовку, уже рассказал. Но разве мало на свете иных «плохих мест»? У нас их не меньше, чем в Мэне, и меня часто тянет там побывать...

По традиции, заканчивая интервью, скажите несколько слов поклонникам вашего творчества.

Могу пожелать одно: сталкиваться с мрачными, жестокими, запредельными сторонами нашей жизни, о которых я привык писать, лишь в книгах и фильмах, но никак не в реальности. Удачи!

Комментариев: 13 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 saga23 05-05-2013 13:03

    Неожиданно.

    Результатом стал редко практикуемый, особенно ныне, сюжетный ход: смерть героя-повествователя.

    Надо внимательно познакомиться с текстом, интересно, КАК делается убийство таких персонажей...

    Как там пел "Урфин Джюс"?

    Я умер, всё в порядке: в карманах пропуска,
    Подписаны все справки, печати в паспортах.
    На белом дирижабле, похожем на свинью,
    Легко раздвинув тучи, мы вылезли в раю.
    Учитываю...
  • 2 Мельник 20-02-2013 14:14

    Несмотря на "возраст" интервью, все еще читается с интересом.

    Учитываю...
  • 4 Гмых Е.О. 20-02-2013 09:28

    Слушал а-буку Тварь. Вот сколько было заплачено за неё?

    Учитываю...
    • 5 Парфенов М. С. 20-02-2013 20:35

      Да, вот сейчас автор прибежит, чтобы ответить на вопрос от анонима, сколько конкретно денег он получил за конкретное издание конкретной своей книги. Ждите)

      Учитываю...
      • 6 Аноним 21-02-2013 00:46

        нееееееее я не это имелл ввиду! Я спрашивал СКОЛЬКО ОН ЗАПЛАТИЛ ЧТОБЫ ЕГО КНИГУ ОЗВУЧИЛИ!

        Учитываю...
        • 7 Al-Axe 22-02-2013 04:26

          Нисколько. Точинов себя уважает, и правильно делает.

          А ваш провокационный вопрос из того ряда, как если бы у вас спросили, сколько вам заплатили за коммент

          Учитываю...
          • 9 Al-Axe 22-02-2013 14:57

            Обычно не реагирую, но в данном случае вопрос якобы задан на голубом глазу и потому может дезориентировать нормальных людей, которые не в теме. Даркер же читают, в том числе читают комменты ;)))

            Учитываю...
          • 10 Аноним 23-02-2013 18:15

            Почему же на глазу, тем более на голубом. Я объясню. Книга, на личный взгляд, очень мало относится к ужасам с одной стороны, не плоха с литературной точки зрения (имею ввиду именно Тварь), но очень и очень слаба с точки зрения сюжета. Господин Кравец, который озвучил данное творение ничего бесплатно не делает(хотя и работает по пиратски и никаких прав на книгу у издательства не выкупал). Потому и возник мой вопрос. Каким образом книга была озвучена и сколько автор(а в данном случае только он заинтересован в аудиоварианте) заплатил за озвучку.

            Этот вопрос оскорбителен? Он дает право обзывать меня "троллем"? Или у вас есть другие, не известные мне мотивы?

            Учитываю...
          • 11 alex_sholokh 23-02-2013 19:11

            Уважаемый, заинтересованность в распространении текстов (аудиоварианты, экранизации, электронные книги) не всегда только у автора. Вы сами только что все объяснили:

            Господин Кравец, который озвучил данное творение ничего бесплатно не делает(хотя и работает по пиратски и никаких прав на книгу у издательства не выкупал).

            То есть, спросив сколько заплатил Точинов за озвучку, все равно что спросить у Точинова, Щеголева (да еще у тысячи авторов) сколько они заплатили за размещение своих текстов на страницах милой библиотеки Либрусек или Флибуста.

            Учитываю...
          • 12 Аноним 23-02-2013 19:48

            Не корректное сравнение! мы прекрасно знаем, что, сколько и кому платит флибуста.

            В данном случае есть факты:

            а. слабая книга (хотя автор вестимо думает иначе);

            б. лицо делающее работу за деньги;

            в. конечный продукт, весьма высокого качества.

            Если ваш ответ завуалировано говорит, что "Торчинов никому ничего не платил и Кравец сам взял его книгу, записал её в студийных условиях и пустил в сеть с целью популяризировать самоё себя", то ладно. Но возникает другой вопрос. Это ответ Торчинова или домыслы Шолохова?

            Учитываю...
          • 13 Парфенов М. С. 23-02-2013 20:30

            Следующий ваш комментарий, который будет содержать троллинг, к публикации допущен не будет.

            Авторы, не кормите тролля.

            Учитываю...