ССК 2018

1813 (повесть)

Автор: Уладзімір Садоўскі

Жанр: готика, хоррор

Издательство: ИП А. М. Янушкевич 

Год издания: 2016

Похожие произведения:

Готика и хоррор для белорусской литературы вещь необычная, непривычная. Русскоязычному читателю хорошо известен только яркий представитель «советской готики» Владимир Короткевич, чьи жанровые книги «Черный замок Ольшанский» и «Дикая охота короля Стаха» были экранизированы, и в обеих ипостасях получили заслуженное признание. Однако мир не стоит на месте, и в 2016 году зомби добрались и до Беларуси — молодой автор из Молодечно Владимир Садовский выпустил небольшую книгу на белорусском языке, которую можно смело и безоговорочно отнести к жанру «хоррор».

«1813» — вероятно, первый полноценный белорусскоязычный хоррор в истории. Совсем в духе современности: для выпуска книги автор запустил краудфандинговый проект на белорусской платформе и успешно собрал желаемую сумму. В итоге, в октябре 2016 года книга была издана в электронном формате и стала доступна публике (бумажная версия была выпущена всего в нескольких экземплярах). Также в книгу были включены пять фантастических рассказов, которые ранее выходили в литературных журналах и сборниках.

Заглавная повесть «1813» рассказывает историю Михаила Клеофаса Огинского, вернувшегося в молодеченское поместье своего дяди и попавшего на начало локального зомби-апокалипсиса. Год выбран не случайно — на полях после боев еще лежат брошенные трупы отступающих французов, а это является великолепным поводом для их восстания. Видно, что автор с любовью относится к родной стороне, в повести небольшими, ненавязчивыми штрихами создается живой портрет Молодечно и его окрестностей.

Интересен и выбор главного персонажа, известного даже тем, кто далек от истории Речи Посполитой, правда, в основном, благодаря своему самому известному музыкальному произведению — полонезу «Прощание с Родиной» (который в 1991 году чуть не стал гимном Беларуси). Повествование подано в двух вариантах — преимущественно от третьего лица, но имеется и несколько вставок в виде писем и дневника Огинского, в которых отражена особенность его личности — известный политик и дипломат, признанный музыкант-любитель, он раздираем двумя мирами. С одной стороны, он участник провалившегося восстания Костюшки, бывший эмигрант, патриот исчезнувшего государства; с другой — полномочный сенатор Российской империи, приближенный императора Александра I.

Казалось бы, такой ход ставит повесть в один ряд с произведениями вроде «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (которое как раз и подтолкнуло Владимира на написание чего-то аналогичного, но в родном антураже), но история получилась совсем не трешевой, а тщательно выписанной смесью исторической готики с ужасами современного типа. От готических предков ей достались старинный ветшающий замок и аббатство с толстыми стенами, таинственные катакомбы и подземный ход, поведанный за трапезой рассказ о странной истории и стелящийся по полям туман. От современности — постепенно (и буквально с первых страниц) нагнетаемая атмосфера и масштабность битвы с мертвецами, но самое главное — современные зомби, гниющие твари, бредущие с вытянутыми руками в поисках живой плоти, вырывающие куски мяса из своих жертв, расплескивающие остатки мозгов при попадании пули в голову. Даже немного скомканный конец не портит хорошего впечатления. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх