Imaro II: The Quest for Cush / Имаро 2: В поисках Куша (роман)

Автор: Чарльз Сондерс

Жанр: фэнтези

Издательство: DAW Books (1984), Night Shade Books (2007)

Год первого издания: 1984 (первый вариант), 2007 (второй вариант)

Похожие произведения:

  • Роберт И. Говард «Конан» (цикл)
  • Карл Эдвард Вагнер «Кейн» (цикл)
  • Фриц Лейбер «Фафхрд и Серый Мышелов» (цикл)

Кем только ни называли Имаро, самого известного героя канадского писателя Чарльза Сондерса. Такие лестные характеристики, как «чёрный Конан» и «темнокожий Тарзан, герой джунглей», сыпались на персонаж как из ведра. Конечно, когда первые три романа о приключениях Имаро вышли в издательстве DAW Books, вообще мало кто задумывался о том, что же представляет из себя этот герой. Он был одним из многих — и с течением времени смог доказать свой высокий класс, встав в ряд известнейших героев жанра «меча и магии». Во всяком случае, позднее его сравнивали не только с Кейном Карла Эдварда Вагнера, ворвавшегося на книжные страницы в то же время, что и Имаро, но даже с Элриком Майкла Муркока!

Когда пришла пора переиздания, Чарльз Сондерс посчитал своим долгом напомнить читателям, что его персонаж — вовсе не Тарзан и не Конан. Впрочем, нужно обладать недюжинным воображением, чтобы заподозрить родство Имаро и человека из джунглей. С киммерийцем он имеет гораздо больше общего, в чём можно убедиться ещё в первом романе цикла. Однако, чем дальше от начала, тем настойчивее писатель говорит нам: Имаро — не Конан. Вторая книга не даёт в этом усомниться.

Заглавие «Имаро 2: В поисках Куша» и так уже красноречиво заявляет, что наш чернокожий воин обретает цель. Причём, цель такую объёмную, большую, за которой наверняка стоит ещё что-то более крупное! Вот уже и первое отличие: у Конана нет целей, которые определяли бы его жизнь даже на месяц вперёд, не говоря уже о более продолжительных промежутках времени.

Имаро обретает свою цель в финале новеллы «Мджи йа Взиму». Если в 1980-х годах это был последний рассказ первого романа, то в нулевые он стал первой частью «В поисках Куша», второй книги о чернокожем гиганте. Идя по пятам за похитителем любимой женщины, герой проникает в некий Город Безумия (известный также как Мджи йа Взиму). По пути воин очень кстати встречает пигмея Помфиса, который много знает (в основном, этим он и может быть полезен) и соглашается помочь чернокожему гиганту в его предприятии. В проклятом городе Имаро убивает Бомуну — похитителя его любимой, — сражается с жрецом и подвластной ему тварью и освобождает Танишу. Вместе с женщиной и новым другом-пигмеем он выходит из Города Безумия, не зная ещё, куда направиться дальше.

Вот тут и вставляет своё веское слово Помфис. Ему нужно добраться до Куша — страны где-то далеко на севере, где он пользуется почётом и уважением. Там же, предполагает он, Имаро может найти ответы на гложущие его вопросы: кто он такой? кто его отец? куда девалась его мать? — и другие не менее захватывающие. Воину и его любимой, в общем-то, некуда идти после того, чем закончилось их весёлое житие-бытие в банде разбойников (об этом рассказывает первый роман серии). И вот забрезжила первая крупная цель — Куш, славный и сильный. Всю оставшуюся часть книги герои неутомимо стремятся к нему.

Следующая повесть «Мвенни» живописует самый крупный город, который до той поры довелось увидеть Имаро и Танише. Здесь царят свои порядки, существует местный «колизей», где проводятся игры с рукопашным боем. Имаро участвует в одном из таких боёв, чтобы заработать денег. Кроме презренного металла, он обретает и союзника, который ещё достойно покажет себя в будущем. Этим союзником становится... борец, которого победил Имаро.

Троице друзей во главе с гигантом и невдомёк, что почти всюду в городе за ними следят неусыпные глаза, отмечая их передвижения, запоминая людей, с которыми те общались. Путники проводят время довольно-таки беззаботно, а за ними тянется кровавый след: совершено несколько бесчеловечных убийств... Чьих рук дело? Кому понадобилась троица чужеземцев, пришедших в Мвенни?

Чем ближе к концу повести, тем стремительнее развиваются события. В разрушенном храме Имаро наконец узнаёт, кто строит все эти козни. Пожалуй, именно здесь Сондерс делает жирный такой намёк на то, чему собирается посвятить дальнейшие события своей Саги. На Имаро охотятся приспешники Машатаан — богов-демонов, некоего аналога лавкрафтовских богов в мире Нюмбани. Почему им так интересен этот человек, неясно, но демонические силы очень упорны.

