DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Во тьме

Колыбель кошмаров / Cradle of Fear

Великобритания, 2001

Жанр: триллер, ужасы

Режиссер: Алекс Чендон

Сценарий: Алекс Чендон

В ролях: Дэни Филт, Эмили Бут, Стюарт Лэйн, Эдмунд Дин, Эйлин Дэйли

Похожие фильмы:

  • «Бойня блюющих куколок» (2006)
  • «Меланхолия ангелов» (2009)

Алекс Чендон еще в период работы над клипами Cradle of Filth обращал на себя внимание ярким стилем. В свою очередь, сама группа во главе с лидером Дэни Филтом стояла у истоков симфонического блэк-метала наряду с другими бандами, в основном представляющими Скандинавию. Но и Филта, и Алекса Чендона также привлекала готика, что отчетливо видно во многих их клипах. Несмотря на видимые стилистические различия, готик-метал и блэк-метал, безусловно, родственные стили.

Блэк-метал с бласт-битами, дисторшеном и тремоло может украсить собой любой кошмар. Неслучайно клипы многих блэковых групп представляют собой маленькие хорроры, и Cradle of Filth не исключение. Что же до фильма «Колыбель кошмаров», то он во многом похож на клип, точнее, на три клипа, учитывая, что в работе Чендона три новеллы, связанные между собой мистическим существом, которое как раз и сыграл Дэни Филт. По большому счету, это его привычный образ из клипов и концертных выступлений, так что вживаться в роль ему не было нужды. Зато его атмосферная, мрачная музыка украсила собой саундтрек, причем если в визуальном плане в работе Чендона встречаются авангард и клиповая эстетика, то в плане звуковом это индастриал и все тот же симфо-блэк.

Любопытно теперь обнаружить заметку об этом фильме в музыкальном журнале Dark City за 2004 год, где рецензент громил его так самозабвенно, словно Чендон занял у него деньги и не отдает. То, что это не блокбастер, очевидно любому, кто просто посмотрит на постер. Но в век, когда за большие деньги снимают стереотипные ужастики, в авангарде нередко создаются интересные произведения.

Важно понимать, что «Колыбель кошмаров» — это именно авангардный фильм, а вовсе не «бэшка». Алекс Чендон ставил своей целью не заработать денег на популярной теме, а, скорее, создать образец безумия, прорубить окно в зазеркалье, где живут не только герои сказки Льюиса Кэрролла, но и действительно опасные существа. Мир «Колыбели кошмаров» — это именно темная сторона реальности. Истории переплетаются, перетекают одна в другую, а весь творящийся абсурд парадоксально объясним на каком-то высшем уровне. Мотив рождения и прихода зла в мир оказывается ключевым в пространстве фильма Чендона. Неслучайно «Колыбель кошмаров» заканчивается фразой «зло рождено в мир».

Наша реальность — лишь ширма, скрывающая от нас хаос, царивший до сотворения мира. Древние существа, словно позаимствованные из мифологии Лавкрафта, правят нами. Человек — он порочен. Алекс Чендон не верит в людей. Люди добры, только когда им это выгодно, а истинная природа человека — зло и смерть. Фильм населен огромным количеством отталкивающих персонажей, которые готовы на все, чтобы добиться желаемого. А герой Дэни Филта выступает неким искусителем: он «дергает за ниточки», сам оставаясь в тени.

Для малобюджетного авангарда Алекс Чендон собрал немалую массовку, а также максимально растянул хронометраж — почти на 2 часа, стремясь добиться погружения зрителя в мир вечной тьмы, боли и печали. В целом, используя привычную кинематографию, Чендон прибегает время от времени к клиповому повествованию, особенно в динамичных сценах. Подобные стилевые вкрапления идут лишь на пользу, демонстрируют ирреальность происходящего не хуже, чем экспрессионистские приемы авангарда 1920-х годов. Даже приходит мысль, что именно этим фильмом мог вдохновляться один из самых бескомпромиссных авангардистов Люцифер Валентайн, дебютировавший шестью годами позже. Безумие, девиации, полный нигилизм происходящего — это, безусловно, объединяет работы Чендона и Валентайна.

Поклонников традиционного хоррора «Колыбель кошмаров», скорее всего, разочарует. Она не вписывается ни в готический хоррор, ни, тем более, в фильмы про монстров. И, самое главное, остается ощущение, что режиссер что-то хотел сказать, пусть к его образам и прилагаются дешевая пленка и отнюдь не изысканные спецэффекты. Но ценителям тьмы, для которых агрессия и перегруженные рифы блэк-метала важнее мелодизма хард-рока, кто не верит в доброго демиурга, а убежден, что мир — это хаос, а смерть — спасение от абсурда бытия, с фильмом Алекса Чендона стоит ознакомиться. Как минимум, он любопытен безудержной фантазией режиссера и давящей, липкой атмосферой, словно вы оказались в паутине бытия, а тьма иного мира, подобно бездне Ницше, заглядывает в самую душу. И сложно не раствориться в ней.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Max Cady 22-12-2018 19:24

    Смотрел фильм очень давно, сюжеты историй уже помню смутно, но помню общую жуткую атмосферу. Теперь обязательно пересмотрю, сконцентрировавшись на музыке.

    Учитываю...
  • 2 БАНК 20-12-2018 12:27

    Отличный фильм, кстати. Надо пересмотреть.

    Учитываю...
    • 3 Аноним 20-12-2018 17:44

      БАНК, и группа отличная, пусть фанатики тру-блэка и гонят на них.

      Учитываю...