DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Встреча с читателем

Мизери / Misery

США, 1990

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссер: Роб Райнер

Сценарий: Уильям Голдмен, Стивен Кинг (роман)

В ролях: Джеймс Каан, Кэти Бейтс, Ричард Фарнсуорт, Фрэнсис Стернхаген, Лорен Бэколл

Похожие фильмы: «Фанатка», «Барракуда»

Писатель Пол Шелдон не помнит сильного снегопада, из-за которого он разбился на своей машине где-то в горах. Он также не помнит, как его нашла и спасла от неминуемой смерти женщина.

Все, что он помнит, это лишь то, как он проснулся в доме Энни Вилкс — ярой поклонницы его романов. Не желая расставаться со своим любимым автором, она ломает ему ноги — чтобы никуда он не убежал и заставляет Пола создавать новую книгу, делая его, таким образом, своим собственным «ручным» писателем.

Проклиная своих школьных учителей, которые научили его писать, он пытается вновь обрести свободу, убежав из дома Энни. Но из цепких рук жестокой маниакальной фанатички не так-то легко вырваться.

Мизери

Писатель Пол Шелдон чувствовал себя на пороге нового этапа своей творческой жизни. Он наконец-то разделался с изрядно надоевшей ему мелодраматической героиней серии книг по имени Мизери, сентиментальной макулатурой для домохозяек, и мог написать что-то действительно стоящее, серьезное, что заставит заговорить о нем, как о талантливом писателе, значимом имени в современной литературе. Нужно только закончить последнюю книгу об ангелоподобной, кроткой Мизери, в конце которой она умирает, бедняжка. И хотя его издатель не в восторге от этой идеи, ведь «Мизери» принесла обоим неплохие деньги, большие тиражи, множество поклонниц и хорошую критику, но ему хотелось, наконец, свободы. Свободы творца, пишущего не ради гонораров, а открывающего читателю мир своей души и своих мыслей.

Страшная авария внесла коррективы в этот план, и Шелдон попадает в дом своей поклонницы Энни Уилкс, вытащившей его из разбитой машины. Она лечит его переломы и ушибы, выражает свой восторг и преклонение перед ним, как писателем. Поклонница номер один, как она себя называет, просто без ума от его романов о Мизери. Но любовь от ненависти часто отделяет всего лишь шаг. И этим шагом становится смерть Мизери в романе, приводящая Энни в бешенство. Как смеет писатель убивать любимую героиню! Писатель должен писать только то, что нужно от него читателю! Именно читатель диктует свои условия писателю, ведь он выкладывает свои кровные за его книги, а покупатель всегда прав! И уверенность в этом своем праве она дает почувствовать Полу Шелдону, сделав его своей собственностью, личным писателем, пишущим роман только для неё. Условия диктует она, его дело – исполнять их.

Насколько действительно свободен писатель, как любой художник в своем творчестве? Насколько он зависит от мнения и желания читателей, зрителей? Все мы не раз были свидетелями «оживления» персонажей по требованиям недовольных почитателей произведения. Творец на самом деле писатель, художник, музыкант, или же он - ремесленник, вынужденный угождать вкусам и желаниям потребителей, назовем их так? Как тяжёл бывает этот прессинг, и как велика цена освобождения от него? Да и возможно ли вообще это освобождение? Ведь если есть Поклонница №1, то значит есть и поклонницы номер два, три, четырнадцать… И многие готовы занять освободившееся первое место. Эта мысль становится фундаментом сюжета.

«Мизери» - одна из немногих удачных экранизаций Стивена Кинга. И в этом огромнейшая заслуга Кэти Бейтс, сыгравшей Энни Уилкс. Трудно себе представить на её месте утонченную Анжелику Хьюстон, которая изначально планировалась на эту роль. Именно Кэти Бейтс - стопроцентное попадание в характер и имидж персонажа. Ей блестяще удалось создать образ среднестатистической читательницы таких романов: немолодая, уже одинокая медсестра с неудавшейся личной жизнью, с грузной фигурой, не блещущая красотой, ограниченная, малообразованная. Выросшая на комиксах и их сериальных экранизациях, которые теперь сменили телевизионные ток-шоу в стиле «Давай поженимся» и «Пусть говорят», читающая только Библию и любовные романы, которые стали для неё параллельным миром, параллельной жизнью. В них она себя отождествляет с героиней, переживает её романы, как собственные, которых у неё никогда не было, воображая себя в роскошных нарядах, в интерьерах дворцов и вилл. И все мужчины там у её ног, счастливы одним лишь её взглядом, а сама она - стройная, молодая и ослепительно красивая. Именно этот яркий мир романа стал для неё настоящим смыслом жизни, взамен серому реальному существованию. И теперь этот мир должен погибнуть из-за глупой прихоти писателя? Убив Мизери, Пол Шелдон убивал саму Энни, превращая все её грезы в пепел. Да как он смеет! В пепел должен быть превращен этот мерзкий роман, а вместо него написан новый!

«Мизери» означает «Отчаяние». Очень точное название. Ведь Энни и Пол, по сути, отчаянно бьются друг с другом каждый за свою жизнь. И не важно, какая из них реальна, а какая – лишь отчаянная фантазия, плод больного воображения фанатичной поклонницы. У каждого своя реальность.

Смертельное, яростное и жестокое противостояние Пола Шелдона и Кэти Бейтс, как писателя-ремесленника и полубезумной читательницы его романов, показано на таком уровне психологической остроты накала страстей, боли и безумия, какой можно сравнить разве что с подобным противостоянием характеров в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» между персонажами Джека Николсона и (опять же медсестры) Луизы Флетчер. Роль Шелдона, кстати, была предложена Николсону и в этом фильме, но он отказался, не совсем еще отошедший психологически после «Сияния». Вообще эту роль предлагалась многим талантливейшим актерам, например, Аль Пачино, Роберту Де Ниро, Роберту Редфорду, Дастину Хоффману, Майклу Дугласу и другим. Но, по сравнению с персонажем Энни Уилкс, роль писателя казалась серой, маловыразительной, неинтересной. Джеймсу Каану удалось наполнить ее эмоциями, плотью и кровью, сделав персонаж глубоким и живым. И если Каан сыграл замечательно, то Кэти Бейтс отыграла просто фантастически! И именно эта работа принесла ей заслуженных «Оскара» и премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в 1991 году.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 Аноним 08-04-2021 21:30

    Роман Кинга не идет с этим фильмом ни в какое сравнение. Роман великолепен. Атмосферен до дрожи. Кино не впечатлило, сорри...

    Учитываю...
  • 3 Мельник 04-06-2012 18:52

    Отличный фильм. Актеры тоже постарались на славу. Ну, и, само собой, Стивен Кинг.

    Учитываю...
  • 4 Dethtrooper 21-05-2012 22:04

    Любимый роман Кинга и любимая экранизация. Вещь совершенно культовая и на все времена, пожалуй.

    Учитываю...
  • 5 Александр Подольский 21-05-2012 20:18

    Одна из самых любимых книг и не менее любимая экранизация. Райнер, конечно, не Дарабонт, но Кинга переносит на экран очень достойно. Его же "Stand by Me" еще один отличный пример того, как нужно экранизировать работы Короля Ужасов.

    Учитываю...