В результате очередных героических сражений, некоторых потерь и неожиданных приобретений (вот тут и играет свою роль тот союзник, найденный на арене!) очередной приверженец богов-демонов отправился к праотцам, а Имаро доподлинно узнал, что теперь его не оставят в покое до тех пор, пока не уничтожат.

Обложка первого издания романа 1984 года.

Трое спешно покидают Мвенни и отправляются дальше по дороге в Куш. Им нужно выйти к городу-порту Мошамби, где они могли бы сесть на корабль и по воде добраться до цели путешествия. Но кривая дорога заводит друзей куда-то не туда, о чём писатель рассказывает нам в новелле «Бана-Гуи». Пожалуй, это самое необычное приключение Имаро сотоварищи во всей книге.

Сначала гигант, Таниша и Помфис останавливаются в деревне народа риндиллов, где и узнают, что отклонились от дороги к Мошамби. Их опаивают, и посреди ночи мужчины очухиваются в саванне, окружённые стаей шакалов. Но Имаро так просто не возьмёшь: разогнав трусливых собак, он вызнаёт у вождя риндиллов, куда те подевали Танишу. Гигант и пигмей отправляются вслед за женщиной в подземные пещеры, где живут люди Бана-Гуи... хотя, может, и не вполне люди. Это какие-то уроды: женщины с отвратительными наростами под грудями, мужчины с двумя головами (но, видимо, не сиамские близнецы). Как оказывается, риндиллы заключили с Бана-Гуи договор: они должны поставлять подземным жителям своих женщин — или чужих, неважно. Ясно, что аборигены были донельзя рады, когда вместе с Имаро и Помфисом к ним пришла ещё и Таниша.

Наш герой ради спасения любимой готов на всё, и даже поначалу решил устроить резню в пещерах, но, как выяснилось позже, это не необходимо. История разрешилась без лишнего кровопролития, хотя и довольно печально... Так или иначе, друзья снова вышли на поверхность и смогли продолжить путь.

Все вышеперечисленные произведения вошли в роман не сразу, изначально они были созданы независимо, и только когда на горизонте появилась надежда на книжные публикации, Сондерс «причесал» их и добавил во второй роман об Имаро. Оставшиеся две новеллы были написаны специально для того, чтобы завершить путь в Куш, и это, честно говоря, видно. Они будто сделаны исключительно для того, чтобы «догнать» объём до нужного количества слов.

«Бахари Маширики» рассказывает о том, как троица друзей, наконец добравшись до нужного порта, нашла достаточно сумасшедшего капитана, который вышел бы в открытое море в сезон бурь. Конечно, им пришлось применить всё своё красноречие — особенно Помфису — и все свои сбережения. А в Западном океане, который так и называется — Бахари Маширики, — судно ожидали не только сильный ветер и волны, но и обитатели глубин: Люди-из-Моря. Понятно, что в сражении с Имаро океанским тварям ничего не светило (однако они неплохо проредили экипаж корабля)... Также понятно, что за ними стояли силы Машатаан, которые таким образом пробовали в очередной раз расправиться с героем. По большому счёту, ничем этот рассказ не примечателен.

Ну, а заключительная часть романа так и называется: «Куш». Здесь вовсе нет никаких приключений. Имаро с друзьями достигает неведомого берега и встречается с правительницей страны. Та предлагает ему присоединиться к готовящемуся противостоянию с южной страной Наамой, которую наполняют маги-поклонники Машатаан. В Куше же, в свою очередь, почитают Облачных Странников — тех, кто издавна противостоял богам-демонам. Имаро соглашается постепенно готовиться к войне с Наамой (вот и более крупная цель после Куша!) и узнаёт от Таниши, что скоро станет отцом. На этом второй роман Сондерса о чернокожем гиганте завершается.

В этой книге писатель отходит от героики, которой был пропитан первый «Имаро», к эпике. Цели становятся крупнее, значительнее, враги тоже обретают силу, да и сам герой взрослеет, мудреет, набирается опыта. Он готовится к противостоянию не с каким-нибудь соседним королеством, а — ни много ни мало — со Вселенским Злом! Более того, Сондерс делает не самые тонкие намёки на то, что Имаро — не безвестный воин из племени илиассаев, а — Избранный! Подобные признаки явно нехарактерны для большинства книг «меча и магии», там всё проще и если даже могучие варвары сражаются за Великое Добро, то делают это зачастую по совместительству: прежде всего они заботятся о сохранении собственной жизни, а уж потом обо всём прочем.

Что ж, Чарльз Сондерс сумел создать интригу. Так и хочется узнать, что будет с Имаро дальше. Но вместе с тем он всё больше и больше склоняется к эпическому фэнтези — с грандиозными битвами, многотысячными армиями, огнедышащими драконами и чёрными-чёрными некромантами. Во всяком случае, финал второго романа оставляет ожидать именно этого...

Иллюстрация Джеймса Гарни, использованная для обложки первого издания романа в 1984 году.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх